ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2009 года Дело N А41-21650/09

Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2009 года Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2009 года Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бархатова В.Ю., судей Виткаловой Е.Н., Слесарева А.А., при ведении протокола судебного заседания: Тарановой М.А.,

при участии в заседании: от заявителя: Ашихмина И.Г., доверенность от 18.05.2009 N Юр/833, от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен, от третьего лица: представитель не явился, извещен,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Загорский оптико-механический завод» на решение Арбитражного суда Московской области от 09.10.2009 по делу N А41-21650/09, принятое судьей Сергеевым Г.А., по заявлению открытого акционерного общества «Загорский оптико-механический завод» к администрации города Сергиев Посад Сергеево-Посадского муниципального района Московской области о признании незаконными действий заинтересованного лица, выразившихся в отказе принять в муниципальную собственность общежития, и обязании принять в муниципальную собственность объекты жилищного фонда, при участии в качестве третьего лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Загорский оптико-механический завод» (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением с учетом уточненных требований к администрации города Сергиев Посад Сергеево-Посадского муниципального района Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий заинтересованного лица, выразившихся в отказе от 27.04.2009 исх. N 220-АГ/КУИ принять в муниципальную собственность общежития, и обязании принять в муниципальную собственность объекты жилищного фонда:

общежитие, инвентарный номер 263:075-4526, расположенное по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Бероунская, дом 20, в соответствии с техническим паспортом по состоянию на 11 сентября 2009г.;

общежитие, инвентарный номер 263:075-238, расположенное по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Бероунская, дом 22, в соответствии с техническим паспортом по состоянию на 11 сентября 2009г.;

общежитие, инвентарный номер 263:075-9884, расположенное по адресу: Московская область г. Сергиев Посад, ул. Стахановская, дом 1 «а», в соответствии с техническим паспортом по состоянию на 10 сентября 2009г;

общежитие, инвентарный номер 263:075-1215, расположенное по адресу: Московская область г. Сергиев Посад, ул. Валовая, дом 29, в соответствии с техническим паспортом по состоянию на 09 сентября 2009г;

общежитие, инвентарный номер 263:075-185, расположенное по адресу: Московская область г. Сергиев Посад, ул. Валовая, дом 50, в соответствии с техническим паспортом по состоянию на 09 сентября 2009г.;

общежитие, инвентарный номер 263:075-1218 расположенное по адресу: Московская область г. Сергиев Посад, ул. Энгельса, дом 3. в соответствии с техническим паспортом по состоянию на 11 сентября 2009г. (т. 1л.д. 103).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - ФАУГИ).

Решением Арбитражного суда Московской области от 09.10.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить по тем мотивам, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в 1994 году государственное производственное объединение «Загорский оптико-механический завод» было преобразовано в открытое акционерное общество «Загорский оптико-механический завод». План приватизации акционерного общества утвержден распоряжением Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом от 17.06.1994 N 1537-р.

В результате приватизации в уставный капитал акционерного общества были включены спорные объекты недвижимого имущества.

Общество обращалось в администрацию городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области с заявлениями от 16.03.2004 исх. N 93/315, от 24.08.2004 N юр/862, от 16.12.2005 N юр/l465, от 14.08.06 N 93/1026, от 16.08.07 N 93/1195, от 07.11.07 N 93/1612 о принятии в муниципальную собственность объектов жилищного фонда, находящихся на балансе ОАО «Загорский оптико-механический завод» (т. 1, л.д. 18-23).

Распоряжением от 29.10.2007 N 183-р Главой города Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области создана рабочая группа с целью разработки предложений по передаче общежитий в муниципальную собственность, о чем обществу сообщено в письме администрации от 19.11.2007 исх. N 132-вх. (т. 1, л.д. 24).

Согласно плану совместных мероприятий обществу предлагалось подготовить необходимые документы по передаче общежитий в муниципальную собственность (т. 1, л.д. 25).

Во исполнение указанного плана обществом 24.10.2008 представлены в Комитет по управлению имуществом администрации г. Сергиев Посад Московской области следующие документы: списки граждан, проживающих в неприватизированных квартирах, список нежилых помещений, копии ордеров, копия приказа учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, список должников по квартирной плате и другие справки (т. 1, л.д. 26).

Письмом от 22.12.2008 N 593-АГ/К44 Комитета по управлению имуществом администрации г. Сергиев Посад Московской области обществу предложено представить дополнительные документы, необходимые для передачи общежитий в муниципальную собственность (т. 1, л.д. 27).

Письмом от 30.12.2008 общество обратилось в Комитет по управлению имуществом администрации г. Сергиев Посад Московской области с просьбой ускорить процесс передачи общежитий в муниципальную собственность (т. 1, л.д. 28).

В связи с невозможностью утвердить перечень документов, предусмотренных положением «О порядке приема-передачи в собственность городского поселения Сергиев Посад объектов жилищного, коммунально-бытового и социально-культурного назначения», принятого решением Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад от 09.07.2008 N36/40, Комитетом по управлению имуществом Администрации города Сергиев Посад отказано в принятии в муниципальную собственность общежитий.

Отказ выражен в письме Комитета по управлению имуществом от 27.04.2009 исх. N 220-АГ/КУИ (т. 1, л.д. 30).

Не согласившись с отказом принять в муниципальную собственность общежития, общество обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на Указ Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», в связи с чем просит признать действия администрации, выраженные в отказе, незаконными.

В отзыве на заявленные обществом требования администрация указала, что заявителем не представлены в адрес администрации документы, подтверждающие право собственности общества на все спорные объекты, также заявителем не представлены документы необходимые для принятия в муниципальную собственность объектов жилищного назначения (т. 1, л. д. 105-106).

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что общество обратилось с заявлением об оспаривании действий, связанных с передачей спорных объектов жилищного фонда, к ненадлежащему ответчику, кроме того, сам заявитель не является надлежащим лицом, которое правомочно требовать от заинтересованного лица принятия имущества в собственность по указанным основаниям.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает, что обществом представлен пакет необходимых документов, указанных в плане совместных мероприятий. Судом необоснованно применены положения Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) и постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» (далее - постановление Правительства РФ от 13.06.2006 N 374), поскольку указанные акты не могут быть применены к спорным отношениям.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представители заинтересованного лица и третьего лица в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконными действий муниципального органа является одновременное несоответствие этих действий закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с Указом Президента РФ от 10.01.1993 N 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (далее - Указ Президента РФ от 10.01.1993 N 8) при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения (бани, прачечные, парикмахерские и другие объекты) с обязательным сохранением их профиля, за исключением объектов жилищного фонда и обслуживающих его жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных подразделений предприятий и организаций.

Объекты, указанные в перечне (до проведения процедуры разграничения собственности), в соответствии с Указом Президента РФ от 10.01.1993 N 8 относятся к федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения объекта (кроме оздоровительных детских лагерей и дач, находящихся в ведении администрации по месту расположения приватизируемого предприятия).

Указом Президента РФ от 26 марта 2003 г. N 370 Указ Президента РФ от 10 января 1993 г. N 8 признан утратившим силу.

В соответствии с постановлением Совета Министров Российской Федерации от 23.12.93 N 1325 "О финансировании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в ведение местных органов исполнительной власти при приватизации предприятий" и Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235, обязанность по эксплуатации жилого фонда сохраняется за приватизируемым предприятием до осуществления передачи указанных объектов в установленном порядке в муниципальную собственность. В силу пункта 2 Положения передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.93 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий, в том числе объекты жилого фонда.

Однако Постановлением Правительства РФ от 14.06.2006 N 437 Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" признано утратившим силу.

В настоящее время спорные правоотношения регулируются частью 11 статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 утвержден перечень документов, необходимых для передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную.

В соответствии с названным постановлением для решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность необходимо представить следующие документы:

Заявитель, приватизация которого проводилась в соответствии с планом приватизации, утвержденным Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом (л.д. 8-10), указывает, что спорные объекты жилищного фонда по-прежнему находятся в государственной собственности. В этом случае, в силу части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

На территории городского поселения Сергиев Посад действует положение «О порядке приема-передачи в собственность городского поселения Сергиев-Посад объектов жилищного, коммунально-бытового и городского поселения Сергиев Посад», утвержденное решением Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад от 09.07.2008 N36/40.

Однако установленный данным положением порядок приема-передачи спорных объектов в собственность муниципального образования, заявителем также не соблюден. Заявителем при обращении в Администрацию городского поселения Сергиев Посад не были представлены действующие технические паспорта на спорные объекты недвижимости и не были уточнены характеристики передаваемых объектов, в которых около 80% жилых помещений приватизировано физическими лицами и находится в собственности физических лиц. При таких обстоятельствах и по основаниям, предусмотренным положением от 09.07.2008 N36/40, ответчик не мог принять у заявителя спорные объекты. Технические паспорта на передаваемые объекты были изготовлены после обращения заявителя в суд.

Следовательно, отказ Администрации города Сергиев Посад принять в муниципальную собственность общежития, которые ранее были включены в уставный капитал общества в нарушение законодательства о приватизации, учитывая, что большая часть жилых помещений приватизирована и находится в собственности физических лиц, является правомерным и не нарушает законных интересов и прав заявителя, что в силу статьи 201 АПК РФ влечет принятие судом решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 09.10.2009 по делу А41-21650/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
В.Ю.Бархатов
Судьи
Е.Н.Виткалова
А.А.Слесарев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка