ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 ноября 2009 года Дело N А55-11825/2009

г. Самара Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2009 года. Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2009 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,

судей Рогалевой Е.М., Марчик Н.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А., с участием:

от заявителя - извещен, не явился;

от Министерства имущественных отношений Самарской области - Сынтин А.Е., доверенность от 22 декабря 2008 г. N 509, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 сентября 2009 г.

по делу N А55-11825/2009 (судья Бойко С.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Пять звезд», г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконными действий, бездействия, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Пять звезд» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) о признании незаконными действий Министерства, выразившихся в отказе в рассмотрении заявлений N 12-1/1019/09, N 12-1/1015/09, N 12-1/1018/09 на заключение договоров аренды земельных участков под установку временных рекламных конструкций с дальнейшей эксплуатацией; бездействия, выразившегося в уклонении от выполнения обязанности по размещению информации о предоставлении в аренду земельного участка согласно заявлению N 12-1/1023/09.

Кроме того, просило обязать Министерство в установленный срок обеспечить публикацию в газете «Волжская коммуна», а также на официальном сайте Правительства Самарской области информации о предоставлении в аренду под установку временных рекламных конструкций с дальнейшей эксплуатацией следующих земельных участков: ул. Тухачевского, в районе дома N 151; ул. Владимирская, в районе дома N 48; ул. Владимирская, в районе дома N 48; ул. З. Космодемьянской, в районе дома N 7.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 15 сентября 2009 г. заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными действия Министерства, выразившиеся в отказе в рассмотрении заявлений Общества N 12-1/1019/09, N 12-1/1015/09, N 12-1/1018/09 на заключение договоров аренды земельных участков под установку временных рекламных конструкций с дальнейшей эксплуатацией. При этом суд обязал Министерство рассмотреть по существу обращения заявителя N 12-1/1019/09, N 12-1/1015/09, N 12-1/1018/09 и принять мотивированное решение с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия Министерства не могут рассматриваться как рассмотрение заявлений по существу, т.к. не содержат окончательного решения вопроса (предоставить земельный участок либо отказать в его предоставлении). Из материалов дела и объяснений сторон следует, что на спорных участках расположены рекламные конструкции, установленные заявителем на основании разрешений на распространение наружной рекламы NN 6078-щ, 6079-щ, 6080-щ, 6081-щ. С учетом того, что срок действия указанных разрешений истек, а права третьих лиц на спорные участки отсутствуют, препятствий для рассмотрения вопроса об установке и эксплуатации рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, не имеется.

Схемы расположения испрашиваемых земельных участков не утверждены, следовательно, оснований для публикации в газете «Волжская коммуна», а также на официальном сайте Правительства Самарской области, не имеется.

Не согласившись с выводами суда, Министерство подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В апелляционной жалобе указывает, что в целях принятия законного и обоснованного решения по заявлениям ООО «Пять звезд» Министерством были направлены запросы в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области о наличии зарегистрированных прав на земельный участок о том, предоставлялся ли кому-либо на каком-либо праве данный земельный участок.

Из поступивших материалов муниципального контроля Министерству стало известно о том, что на земельных участках, расположенных по адресам: ул. Тухачевского, в районе д. 151, ул. Владимирская, в районе д. 48, ул. Владимирская, в районе д. 48, рекламные конструкции уже установлены и эксплуатируются в настоящее время.

Правоустанавливающие документы, подтверждающие право на использование земельного участка, у заявителя отсутствуют. Соответственно, у заявителя априори отсутствуют основания для использования спорного земельного участка для размещения рекламной конструкции. Таким образом, вышеуказанный земельный участок используется неправомерно.

В нарушение норм Федерального закона «О рекламе» заявитель распространяет наружную рекламу без соответствующего разрешения органа местного самоуправления.

Обязательным этапом процедуры предоставления земельных участков под рекламными конструкциями является проведение торгов. Торги на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на заявленных ООО «Пять звезд» земельных участках не проводились, победитель торгов не выявлен. Таким образом, Министерство не вправе заключать соответствующие договоры с победителем торгов ввиду того, что данные участки обременены объектами.

В судебном заседании представитель Министерства доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.

Проверив материалы дела, выслушав представителя Министерства, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Заявитель обратился в Министерство с заявлениями N 12-1/1019/09, N 12-1/1015/09, N 12-1/1018/09, N 12-1/1023/09 о предоставлении земельных участков под размещение рекламных конструкций по адресам: г. Самара, ул. Тухачевского / ул. Дачная; ул. Владимирская, 48 (ул. Пензенская / ул. Тухачевского); ул. Владимирская, (ул. Пензенская / ул. Тухачевского), ул. Зои Космодемьянской / ул. Силина.

Сообщениями от 13 мая 2009 г. N 12-1/1015/09, N 12-1/1018/09, N 12-1/1019/09 (л.д. 11-16) Министерство возвратило без рассмотрения заявления ООО «Пять звезд» N 12-1/1015/09, N 12-1/1018/09, N 12-1/1019/09 о предоставлении земельных участков: ул. Тухачевского в районе дома N 151; ул. Владимирская, в районе дома N 48; ул. Владимирская, в районе дома N 48.

Не согласившись с действиями Министерства, выразившимися в отказе в рассмотрении заявлений N 12-1/1019/09, N 12-1/1015/09, N 12-1/1018/09, а также его бездействием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

При принятии судебного акта о частичном удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Постановлением Правительства Самарской области от 13 июня 2006 г. N 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» на Министерство имущественных отношений Самарской области с 1 июля 2006 г. возложены полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.

На основании ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Правительство Самарской области постановлением от 21 июня 2006 г. N 74 утвердило Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).

В соответствии с положениями указанного Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка.

Согласно п. 2.3. Порядка Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в п. 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям. Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.

Пунктом 2.4. Порядка установлено, что в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.

Указанные запросы Министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.

После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном п. 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении Министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.

При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.

В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.

В силу п. 2.5 Порядка в месячный срок с момента поступления обращения Министерства, указанного в п. 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в Министерство либо в адрес лица, которое обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.

Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, что в целях обеспечения публикации информации о предоставлении земельного участка на определенном праве с указанием условий предоставления в недельный срок начиная с даты поступления утвержденной схемы расположения земельного участка Министерство направляет соответствующее обращение в газету «Волжская коммуна», а также размещает указанную информацию на официальном сайте Правительства Самарской области.

По заявлению N 12-1/1023/09 о предоставлении земельного участка по адресу: ул. З. Космодемьянской, в районе дома N 7, Министерством в адрес Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары было направлено письмо от 16 июня 2009 г. с просьбой утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории (л.д. 50).

На момент обращения Общества в арбитражный суд утвержденная Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самары схема расположения земельных участков не получена.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Министерством обязанность по запросу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории в отношении земельного участка по адресу: ул. З. Космодемьянской, в районе дома N 7, возложенная на него Порядком, выполнена.

Как правильно указано судом первой инстанции, дальнейшие действия Министерства по предоставлению этого участка связаны с исполнением Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самары обязанности по утверждению такой схемы.

Указанные обстоятельства позволили суду прийти к выводу об отказе в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Министерства, выразившегося в уклонении от выполнения обязанности по размещению информации о предоставлении в аренду земельного участка согласно заявлению N 12-1/1023/09.

Судом первой инстанции установлено, и материалами дела подтверждается, что сообщениями от 13 мая 2009 г. N 12-1/1015/09, N 12-1/1018/09, N 12-1/1019/09 Министерство сняло с рассмотрения и возвратило заявления ООО «Пять звезд», мотивируя это тем, что Департаментом управления имуществом городского округа Самара на испрашиваемых земельных участках обнаружены рекламные конструкции (л.д. 11-16).

