ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2009 года Дело N А52-3554/2009

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мурахиной Н.В. и Потеевой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Перетятько А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Себежской таможни на решение Арбитражного суда Псковской области от 21 сентября 2009 года по делу N А52-3554/2009 (судья Циттель С.Г.),

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Великолукский мясокомбинат» (далее - общество, ОАО «Великолукский мясокомбинат») обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Себежской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными действий по корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10217020/100409/0000841.

Решением Арбитражного суда Псковской области от 21 сентября 2009 года заявленные требования удовлетворены: оспариваемые действия таможни признаны незаконными, на ответчика возложена обязанность восстановить нарушенное право общества в установленном законом порядке. С момента фактического исполнения решения суда отменены обеспечительные меры. Также с таможенного органа в пользу общества взысканы расходы по госпошлине в размере 3000 руб.

Ответчик с данным судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Псковской области от 21 сентября 2009 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. В обоснование жалобы ссылается на нарушение норм материального права. Считает, что действия таможенного органа по корректировке таможенной стоимости ввезенного на территорию Российской Федерации товара на основании резервного метода и невозможность применения предшествующих ему методов правомерны, поскольку декларантом запрашиваемые таможенным органом документы не представлены, признаки, установленные в ходе таможенного контроля и препятствующие применению первого метода, не опровергнуты.

Общество в отзыве отклонило доводы жалобы таможенного органа, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Общество и таможня, извещенные надлежащим образом о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направили, таможня ходатайствовала о рассмотрении жалобы без участия ее представителей. В связи с этим дело рассмотрено в отсутствие сторон в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.

Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, заявителем (покупатель) с фирмой «Truhue Importadora de Alimentos ltda» (Бразилия) (продавец) заключен контракт от 03.12.2008 N 0312/08 на поставку мясной продукции. В силу пункта 1.4 названного контракта продавец вправе уполномочивать фирмы, являющиеся грузоотправителями, поставлять товар, а также оформлять и представлять сопроводительные документы в соответствии с ценами и условиями контракта; пункта 2.1 - в цену товара включена стоимость проверки, экспортной упаковки и маркировки, тары, отгрузки, а также издержки продавца, связанные с оформлением фирмами-грузоотправителями документов, предоставляемых покупателю вместе с товаром; пункта 2.2 - цена не зависит от категории товара, предусмотренной ГОСТами, ТУ, Технологическими инструкциями на поставляемый товар; пункта 11.2 - все налоги, таможенные расходы, пошлины и иные сборы на территории Российской Федерации оплачивает покупатель.

В дополнениях N 1, 2 к контракту определен ассортимент товара, стоимость в долларах США за 1 тонну, количество и условия поставки EXW - место загрузки (Инкотермс 90).

В соответствии с указанным контрактом общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации замороженное в блоки и упакованные в полиэтилен и картонные коробки обваленные части курицы (куриные грудки без костей и кожи, необезжиренные), страна происхождения - Бразилия, стоимостью 1,16 долларов США за кг. Данный товар оформлен по ГТД N 10217020/100409/0000841.

При таможенном оформлении товара заявитель представил в таможню необходимый пакет документов и уплатил таможенные платежи, рассчитанные исходя из таможенной стоимости товара, определенной путем применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Исследовав представленные документы, ответчик пришел к выводу о том, что они не подтверждают заявленную декларантом таможенную стоимость товара, в связи с чем запросил дополнительные документы.

Общество 14.04.2009 в ответе на запрос от 10.04.2009 N 1 сообщило, что пояснения согласно приложению N 2 к приказу ГТК от 05.12.2003 N 1399, ответ фирмы «Truhue Importadora de Alimentos ltda» о предоставлении прайс-листов и экспортных деклараций приложены к ГТД N 10217020/090409/0000829; банковские платежные документы будут представлены незамедлительно после оплаты; пояснения о влияющих на цену физических характеристиках прилагаются; предложений других продавцов по поставке аналогичных товаров на данный момент нет.

Декларанту 16.04.2009 направлен запрос N 2 с предложением в срок до 25.05.2009 представить следующие документы: прайс-листы предприятия-изготовителя; экспортную таможенную декларацию страны отправления с переводом; банковские платежные документы по оплате счетов-фактур по декларируемой партии товара или по предыдущим поставкам; бухгалтерские документы по оприходованию товара; копию журнала полученных счетов фактур и оборотно-сальдовую ведомость по счету 60.

В тот же день обществу вручено уведомление о том, что для осуществления выпуска товара необходимо представить КТС и обеспечение уплаты таможенных платежей в размере 849 050 руб. 18 коп. Направление уведомления обусловлено тем, что в предъявленных документах и сведениях обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании сведения могут являться недостоверными, выражающиеся в том, что «представленные для подтверждения заявленной таможенной стоимости документы не являются достаточными, процедура определения таможенной стоимости не завершена». Кроме того, заявителю вручено требование о корректировке сведений и о представлении обеспечения уплаты таможенных платежей согласно расчету. Источником ценовой информации при расчете таможней размера обеспечения уплаты таможенных платежей послужили данные, имеющиеся в распоряжении таможни. По заявлению декларанта товар выпущен без внесения обеспечения таможенных платежей.

Ответчик 27.05.2009 направил в адрес заявителя копию листа ДТС-1 к ГТД N 10217020/100409/0000841, предложив определить таможенную стоимость задекларированного товара с использованием другого метода ее определения, а также обеспечить явку представителей в таможенный орган с целью продолжения процедуры определения таможенной стоимости, и предупреждение о самостоятельном определении ее таможенным органом в случае неявки представителей общества.

В связи с обнаружением признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и достаточными, таможней 14.07.2009 принято решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров по названной ГТД. Поскольку от общества решение о корректировке таможенной стоимости в установленный срок ответчиком не получено, таможенная стоимость по спорной ГТД определена им самостоятельно по шестому методу на базе третьего метода путем последовательного применения методов ее определения.

Корректировка таможенной стоимости повлекла увеличение таможенных платежей, в связи с этим 16.07.2009 таможня направила в адрес общества требование N 55 об уплате таможенных платежей в том числе по названной ГТД в сумме 1 000 423 руб. 59 коп.

Не согласившись с такими действиями таможенного органа, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель при таможенном оформлении спорного товара в подтверждение заявленной таможенной стоимости представил все документы, установленные подпунктом «а» пункта 1 Перечня документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленной при декларировании товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы от 25.04.2007 N 536 (далее - Перечень документов).

С такой позицией суда апелляционная коллегия согласна с учетом следующего.

Пунктом 4 статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусмотрено, что в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод ее определения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 323 указанного Кодекса заявляемая декларантом таможенная стоимость товара и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

При отсутствии данных, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода (пункт 5 статьи 323 ТК РФ).

В случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что предъявленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров (пункт 7 статьи 323 ТК РФ).

На основании пункта 2 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее - Закон о таможенном тарифе) основным методом для определения таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 названного Закона.

Пунктом 2 статьи 19 Закона о таможенном тарифе предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых основной метод определения таможенной стоимости товара не может быть использован.

Исходя из смысла метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами в сочетании с условием о ее документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности данный метод не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствия в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты, либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.

При применении приведенного основания в качестве отказа в использовании метода по цене сделки с ввозимыми товарами таможенный орган обязан указать, каким образом та или иная неточность (расхождение сведений), отсутствие какого-либо запрета влияют на определение таможенной стоимости и размера таможенных платежей.

В рассматриваемом случае таможенным органом не установлено расхождений в представленных обществом документах. В то же время ответчиком отмечено, что данные документы являются недостоверными; при этом не указано, каким образом сомнения в их недостоверности повлияли на определение таможенной стоимости товара.

В подпункте «а» пункта 1 вышеназванного Перечня документов указаны документы, необходимые для таможенного оформления в соответствии с первым методом определения таможенной стоимости.

В силу положений статей 53, 54, 55 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Венской Конвенции 1980 года) и статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации цена сделки (договора, контракта) определяется соглашением сторон.

Судом установлено, материалами дела (внешнеторговым контрактом с дополнениями к нему, инвойсом, транспортным договором, инвойсом за услуги по доставке груза, транспортными документами, сертификатами) подтверждено и не отрицается таможней, что обществом представлены все необходимые документы для определения таможенной стоимости по цене сделки, предусмотренные названным пунктом Перечня документов.

При этом код товара, его стоимость, указанные в инвойсе, соответствуют коду товара и стоимости, определенной сторонами в дополнении N 1 к контракту. Из инвойса, предъявленного обществом таможенному органу, усматривается, что он выставлен на оплату услуг по доставке груза из г. Паранагуа (Бразилия) до г. Великие Луки на основании контракта N 07/TR, что согласуется с местом нахождения грузоотправителя.

Из пояснений по условиям продажи, которые могли повлиять на цену сделки, представленных обществом по запросу таможни, следует, что заявитель осуществлял выбор товара по описанию, исходя из более выгодных условий покупки товаров по сравнению с другими участниками рынка, с целью его использования в производстве в качестве сырья или сопутствующих товаров и независимо от категорий.

Кроме того, в суд представлены экспертные заключения Ленинградской областной торгово-промышленной палаты, Псковской областной Торгово-Промышленной палаты, письма Национальной Мясной Ассоциации и Северо-Западной Мясной Ассоциации, из которых усматривается, что цена ввезенного мяса соответствует диапазону цен на аналогичную продукцию на мировом рынке.

В жалобе таможенный орган указывает на то, что договорами на оказание транспортных услуг предусмотрена оплата заказчиком возможных дополнительных расходов, связанных с осуществлением перевозки, однако ими не определено, какие дополнительные расходы могут быть включены в стоимость перевозки и дополнительно начисляться к цене сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары. Предъявленные инвойсы не содержат сведений об отсутствии или наличии дополнительных расходов, связанных с перевозкой товаров, и об их величине. Вместе с тем, следует отметить, что, предлагая обществу представить дополнительные документы в подтверждение таможенной стоимости товара и в дальнейшем скорректировать таможенную стоимость, таможенный орган не запрашивал расшифровку расходов, в том числе дополнительных, связанных с перевозкой товаров. Каких-либо доказательств необоснованного включения или невключения дополнительных расходов не подал.

В пункте 2 Перечня документов определено, что, если предъявленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров и (или) таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании товаров сведения могут являться недостоверными или должным образом не подтверждены, по письменному запросу таможенного органа декларант обязан представить дополнительные документы и сведения в зависимости от обстоятельств конкретной сделки и от выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров, к которым, в частности, относятся: прайс-листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение; экспортная таможенная декларация страны отправления и ее заверенный перевод на русский язык; договоры на поставку товара для его продажи на внутреннем рынке Российской Федерации (калькуляция цены реализации товара); другие документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых (ввезенных) товаров.

Непредставление декларантом каких-либо из дополнительно запрошенных документов не может служить единственным правовым основанием для отказа ему в применении избранного метода определения таможенной стоимости.

Если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 19 и 20 - 23 Закона о таможенном тарифе, таможенная стоимость ввозимых товаров определяется путем использования способов, совместимых с принципами и общими положениями этого Закона на основе данных, имеющихся в Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Закона о таможенном тарифе).

Апелляционная коллегия считает, что в нарушение требований части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом конкретных условий сделки таможенный орган не обосновал невозможность использования представленных обществом документов при определении таможенной стоимости товара по цене сделки, определив его стоимость шестым методом на базе третьего метода, основываясь на стоимости сделки с однородными товарами.

При этом таможня не доказала объективную невозможность получения ею и использования информации, удовлетворяющей условиям применения методов определения таможенной стоимости товара, указанных в статье 12 данного Закона, предшествующих шестому методу.

Кроме того, использованная таможенным органом ценовая информация из информационно-аналитической системы «Мониторинг-Анализ» не была сопоставлена с конкретными условиями осуществленной обществом сделки. Такие доказательства в деле отсутствуют, в решении о корректировке не приведены.

Как правильно отметил суд первой инстанции, одним из факторов, оказывающих влияние на стоимость товара, являются коммерческие условия сделки: количество закупаемой продукции, условия поставки и оплаты, уровень продажи.

Не представлены таможней сведения о том, на каком коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) были проданы однородные товары, как это предусмотрено частью 2 статьи 21 Закона о таможенном тарифе. Ссылка ответчика в жалобе на представленную им в суд ценовую информацию, из которой, по его мнению, видно, что товары, используемые для сравнения, продавались на оптовом коммерческом уровне, как и товары, ввозимые заявителем, отклоняется, так как эти сведения в ней отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что таможенный орган не доказал невозможность использования цены сделки в качестве основы для определения таможенной стоимости и не опроверг достоверность сведений, содержащихся в представленных декларантом документах; не установил зависимость цены сделки от имеющих правовое значение условий и не доказал обоснованность применения иного метода, поскольку ценовая информация, использованная таможенным органом при корректировке таможенной стоимости товара, не была сопоставлена с конкретными условиями осуществленной сделки.

Вывод суда первой инстанции о том, что действия ответчика по корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по ГТД, следует признать незаконными и восстановить нарушенное право общества в установленном законом порядке, является правильным.

С учетом изложенного судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, им дана обоснованная оценка.

Оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Псковской области от 21 сентября 2009 года по делу N А52-3554/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Себежской таможни - без удовлетворения.

     Председательствующий
А.Г.Кудин
Судьи
Н.В.Мурахина
А.В.Потеева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка