ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 ноября 2009 года Дело N А55-4885/2008



г. Самара Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2009 года В полном объеме постановление изготовлено 23 ноября 2009 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Серебряковой Е.А., судей Радушевой О.Н. и Селиверстовой Н.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Стукаловой Т.С., с участием:

от истца - представитель Явкин А.В., доверенность б/н от 01.06.2009г.,

от ответчиков: - от Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области - представитель Юрочкин А.А., доверенность N07-07/12 от 20.01.2009г.,

от Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,

от РФ в лице Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Самарской области - представитель Тихоненко Н.В., доверенность N64 от 23.01.2009г.,

от третьего лица - представитель не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 7, апелляционные жалобы: Самарской области в лице министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, и Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, (Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ) на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.09.2009 г. по делу N А55-4885/2008 по иску муниципального предприятия «Тольяттинское троллейбусное управление», Самарская область, г. Тольятти, к Самарской области в лице министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, г. Москва, с участием третьего лица Мэрии г.о. Тольятти, Самарская область, г. Тольятти, о взыскании 21 607 090 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное предприятие «Тольяттинское троллейбусное управление» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании (с учетом уточнений) с субъекта Российской Федерации - Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области за счет средств казны Самарской области 21 607 091 руб. 10 коп. - ущерба, вызванного перевозкой льготников по единому социальному проездному билету, стоимость которого установлена Постановлением Правительства Самарской области от 02 февраля 2005 N15 «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.10.2008 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2008 решение Арбитражного суда Самарской области от 03.10.2008 оставлено без изменения.

Постановлением ФАС Поволжского округа от 06.03.2009 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области. При этом ФАС Поволжского округа при новом рассмотрении арбитражному суду предложено обсудить вопрос о привлечении Российской Федерации в качестве второго ответчика по делу, установить, обеспечена ли реализация льгот, предусмотренных федеральным законодательством, органами государственной власти Российской Федерации, и установить, какую часть ущерба должны возместить истцу Российская Федерация и в какой Самарская область.

При новом рассмотрении дела определением суда Самарской области от 20.04.2009 Российская Федерация, представляемая Министерством финансов РФ, привлечена к участию в деле.

Определением суда Самарской области от 20.04.2009 в соответствии со статьей 49 АПК РФ принято уточнение исковых требований, предъявляемых к каждому из ответчиков (л.д.1-2, т.5), а именно: о взыскать с Российской Федерации 8 537 246 руб. 00 коп. и с Самарской области 13 069 844 руб. 00 коп. - ущерба, вызванного перевозкой в 2007 году льготников по единому социальному проездному билету, стоимость которого установлена Постановлением Правительства Самарской области от 02 февраля 2005 N15 «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан», а всего 21 607 090 руб. 00 коп.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.09.2009 г. взыскано с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального предприятия "Тольяттинское троллейбусное управление", г.Тольятти 8 537 246 руб. 00 коп. - убытков. Взыскано с Самарской области за счет казны Самарской области в пользу Муниципального предприятия "Тольяттинское троллейбусное управление", г.Тольятти 13 069 844 руб. 00 коп. - убытков.

Не согласившись с принятым решением суда, Самарская область в лице министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции от 22.09.2009 года в части взыскания с Самарской области за счет казны Самарской области в пользу Муниципального предприятия "Тольяттинское троллейбусное управление", г.Тольятти 13 069 844 руб. 00 коп. - убытков, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Управление Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, (Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ) также обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции от 22.09.2009 года в части взыскания с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального предприятия "Тольяттинское троллейбусное управление", г.Тольятти 8 537 246 руб. 00 коп. убытков, принять новый судебный акт о взыскании убытков в размере 21 607 090 рублей с Самарской области в лице её финансового органа за счет казны Самарской области.

В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель Самарской области в лице министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил отменить решение суда от 22.09.2009 года, их жалобу удовлетворить.

Представитель Управления федерального казначейства по Самарской области (Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ) поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил отменить решение суда от 22.09.2009 года, их жалобу удовлетворить.

Представитель муниципального предприятия «Тольяттинское троллейбусное управление», Самарская область, г. Тольятти, не согласился с доводами апелляционных жалоб и указал, что решение суда от 22.09.2009 года принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, просил оставить решение суда от 22.09.2009 года без изменения, жалобу без удовлетворения. Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, г. Москва, Мэрия г.о. Тольятти, Самарская область, г. Тольятти, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, что дает право суду рассмотреть дело в отсутствии их представителей согласно ч. 3 ст. 156 АПК РФ.

Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение суда от 22.09.2009 года законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела МП «ТТУ» осуществляет перевозку пассажиров г. Тольятти транспортом общего пользования - троллейбусами по городским маршрутам в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по льготным проездным билетам, установленных для муниципальных транспортных предприятий города Тольятти.

С принятием Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" произведена замена натуральных льгот денежными компенсациями.

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 02.02.2005 N15 «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан», с 01.03.2005 стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области установлена в размере, не превышающем 210 руб. 00 коп. для:

лиц, указанных в пункте 3 статьи 14, в пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах", за исключением граждан, указанных в пункте 2 настоящего постановления;

лиц, указанных в пункте 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

лиц, указанных в части 2 статьи 16, в части 2 статьи 25, в подпунктах 1 - 10 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

лиц, указанных в статьях 2 - 7, 12 Федерального закона от 26.11.98 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";

лиц, указанных в абзацах 1 - 3 пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска";

лиц, указанных в пунктах 1 - 2 статьи 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

лиц, указанных в пункте 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

лиц, указанных в статье 1 Закона Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий";

лиц, награжденных знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР" в соответствии с Федеральным законом от 09.06.93 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов";

лиц, получающих пенсию и не отнесенных к вышеперечисленным категориям лиц;

родителей, опекунов, попечителей детей-инвалидов;

лиц, сопровождающих инвалидов I группы. Для лиц, сопровождающих инвалида I группы, единый социальный проездной билет приобретается данным инвалидом.

Постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2007 N105 с 1 августа 2007 года стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области для вышеуказанных лиц, установлена в размере, не превышающем 250 рублей.

Также с 1 марта 2005 года установлена стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области в пределах ежемесячной денежной выплаты с компенсацией разницы между ежемесячной денежной выплатой и ценой единого социального проездного билета в порядке, определенном Соглашением между Правительством Российской Федерации и Самарской областью, для следующих категорий граждан:

военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;

лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.

Постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 25.12.2006 N 11931-1/п «Об утверждении стоимости проезда пассажиров на всех видах муниципального транспорта в городском сообщении на 2007 год» стоимость обычного (не льготного) проездного месячного билета на 2007 для граждан установлена в размере 520 руб. 00 коп. на один вид транспорта и 680 руб. 00 коп. на два вида транспорта (автобус и троллейбус).

Разница между стоимостью ежемесячного проездного билета на два вида транспорта и единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ) составляла 470 руб. 00 коп. (680 руб. 00 коп. и 210 руб. 00 коп.), а после 1.08.2007 430 руб. 00 коп. (680 руб. 00 коп. и 250 руб. 00 коп.) и возмещалась истцу лишь частично (как органами ФГУП «Почта России» - в результате перечисления выручки от реализации ЕСПБ, так и Мэрией г. Тольятти - в результате перечисления дотаций из областного бюджета и субвенций из федерального бюджета).

В связи с неполным возмещением расходов по предоставлению льгот истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд и просил взыскать убытки, причиненные в результате неисполнения обязанности по возмещению выпадающих доходов общества в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки по единым социальным проездным билетам, в размере 21 607 090 руб. 00 коп. за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 с казны Российской Федерации и Самарской области.

Согласно ст. ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. ст. 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (п.п. 1, 19).

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского Кодекса РФ вред причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещение. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков и, как следствие, неосновательное сбережение средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению организациям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.

На истца, как на коммерческую организацию, не возложено бремя расходов по реализации нормативных актов Самарской области. Возложение этой обязанности на юридическое лицо противоречит целям его деятельности.

Субъект Российской Федерации, установив указанным Постановление Правительства Самарской области от 02.02.2005 N15 «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан» льготы в виде неполной стоимости проездного билета принял на себя и обязанность полного возмещения предприятиям транспорта недополученных доходов за счет средств областного бюджета.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006г.N23 «О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств субъекта Российской Федерации.

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

По смыслу статьи 6 Бюджетного кодекса РФ, под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, средства из соответствующего бюджета.

В Постановлении Правительства Самарской области от 02.02.2005 N15 установлена лишь стоимость единого социального проездного билета, эквивалентная льготной стоимости проезда на городском и внутрирайонном общественном транспорте для отдельных категорий лиц на территории Самарской области, а не расходные обязательства Самарской области по финансированию указанных льгот.

Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении N 23 от 22.06.2006г. разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. ст. 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (п.п. 1, 19).