ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 декабря 2009 года Дело N А41-23010/09

Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2009 года Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2009 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего судьи Слесарева А.А., Судей Бархатова В.Ю., Гагариной В.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарём Старостиным Н.В., при участии в заседании:

от заявителя - Гежа О.Е. по доверенности от 09.12.2009 N СА-09/12/09,

от заинтересованного лица - Рубцова С.Ю. по доверенности от 20.01.2009 N 04-09/0027,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Одинцово Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 14 октября 2009 года по делу N А41-23010/09, принятое судьёй Сергеевым Г.А. по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Стройинвест-Альфа» о признании недействительными ненормативных актов Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Одинцово Московской области

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Стройинвест-Альфа» (далее - ООО «Стройинвест-Альфа», Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Одинцово Московской области (далее - ИФНС России по г.Одинцово Московской области, налоговый орган) о признании недействительными решений от 19.05.2009 г. N 1930, N 1931 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов, и обязании ИФНС РФ по г. Одинцово Московской области осуществить государственную регистрацию изменений в учредительные документы ООО «Стройинвест-Альфа».

Решением Арбитражного суда Московской области от 14.10.2009 по делу N А41-23010/09 заявленные требования Общества удовлетворены.

Арбитражный суд Московской области исходил из того, что Общество представило все необходимые документы для государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, предусмотренные ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Налоговым органом не представлено суду надлежащих доказательств, подтверждающих законность и обоснованность принятия решений от 19.05.2009 г. N 1930, N 1931 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон от 08.09.2001 N 129-ФЗ) необходимых для государственной регистрации документов.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС России по г.Одинцово Московской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области от 14.10.2009 отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своей апелляционной жалобы налоговый орган указал, что решение арбитражного суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, так как при принятии решения судом первой инстанции нарушены нормы материального права, неполно выяснены фактические обстоятельства дела. Считает, что представление в регистрирующий орган документов, не содержащих сведений установленных законодательством Российской Федерации, либо документов содержащих недостоверные сведения, должно рассматриваться как непредставление соответствующего документа для государственной регистрации в силу пп. «а» п.1 ст. 23 Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ.

Представитель ИФНС России по г.Одинцово Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение Арбитражного суда Московской области от 14.10.2009 по делу N А41-23010/09 отменить, апелляционную жалобу налогового органа удовлетворить.

Общество считает решение Арбитражного суда Московской области от 14.10.2009 законным и обоснованным, просит судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г.Одинцово Московской области без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ООО «Стройинвест-Альфа» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа по мотивам, изложенным в судебном акте. Просил решение Арбитражного суда Московской области от 14.10.2009 по делу N А41-23010/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Стройинвест-Альфа» без удовлетворения.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя в порядке статей 258, 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, 12.05.2009 Общество обратилось в ИФНС РФ по г. Одинцово Московской области с заявлениями формы N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, формы N 14001 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных в внесением изменений в учредительные документы, приложив необходимые документы: два экземпляра новой редакции Устава ООО «Стройинвест-Альфа», решения о внесении изменений в учредительные документы, документ об уплате государственной пошлины, справку об увеличении уставного капитала, что подтверждается соответствующими расписками налогового органа в получении данных документов (т.1 л.д. 23-24).

19.05.2009 ИФНС РФ по г. Одинцово Московской области по заявлению Общества формы N Р13001 приняла решение N 1930 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, в котором указала, что среди представленных документов для регистрации отсутствуют:

1) заявление формы N 13001 с заполненными пунктами 5.4.1 и 5.4.2 и приложенным листом А, содержащим сведения о наименовании ООО «Стройинвест-Альфа» на французском языке;

2) Устав Общества (новая редакция) с указанием его основного государственного регистрационного номера (ОГРН), как это предусмотрено статьей 4 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ и пунктом 8 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 г. N 438;

3) решение об увеличении уставного капитала Общества, что предусмотрено п.1 ст. 19 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

4) решение от 13.04.2009 г., содержащее положение об утверждении итогов внесения дополнительного вклада участником в уставный капитал Общества, что предусмотрено абз.3 ст. 19 Закона N 14-ФЗ от 08.02.1998 г. ( т.1 л.д. 13).

19.05.2009 ИФНС России по г.Одинцово Московской области по заявлению Общества формы N 14001 приняла решение N 1931 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, в котором указала, что среди представленных документов для регистрации отсутствуют:

1) заявление формы N 14001 с заполненными пунктами 5.4.1 и 5.4.2, приложенным листом В, содержащим сведения пункта 9.2 - адрес места жительства в стране, резидентом которой является лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица;

2) в листе Г содержатся противоречия в пунктах 1 и 2, а также достоверные сведения о размере доли единственного участника Общества в уставном капитале, соответствующем данным действующей редакции Устава (20 000 рублей) ( т.1 л.д. 14).

Посчитав решения налогового органа незаконными, ООО «Стройинвест-Альфа» обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Московской области от 08.04.2009г., ИФНС России по г.Одинцово Московской области обжаловала его в порядке апелляционного производства

Судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы доказательства по делу и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст.ст. 64-68, 71 АПК РФ, правильно применены соответствующие нормы материального права.

В соответствии с ч.1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения государственного органа является одновременное несоответствие этого решения закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые решения налогового органа нарушают права и охраняемые законом интересы Общества.

Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

В соответствии с п.4 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления иных документов кроме документов, установленных названным Федеральным законом.

В соответствии с п.1 ст.23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) отказ в государственной регистрации допускается в случаях непредставления определенных названным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Согласно имеющимся в деле материалам, в налоговый орган были представлены все документы, необходимые для государственной регистрации, в том числе, заявление по форме Р13001, заявление по форме Р14001, удостоверенные подписью заявителя (заявитель - Жермен Жан-Пьер - действующий от имени юридического лица без доверенности).

Десятый арбитражный апелляционный суд считает, что представленные на регистрацию документы соответствовали требованиям Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ.

Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в соответствии с п.10 ч. II и п. 5 ч.IV Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных Приказом ФНС РФ от 01.11.2004 г. N САЭ-3-09/16@, пункты 5.4.1. и 5.4.2 заявления формы N Р13001 должны быть заполнены в случае, если заявитель - иностранный гражданин либо лицо без гражданства - постоянно проживает за пределами Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что генеральный директор управляющей компании ООО «АШАН» - Жермен Жан-Пьер, являющейся единоличным исполнительным органом ООО «Стройинвест-Альфа», подписавший заявление формы N Р 13001, не имеет постоянного места жительства за пределами Российской Федерации.

Отсутствие приложенного к заявлению формы N Р13001 листа А, содержащего сведения о наименовании заявителя на французском языке, не может служить основанием для признания заявления N Р 13001 не представленным, так как в новую редакцию Устава не вносилось сведений о наименовании Общества, отличных от ранее зарегистрированных в установленном законом порядке. Текст действующей редакции Устава содержит наименование заявителя на французском языке. Обязанность Общества повторно указывать данные сведения путем заполнения листа А заявления N Р13001 отсутствует.

Кроме того, признание отсутствующей среди представленных для регистрации документов новой редакции Устава не соответствует законодательству, поскольку наличие среди реквизитов указанного документа основного государственного регистрационного номера (ОГРН) не предусмотрено ни положениями Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ни ст.4 Федерального закона N 129-ФЗ.

Согласно п. 2 ст.4 Федерального закона N 129-ФЗ ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Следовательно, обязанность по исполнению требований Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 438 (далее - Правила), возложена непосредственно на регистрирующий орган.

В то же время, п.2 ст. 12 Федерального закона 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», регламентирующий перечень сведений, подлежащих обязательному включению в Устав, не предусматривает обязанности для Общества указывать в Уставе ОГРН.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» Закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества.

Закон об обществах с ограниченной ответственностью является специальным законом по сравнению с Федеральным законом N 129-ФЗ. А в соответствии с постулатом теории права при конкуренции общего и специального законов (общей и специальной норм) применяется специальный закон.

Таким образом, ссылка регистрирующего органа на положения Правил в качестве основания обязанности заявителя указать ОГРН, не соответствует действующему законодательству, и не может быть основанием для признания Устава Общества не представленным, учитывая также наличие расписки налогового органа в принятии Устава Общества среди прочих документов (т.1 л.д. 24).

Кроме того, материалами дела не подтверждается отсутствие решения от 13.04.2009 об увеличении уставного капитала Общества (расписка в получении документов от 12.05.2009 г. вх.N 1930 ( т.1 л.д. 24).

Утверждение налогового органа о том, что решение ИФНС РФ по г. Одинцово Московской области от 19.05.2009 г. N 1931 вынесено законно - не соответствует действующему законодательству.

Общество в данном случае обратилось с заявлением о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы Общества.

Пункты 5.4.1 и пункты 5.4.2, а также пункт 9.2 заявления формы N 14001, не подлежат заполнению по выше указанным основаниям (адрес места жительства в стране, резидентом которой является лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица).

Информация об организационно-правовой форме Общества, несмотря на техническую ошибку в пунктах 1 и 2 заявления формы N 14001, на момент представления заявления формы N 14001 содержалась и содержится в настоящее время в действующей редакции Устава Общества, утвержденной решением единственного участника от 12 августа 2003 г. (п. 7.3. на стр. 8 Устава).

ИФНС России по г. Одинцово Московской области, рассматривая заявление Общества формы N 14001, имела возможность установить соответствие сведений, указанных в листе Г заявления, сведениям об участнике Общества, содержащимся в ЕГРЮЛ.

Данные об участнике Общества, содержащиеся в новой редакции устава Общества, утвержденной решением единственного участника Общества от 13.04.2009, не противоречат сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, за исключением размера доли участника в уставном капитале Общества, за регистрацией изменения сведений о которой Общество обратилось с заявлением формы N 14001 в налоговый орган.

Согласно документов, представленных в налоговый орган, Общество, кроме сведений об изменении доли участника в уставном капитале ООО «Стройинвест-Альфа», не вносило иных изменений в сведения об участниках Общества.

Несоответствие друг другу сведений, указанных в пунктах 1, 2 листа Г заявления формы N 14001, не может служить основанием для отказа в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в силу пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ.

Установив, что ООО «Стройинвест-Альфа» представило полный пакет документов, необходимых для государственной регистрации изменений в учредительные документы этого Общества, суд первой инстанции при разрешении спора пришёл к обоснованному выводу о том, что у ИФНС России по г.Одинцово Московской области не было законных оснований для отказа в государственной регистрации.

Следует отметить, что Федеральный закон от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ призван максимально облегчить регистрацию юридического лица.

При изложенных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.