Статья 34 ЗК РФ предусматривает обязанность органа государственной власти, в чьи обязанности входит вопрос о предоставлении земельных участков, рассмотреть по существу обращения заинтересованных лиц.

Как уже отмечалось выше, п. 2.3 Порядка обязывает Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в п. 2.1 и 2.2 Порядка, провести их проверку на соответствие установленным требованиям.

Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.

Таким образом, по смыслу данной нормы Порядка заявление может быть возвращено заявителю лишь в случае технических недочетов в его содержании, либо если к заявлению не приложены документы, перечисленные в п. 2.2. Положения.

В силу указанных выше положений Порядка установление Министерством факта нахождения каких-либо объектов на испрашиваемом земельном участке не может являться основанием для возврата заявления, на что правильно указано судом первой инстанции.

Согласно ч. 4 п. 2.4. Порядка при выявлении препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые действия Министерства не могут рассматриваться как рассмотрение заявлений по существу, т.к. не содержат окончательного решения вопроса по поступившим заявлениям (предоставить земельный участок либо отказать в его предоставлении).

На основании изложенного арбитражный апелляционный суд не может согласиться с доводом Министерства о том, что суд первой инстанции необоснованно повторно возложил обязанность рассмотреть заявление ООО «Пять звезд» и принять по ним решение, т.к. из сообщений Министерства от 13 мая 2009 г. N 12-1/1015/09, N 12-1/1018/09, N 12-1/1019/09 следует, что поступившие заявления были возвращены заявителю без рассмотрения и принятия по ним какого-либо решения. В апелляционной жалобе Министерство не указало норму законодательства, согласно которой оно вправе было возвратить поступившие заявления и не представило доказательств обоснованности возврата без рассмотрения поступивших от заявителя документов.

Кроме того, судом первой инстанции обоснованно отклонен довод Министерства о том, что на спорных земельных участках находятся рекламные конструкции, принадлежащие третьим лицам, поскольку не нашел документального подтверждения.

Из материалов дела следует, что на спорных земельных участках расположены рекламные конструкции, принадлежащие заявителю и установленные на основании разрешений органа местного самоуправления на распространение наружной рекламы N 6078-щ, N 6079-щ, N 6080-щ, N 6081-щ (л.д. 39-42). Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 июня 2009 г. по делу N А55-6692/2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2009 г., заявитель обязан демонтировать отдельно стоящие рекламные конструкции, расположенные на спорных земельных участках.

Согласно п. 5.6 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» аукцион или конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, которое находится в государственной или муниципальной собственности и на котором на основании договора между соответственно органом государственной власти, органом местного самоуправления и владельцем рекламной конструкции установлена рекламная конструкция, проводится по истечении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

С учетом того, что срок действия разрешений на распространение наружной рекламы истек, а права третьих лиц на спорные участки отсутствуют, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что препятствий для рассмотрения вопроса об установке и эксплуатации рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, не имеется, в связи с чем удовлетворил требования заявителя в части признания незаконными оспариваемых действий Министерства.

В то же время, отказывая в удовлетворении требований относительно способа устранения допущенных Министерством нарушений прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции обоснованно указал, что Министерство имеет право по итогам рассмотрения заявлений отказать в предоставлении земельного участка при выявлении препятствий для предоставления земельного участка, либо обратиться в органы местного самоуправления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (п. 2.4 Порядка). При этом публикация в газете «Волжская коммуна», а также на официальном сайте Правительства Самарской области, информации о предоставлении в аренду земельного участка производится лишь после поступления в Министерство утвержденной схемы расположения земельного участка. В связи с тем, что схемы расположения испрашиваемых земельных участков не утверждены, то отсутствуют основания для публикации о предоставлении в аренду земельного участка в газете «Волжская коммуна», а также на официальном сайте Правительства Самарской области.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.

C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 сентября 2009 г. по делу N А55-11825/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

     Председательствующий
Т.С.Засыпкина
Судьи
Е.М.Рогалева
Н.Ю.Марчик

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка