ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2009 года Дело N А41-8467/09

Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2009 года Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2009 года Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бархатова В.Ю., судей Гагариной В.Г., Кузнецова А.М., при ведении протокола судебного заседания: Тарановой М.А.,

при участии в заседании:

от заявителя: Тренина А.А., доверенность от 29.12.2008 N 03-03-01/0551, от заинтересованных лиц:

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области - представитель не явился, извещен,

от общества с ограниченной ответственностью «Биллинг» - представитель не явился, извещен,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 18 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07.09.2009 по делу N А41-8467/09, принятое судьей Неяскиной Е.А., по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 18 по Московской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Тверской области и обществу с ограниченной ответственностью «Биллинг» о признании недействительной государственной регистрации,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Московской области (далее - заявитель, МРИ ФНС России N 18 по Московской области) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением с учетом уточненных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительной государственной регистрации изменений, связанных с изменением местонахождения, вносимых в учредительные документы юридического лица, произведенной на основании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области (далее - инспекция, МРИ ФНС России N 12 по Тверской области) от 12.09.2008.

В качестве заинтересованного лица в деле также участвует общество с ограниченной ответственностью «Биллинг» (далее - общество, ООО «Биллинг»).

Решением Арбитражного суда Московской области от 07.09.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, МРИ ФНС России N 18 по Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить по тем мотивам, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, решением участника общества от 03.09.2008 N 1 утвержден новый адрес местонахождения и почтовый адрес ООО «Биллинг»: Московская область, г. Кашира, ул. Чапаева, д. 2, утверждена новая редакция устава общества и принято решение зарегистрировать новую редакцию устава в установленном законом порядке (л.д. 6, 9).

Во исполнение вышеназванного решения 03.09.2008 директором общества Виноградовым А.А. в Межрайонную инспекцию ФНС России N 12 по Тверской области подано заявление по форме N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

На основании представленных документов инспекцией принято решение от 12.09.2008 о государственной регистрации внесения изменений (л.д. 7), о чем в Единый государственный реестре юридических лиц внесена соответствующая запись за государственным регистрационным номером 2086952480602.

При проведении Межрайонной инспекцией ФНС России N 18 по Московской области мероприятий налогового контроля установлено, что общество по адресу, указанному в учредительных документах: Московская область, г. Кашира, ул. Чапаева, д. 2, не находится.

По данному факту заявителем составлен протокол осмотра от 18.06.2009 (л.д. 73-75) из которого следует, что по адресу регистрации общества расположен жилой дом, принадлежащий на праве собственности физическим лицам - Бакунову Н.В. и Бевзенко Р.М.

В ходе опроса налоговым органом названных физических лиц, последние пояснили, что не давали согласия на регистрацию каких-либо юридических лиц по указанному адресу.

Отсутствие исполнительного органа общества по адресу, указанному в учредительных документах, явилось основанием для обращения Межрайонной инспекции ФНС России N 18 по Московской области с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.

В обоснование своих требований заявитель указывает, что государственная регистрация изменений, связанных с изменением местонахождения юридического лица, основана на недостоверных сведениях, в связи с чем является недействительной.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что обществом был представлен весь пакет документов в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ), в связи с чем основания для отказа в оспариваемой регистрации отсутствовали.

Обжалуя решение суда первой инстанции, представитель МРИ ФНС России N 18 по Московской области указал на наличие недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных на регистрацию в МРИ ФНС России N 12 по Тверской области.

Представители МРИ ФНС России N 12 по Тверской области и общества в судебное заседание апелляционного суда не явились, в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав представителя инспекции, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В соответствии с пунктом 3 названной статьи наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

Подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, а именно об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.

Из материалов дела следует, что для проведения государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, обществом были представлены в инспекцию следующие документы: заявление установленной формы, квитанция об оплате государственной пошлины за совершение регистрационных действий, решение о внесении изменений в учредительные документы, устав общества с указанием нового юридического адреса, что подтверждается распиской о получении документов, представленных обществом в регистрирующий орган.

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 названного Закона регистрирующий орган не вправе требовать представление иных документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, обществом были представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «Биллинг», предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ, правом требовать иные документы при проведении государственной регистрации МРИ ФНС России N 12 по Тверской области не наделена.

Поскольку налоговые органы не наделены правомочиями по осуществлению правовой экспертизы документов, представленных для государственной регистрации юридических лиц, закон не предоставляет право проводить расследования законности государственной регистрации юридических лиц и осуществлять проверку достоверности сведений, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц, апелляционный суд пришел к выводу о соответствии решения МРИ ФНС России N 12 по Тверской области от 12.09.2008 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «Биллинг» требованиям Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ, оснований для признания данного решения налогового орган недействительным не имеется.

Данный вывод суда согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16.09.2009 N ВАС-12042/09, правовой позицией Федерального арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлении от 16.10.2009 N КГ-А40/10866-09-П.

Кроме того, апелляционный суд полагает необходимым отметить, что в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ за представление недостоверных сведений юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности на основании статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или такое юридическое лицо может быть ликвидировано в судебном порядке в соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, если допущенные им нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о соответствии проведенной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, действующему законодательству и отказал МРИ ФНС России N 18 по Московской области в удовлетворении заявленного требования. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 07.09.2009 по делу N А41-8467/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
В.Ю.Бархатов
Судьи
В.Г.Гагарина
А.М.Кузнецов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка