• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 ноября 2009 года Дело N А55-4885/2008



г. Самара Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2009 года В полном объеме постановление изготовлено 23 ноября 2009 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Серебряковой Е.А., судей Радушевой О.Н. и Селиверстовой Н.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Стукаловой Т.С., с участием:

от истца - представитель Явкин А.В., доверенность б/н от 01.06.2009г.,

от ответчиков: - от Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области - представитель Юрочкин А.А., доверенность N07-07/12 от 20.01.2009г.,

от Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,

от РФ в лице Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Самарской области - представитель Тихоненко Н.В., доверенность N64 от 23.01.2009г.,

от третьего лица - представитель не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 7, апелляционные жалобы: Самарской области в лице министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, и Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, (Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ) на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.09.2009 г. по делу N А55-4885/2008 по иску муниципального предприятия «Тольяттинское троллейбусное управление», Самарская область, г. Тольятти, к Самарской области в лице министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, г. Москва, с участием третьего лица Мэрии г.о. Тольятти, Самарская область, г. Тольятти, о взыскании 21 607 090 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное предприятие «Тольяттинское троллейбусное управление» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании (с учетом уточнений) с субъекта Российской Федерации - Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области за счет средств казны Самарской области 21 607 091 руб. 10 коп. - ущерба, вызванного перевозкой льготников по единому социальному проездному билету, стоимость которого установлена Постановлением Правительства Самарской области от 02 февраля 2005 N15 «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.10.2008 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2008 решение Арбитражного суда Самарской области от 03.10.2008 оставлено без изменения.

Постановлением ФАС Поволжского округа от 06.03.2009 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области. При этом ФАС Поволжского округа при новом рассмотрении арбитражному суду предложено обсудить вопрос о привлечении Российской Федерации в качестве второго ответчика по делу, установить, обеспечена ли реализация льгот, предусмотренных федеральным законодательством, органами государственной власти Российской Федерации, и установить, какую часть ущерба должны возместить истцу Российская Федерация и в какой Самарская область.

При новом рассмотрении дела определением суда Самарской области от 20.04.2009 Российская Федерация, представляемая Министерством финансов РФ, привлечена к участию в деле.

Определением суда Самарской области от 20.04.2009 в соответствии со статьей 49 АПК РФ принято уточнение исковых требований, предъявляемых к каждому из ответчиков (л.д.1-2, т.5), а именно: о взыскать с Российской Федерации 8 537 246 руб. 00 коп. и с Самарской области 13 069 844 руб. 00 коп. - ущерба, вызванного перевозкой в 2007 году льготников по единому социальному проездному билету, стоимость которого установлена Постановлением Правительства Самарской области от 02 февраля 2005 N15 «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан», а всего 21 607 090 руб. 00 коп.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.09.2009 г. взыскано с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального предприятия "Тольяттинское троллейбусное управление", г.Тольятти 8 537 246 руб. 00 коп. - убытков. Взыскано с Самарской области за счет казны Самарской области в пользу Муниципального предприятия "Тольяттинское троллейбусное управление", г.Тольятти 13 069 844 руб. 00 коп. - убытков.

Не согласившись с принятым решением суда, Самарская область в лице министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции от 22.09.2009 года в части взыскания с Самарской области за счет казны Самарской области в пользу Муниципального предприятия "Тольяттинское троллейбусное управление", г.Тольятти 13 069 844 руб. 00 коп. - убытков, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Управление Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, (Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ) также обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции от 22.09.2009 года в части взыскания с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального предприятия "Тольяттинское троллейбусное управление", г.Тольятти 8 537 246 руб. 00 коп. убытков, принять новый судебный акт о взыскании убытков в размере 21 607 090 рублей с Самарской области в лице её финансового органа за счет казны Самарской области.

В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель Самарской области в лице министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил отменить решение суда от 22.09.2009 года, их жалобу удовлетворить.

Представитель Управления федерального казначейства по Самарской области (Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ) поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил отменить решение суда от 22.09.2009 года, их жалобу удовлетворить.

Представитель муниципального предприятия «Тольяттинское троллейбусное управление», Самарская область, г. Тольятти, не согласился с доводами апелляционных жалоб и указал, что решение суда от 22.09.2009 года принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, просил оставить решение суда от 22.09.2009 года без изменения, жалобу без удовлетворения. Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, г. Москва, Мэрия г.о. Тольятти, Самарская область, г. Тольятти, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, что дает право суду рассмотреть дело в отсутствии их представителей согласно ч. 3 ст. 156 АПК РФ.

Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение суда от 22.09.2009 года законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела МП «ТТУ» осуществляет перевозку пассажиров г. Тольятти транспортом общего пользования - троллейбусами по городским маршрутам в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по льготным проездным билетам, установленных для муниципальных транспортных предприятий города Тольятти.

С принятием Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" произведена замена натуральных льгот денежными компенсациями.

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 02.02.2005 N15 «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан», с 01.03.2005 стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области установлена в размере, не превышающем 210 руб. 00 коп. для:

лиц, указанных в пункте 3 статьи 14, в пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах", за исключением граждан, указанных в пункте 2 настоящего постановления;

лиц, указанных в пункте 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

лиц, указанных в части 2 статьи 16, в части 2 статьи 25, в подпунктах 1 - 10 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

лиц, указанных в статьях 2 - 7, 12 Федерального закона от 26.11.98 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";

лиц, указанных в абзацах 1 - 3 пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска";

лиц, указанных в пунктах 1 - 2 статьи 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

лиц, указанных в пункте 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

лиц, указанных в статье 1 Закона Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий";

лиц, награжденных знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР" в соответствии с Федеральным законом от 09.06.93 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов";

лиц, получающих пенсию и не отнесенных к вышеперечисленным категориям лиц;

родителей, опекунов, попечителей детей-инвалидов;

лиц, сопровождающих инвалидов I группы. Для лиц, сопровождающих инвалида I группы, единый социальный проездной билет приобретается данным инвалидом.

Постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2007 N105 с 1 августа 2007 года стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области для вышеуказанных лиц, установлена в размере, не превышающем 250 рублей.

Также с 1 марта 2005 года установлена стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области в пределах ежемесячной денежной выплаты с компенсацией разницы между ежемесячной денежной выплатой и ценой единого социального проездного билета в порядке, определенном Соглашением между Правительством Российской Федерации и Самарской областью, для следующих категорий граждан:

военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;

лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.

Постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 25.12.2006 N 11931-1/п «Об утверждении стоимости проезда пассажиров на всех видах муниципального транспорта в городском сообщении на 2007 год» стоимость обычного (не льготного) проездного месячного билета на 2007 для граждан установлена в размере 520 руб. 00 коп. на один вид транспорта и 680 руб. 00 коп. на два вида транспорта (автобус и троллейбус).

Разница между стоимостью ежемесячного проездного билета на два вида транспорта и единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ) составляла 470 руб. 00 коп. (680 руб. 00 коп. и 210 руб. 00 коп.), а после 1.08.2007 430 руб. 00 коп. (680 руб. 00 коп. и 250 руб. 00 коп.) и возмещалась истцу лишь частично (как органами ФГУП «Почта России» - в результате перечисления выручки от реализации ЕСПБ, так и Мэрией г. Тольятти - в результате перечисления дотаций из областного бюджета и субвенций из федерального бюджета).

В связи с неполным возмещением расходов по предоставлению льгот истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд и просил взыскать убытки, причиненные в результате неисполнения обязанности по возмещению выпадающих доходов общества в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки по единым социальным проездным билетам, в размере 21 607 090 руб. 00 коп. за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 с казны Российской Федерации и Самарской области.

Согласно ст. ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. ст. 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (п.п. 1, 19).

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского Кодекса РФ вред причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещение. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков и, как следствие, неосновательное сбережение средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению организациям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.

На истца, как на коммерческую организацию, не возложено бремя расходов по реализации нормативных актов Самарской области. Возложение этой обязанности на юридическое лицо противоречит целям его деятельности.

Субъект Российской Федерации, установив указанным Постановление Правительства Самарской области от 02.02.2005 N15 «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан» льготы в виде неполной стоимости проездного билета принял на себя и обязанность полного возмещения предприятиям транспорта недополученных доходов за счет средств областного бюджета.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006г.N23 «О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств субъекта Российской Федерации.

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

По смыслу статьи 6 Бюджетного кодекса РФ, под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, средства из соответствующего бюджета.

В Постановлении Правительства Самарской области от 02.02.2005 N15 установлена лишь стоимость единого социального проездного билета, эквивалентная льготной стоимости проезда на городском и внутрирайонном общественном транспорте для отдельных категорий лиц на территории Самарской области, а не расходные обязательства Самарской области по финансированию указанных льгот.

Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении N 23 от 22.06.2006г. разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. ст. 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (п.п. 1, 19).

В соответствии с пунктом 7 статьи 47 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, с распределением между субъектами Российской Федерации согласно приложению 21 к настоящему Федеральному закону, предоставляемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802, принятым во исполнение статьи 47 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год», утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие расходные обязательства субъектов Российской Федерации по осуществлению выплат:

гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, взамен бесплатного проезда;

транспортным организациям за предоставление социальных проездных билетов указанной категории граждан;

транспортным организациям на возмещение убытков при предоставлении льготного проезда и погашение задолженности за предоставленные льготы по проезду указанной категории граждан.

До принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бесплатный проезд определенным категориям граждан был предусмотрен рядом федеральных законов, указанных в постановлении правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан».

Так, Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 09.06.1993 N 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов».

С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу, данные меры социальной поддержки указанных категорий граждан относятся к ведению Российской Федерации.

Аналогичная позиция сформулирована в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 N292/09.

В Постановлении Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан» определен порядок предоставления льгот как гражданам, имеющим право на льготы на основании федеральных законов, так и гражданам, имеющим право на льготы на основании нормативных актов Самарской области.

Согласно представленным расчетам сумма неполученной платы Муниципального предприятия "Тольяттинское троллейбусное управление"
по федеральной ведомости от реализации в 2007 году ЕСПБ составила 8 537 246 руб. 00 коп. (л.д. 3, т.5) и по региональной ведомости от реализации в 2007 году ЕСПБ составила 13 069 844 руб. 00 коп. (л.д. 4, т.5).

Представленные истцом расчеты основаны на разнице между стоимостью проездного месячного билета на два вида транспорта для граждан и стоимостью ЕСПБ (как 210 руб. 00 коп., так и 250 руб. 00 коп.), т.е. в случае реализации ЕСПБ по стоимости установленной Мэрии Тольятти проездного месячного билета на два вида транспорта для граждан (680 руб. 00 коп.), доходы истца дополнительно составили бы 21 607 090 руб. 00 коп.

В обоснование данного расчета истцом суду представлены Ежемесячные отчеты ФГУП «Почта России» о движении ЕСПБ за период с января по декабрь 2007 года, Справки о реализации социальных проездных билетов на январь-декабрь 2007 года, подписанные ФГУП «Почта России» и Мэрией г.Тольятти (транспортное управление) и платежные документы ФГУП «Почта России» о перечислении истцу доли, причитающейся ему от реализации ЕСПБ. Согласно пояснениям истца и Мэрии г.Тольятти в судебном заседании, степень участия конкретного транспортного предприятия (в т.ч. истца) в транспортной работе городского транспорта, определялась Мэрией г.Тольятти ежемесячно на основании представляемых предприятиями сведений о нормативах перевозки людей, количестве машин, километраже и указывалась в Справках о реализации социальных проездных билетов на январь-декабрь 2007 года, подписанные ФГУП «Почта России» и Мэрией г.Тольятти в процентном отношении.

Из искового заявления и вышеуказанных документов следует, что в течение 2007 года ФГУП «Почта России» были реализованы 409 499 шт. ЕСПБ, из которых на долю истца в соответствии с объемом выполняемой им транспортной работы пришлось 147 259 шт. ЕСПБ на сумму 32 887 тыс. руб., «которая и была перечислена почтамтом Тольятти непосредственно истцу за вычетом 3% за обслуживание». Кроме того, в 2007 году Мэрией г.Тольятти истцу были перечислены денежные средства, полученные в качестве субвенций из областного и федерального бюджета в общей сумме 45 641 071 руб., что сторонами не оспаривается и подтверждено договорами между мэрией г.Тольятти и истцом, платежными документами Департамента финансов Мэрии г.Тольятти за период с 26.01.2007 по 27.12.2007.

При этом исходя из установленной Постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 25.12.2006 N 11931-1/п «Об утверждении стоимости проезда пассажиров на всех видах муниципального транспорта в городском сообщении на 2007 год» стоимости проездного месячного билета на два вида транспорта для граждан 680 руб. 00 коп., истец должен был получить от реализации 147 259 проездных билетов 100 136 120 руб. 00 коп.

Следовательно, истцом недополучена плата за проезд в размере 21 607 090 руб. 00 коп., в том числе по федеральной ведомости 8 537 246 руб. 00 коп. и по региональной ведомости 13 069 844 руб. 00 коп. Представитель истца пояснил, что сумма ущерба не завышена на сумму выплаченного вознаграждения Почтамту РФ в размере 3%.

Ответчиками расчет истца в части количества реализованных ЕСПБ, объема фактически полученного истцом финансирования и размер предъявленной к взысканию суммы не оспорены.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно взыскал убытки, возникшие у истца в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте региональным льготникам, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации и казны субъекта Российской Федерации (Самарской области).

Доводы Министерства Управления финансами Самарской области о том, что его бездействие не установлено отдельным судебным актом, считает, вина не доказана, что надлежащим ответчиком является Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, несостоятельны.

Переданные из федерального бюджета средства в виде субвенций распределены в полном объеме между муниципальными районами (городскими округами) Самарской области и не покрыли расходы предприятия по предоставлению льгот.

Предъявленные предприятием расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом.

Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.

Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан.

Исключив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", федеральный законодатель не предусмотрел при этом соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.

Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

Публично-правовое образование отвечает за соответствие сведений о его расходных обязательствах, указанных в бюджете публично-правового образования, фактическим расходам юридических лиц (в том числе организаций транспорта), понесенным при реализации нормативного акта, изданного данным публично-правовым образованием. Непредусмотренность в бюджете соответствующих расходов не может являться основанием для возложения на истца, как на коммерческую организацию, бремени расходов по реализации нормативных актов Российской Федерации и Самарской области.

В соответствии со статьей 72 Конституции РФ, пункта 1 статьи 58 Бюджетного Кодекса Российской Федерации совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются расходы на обеспечение социальной защиты населения, в связи с чем, Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области не может отвечать по бюджетным обязательствам субъекта.

Судебная коллегия считает правомерным применение истцом при расчете стоимости проездного билета равной 680 руб. с учетом определения степени участия конкретного транспортного предприятия (в т.ч. истца) в транспортной работе городского транспорта.

Позиция судебной коллегии по настоящему делу подтверждена судебной практикой (Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 N292/09).

Другие доводы заявителей апелляционных жалоб внимательно изучены судебной коллегией и признаны несостоятельными.

Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку доказательствам, правильно применил нормы материального права, не допустив нарушений процессуального закона.

В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса заявители апелляционных жалоб от уплаты государственной пошлины освобождены.

Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 22.09.2009 г. по делу N А55-4885/2008 без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.


Председательствующий
Е.А.Серебрякова
Судьи
О.Н.Радушева
Н.А.Селиверства



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А55-4885/2008
Принявший орган: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 23 ноября 2009

Поиск в тексте