ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 января 2010 года Дело N А23-5375/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2010 года. Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2010 года. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Игнашиной Г.Д.,

судей Полынкиной Н.А., Дорошковой А.Г.,

по докладу судьи Игнашиной Г.Д.,

при ведении протокола судьей Игнашиной Г.Д.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Калужской таможни на решение Арбитражного суда Калужской области

от 09.11.2009 по делу N А23-5375/2009А-9-266 (судья Храпченков Ю.В.)

по заявлению ООО «Сима-плюс» к Калужской таможне о признании незаконным и отмене постановления от 15.10.2009,

при участии:

от заявителя: Ампилогова И.В. по доверенности, от ответчика: Кузнецова В.В. по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Сима-плюс» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Калужской таможне (далее - Таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 15.10.2009 N 10106000-399/2009 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

Решением суда первой инстанции от 09.11.2009 требования удовлетворены.

Таможня обжаловала решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Общество возражало против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Как установлено судом, 31.10.2008 Обществом на Калужский таможенный пост Таможни подана грузовая таможенная декларация N 10106010/251208/П003387, по которой заявлен товар - «зелёный горошек консервированный, первый сорт, в ж/б, 0,48 кг (нетто), ёмк. 0,425 л, 40 800 банок».

Товар ввезен на таможенную территорию Российской Федерации в рамках контракта от 10.01.2008 N 8403001, заключенного между Обществом и АО «Натур Браво», Молдова, г. Кишинёв, ул. А.Лэпушняну, д. 16.

Согласно счёту-фактуре от 06.11.2008 N 393 и сертификату о происхождении товара серии MD N 026162 грузоотправителем является АО «Натур Браво», производственная единица в г. Купчинь Р. Молдова, ул. Кишинёвская, 43.

В соответствии с сертификатом соответствия N РОСС MD.Hn20.Bl 1337 изготовителем товара является АО «Натур Браво», Молдова, г. Купчинь, ул. Кишинёвская, 43, а получателем сертификата - АО «Натур Браво», Молдова, г. Кишинёв, ул. А.Лэпушняну, д. 16.

При таможенном оформлении товара по ГТД N 10106010/251208/П003387 Обществом представлена заверенная копия санитарно-эпидемиологического заключения (далее - заключение) от 11.09.2006 N40.01.05.916.11.000640.09.06, бланк 0375936, выданного Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области на товар - «горошек зеленый консервированный, первый сорт (из мозговых сортов)», организация-изготовитель - АО «Натур Браво», Молдова, г. Кишинёв, ул. А.Лэпушняну, д. 16, получатель заключения - ООО «Сима-плюс», область применения - для реализации населению.

Товар, оформленный по ГТД N 10106010/251208/П003387, выпущен в соответствии с заявленным таможенным режимом «для внутреннего потребления» 29.12.2008.

В ходе проведенной сотрудниками Таможни проверки соблюдения Обществом ограничений, установленных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товара, оформленного по ГТД N 10106010/251208/П003387, получено письмо Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области от 23.09.2009 N 05/3640-09 с приложением заверенной копии заключения от 11.09.2006 N 40.01.05.916.П.000640.09.06.

При сравнении данных о производителе товара, указанных в данной копии заключения, с данными, указанными в заключении от 11.09.2006 N40.01.05.916.11.000640.09.06, бланк 0375936, представленном Обществом Таможне, установлено, что при таможенном оформлении товаров по ГТД N 10106010/251208/П003387 Обществом представлена копия недействительного заключения (не совпадали данные о местонахождении производителя товара), что могло послужить основанием для неприменения к декларируемому товару ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в виде обязательного подтверждения соответствия товара санитарным правилам.

01.10.2009 Таможней в отношении Общества составлен протокол N 10106000-399/2009 об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 16.2 КоАП РФ, и 15.10.2009 принято постановление N 10106000-399/2009, которым заявитель привлечен к ответственности по названной статье Кодекса в виде штрафа в размере 100000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Согласно примечанию к статье 16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Согласно п.п. 2 и 9 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе применения таможенного законодательства Российской Федерации и представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-эпидемиологическим заключением понимается документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг; зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления предусмотренных статьей 40 данного Закона видов деятельности; проектов нормативных актов, эксплуатационной документации.

Продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, а также для применения (использования) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Данная продукция допускается к ввозу на территорию Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам (ст.16 указанного Закона).

Согласно п. 2 ст. 127, п. 2 ст. 131 Таможенного кодекса Российской Федерации при подаче таможенной декларации декларант обязан представить в таможенный орган документы (разрешение, лицензии, сертификаты и (или) иные документы), подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Как установлено судом, Обществом при декларировании товаров по ГТД N 10106010/251208/П003387 представлена копия санитарно-эпидемиологического заключения от 11.09.2006 N 40.01.05.916.П.000640.09.06, бланк 0375936, выданного на товар - «горошек зеленый консервированный, первый сорт (из мозговых сортов)», где в графе организация-изготовитель указано АО «Натур Браво», Молдова, г. Кишинёв, ул. А.Лэпушняну, д. 16.

Как следует в представленной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области копии санитарно-эпидемиологического заключения от того же числа и с тем же номером, в графе организация-изготовитель указаны иные данные, а именно: АО «Натур Браво», Молдова, г. Кишинёв, ул. А.Лэпушняну, д. 16, произведено: г. Унгель, ул. Крестюк, 1 (Республика Молдова).

Таким образом, таможенный орган пришел к правильному выводу о представлении заявителем при декларировании товара недействительного документа - копии СЭЗ от 11.09.2006 N40.01.05.916.П.000640.09.06.

Однако, как следует из диспозиции ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов наступает только в том случае, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Заявителем представлена заверенная копия заключения от 25.07.2008 N 32.БО.23.916.П.001563.07.08, бланк N 1996706, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области на товар «горошек зеленый консервированный» (л.д. 19).

В качестве организации-изготовителя в данном заключении указано АО «Natur-Bravo», г. Купчинь, ул. Кишинёвская, д. 43 (республика Молдавия), что совпадает со сведениями, указанными в товаросопроводительных документах, представленных при декларировании товара (счёт-фактура, сертификат происхождения товара, сертификат соответствия).

В соответствии с п. 2 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценки, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 N 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок», заключение удостоверяет соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации.

Действие санитарно-эпидемиологического заключения на ввезенную заявителем продукцию составляет пять лет (п. 9 приложения 2 к названному приказу Роспотребнадзора России от 19.07.2007 N 224).

Таким образом, представленное заключение является действующим.

С учетом изложенного представление Обществом недействительной копии заключения от 11.09.2006 N 40.01.05.916.П.000640.09.06 не могло послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, поскольку у заявителя имелось действующее заключение от 25.07.2008 N 32.БО.23.916.П.001563.07.08, подтверждающее соответствие спорной продукции санитарным нормам.

Таким образом, действия Общества не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 16.2 КоАП РФ, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ исключает привлечение заявителя к административной ответственности.

В своей апелляционной жалобе таможенный орган указывает, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 16.2 КоАП РФ, является формальным и оно считается оконченным с момента подачи недостоверных сведений.

Данный довод не может быть принят во внимание, поскольку, как указано выше, административная ответственность за представление недействительных документов наступает только в том случае, если такие документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калужской области от 09.11.2009 по делу N А23-5375/2009А-9-266 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный ср

     Председательствующий
Г.Д.Игнашина
Судьи
Н.А.Полынкина
А.Г.Дорошкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка