АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 04 февраля 2010 года Дело N А51-22082/2009

Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2010 года. Полный текст решения изготовлен 04 февраля 2010 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.Н. Анисимовой, при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Васильевой, рассмотрев в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Кукушкиной Натальи Николаевны к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края

о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельных участков, оформленного письмом от 05.11.2009 N29/02-20-11405, при участии в заседании:

от заявителя - представитель Елесина Н.В. по доверенности от 10.12.2009 на 1 год со специальными полномочиями;

от департамента - главный консультант Подольский А.С. по доверенности от 15.12.2009 N29/03-18-13093 до 31.12.2010 со специальными полномочиями; установил:

Индивидуальный предприниматель Кукушкина Наталья Николаевна (далее по тексту - заявитель, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края об отказе в предоставлении предпринимателю в аренду для строительства магазина земельных участков общей площадью 542 кв.м., расположенных по адресу: г. Владивосток, п-ов Песчаный, пос. Береговое, в районе ул. Строительная, 1, оформленного письмом от 05.11.2009 N29/02-20-11405, а также об обязании принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду под строительство магазина.

В судебном заседании 16.12.2009 заявитель уточнил второе требование и просит обязать департамент принять решение в форме распоряжения о предоставлении земельных участков площадью 172 кв.м. с кадастровым номером 25:28:080101:110 и площадью 370 кв.м. с кадастровым номером 25:28:080101:109, расположенных по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Строительная, 1 (пос. Береговое, п-ов Песчаный), в аренду на 3 года под строительство магазина.

В обоснование уточненных требований предприниматель указал, что ранее им был получен акт выбора земельного участка и постановление о предварительном согласовании места размещения объекта, на основании которых земельные участки были поставлены на кадастровый учет с разрешенным использованием - «под размещение магазина». Пояснил, что на земельных участках им размещены металлический контейнер и деревянная будка для сторожа, которые не являются объектами недвижимости, и правоустанавливающие документы на которые он не обязан предоставлять департаменту, иных объектов на участках нет. По мнению заявителя, отказ департамент нарушает его право на приобретение земельных участков и препятствует осуществлению деятельности по строительству магазина.

Департамент требования заявителя не признал, письмом от 18.01.2010 уточнил свое наименование как Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - департамент).

В обоснование своих возражений представитель департамента указал, что в предоставлении земельных участков было отказано в связи с их обременением правами третьих лиц, а также в связи с несоответствием разрешенного использования участка целям, указанным заявителем. Пояснил, что на участках находятся объекты, правоустанавливающие документы на которые заявителем не представлены. Кроме того, департамент считает, что у заявителя сохранилось право аренды земельного участка по договору, заключенному в 2002 году с администрацией п. Береговое, которое может быть прекращено только после возврата участка по акту приема-передачи арендодателю. Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее. Кукушкина Наталья Николаевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией муниципального образования Фрунзенский район г. Владивостока 31.01.2002, ИМНС РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока внесена в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304254008200048.

Постановлением главы Администрации г. Владивостока от 01.11.2006 N2592 предпринимателю предварительно согласовано размещение магазина на земельном участке площадью 542 кв.м., расположенном в г. Владивостоке в районе ул. Строительной, 1 (пос. Береговое, п-ов Песчаный). На основании данного постановления 14 июля 2009 года предпринимателем в департамент подано заявление о предоставлении спорного земельного участка в аренду под строительство магазина.

В дополнение к данному заявлению 08 октября 2009 года предпринимателем были представлены в департамент кадастровые паспорта земельных участков, входящих в состав испрашиваемого.

Департамент рассмотрел заявление и письмом от 05.11.2009 N29/02-20-11405 сообщил предпринимателю о снятии его заявления с рассмотрения в связи с несоответствием разрешенного использования земельного участка его целевому назначению, указанному заявителем, а также нахождением на участке объектов, правоустанавливающие документы на которые заявителем не предоставлены. Расценив данное письмо как отказ в предоставлении земельного участка, полагая его противоречащим земельному законодательству и нарушающим права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. Оценив доводы сторон и документы, представленные в материалы дела, суд считает требования предпринимателя подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.

Согласно Закону Приморского края от 18.12.2006 N21-КЗ «О внесении изменений в Закон Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» и Положению о департаменте земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, утвержденному постановлением Администрации Приморского края от 06.06.2007 N134-па и действовавшему на момент выдачи оспариваемого отказа, департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края осуществлял государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами, находящимися в собственности Приморского края, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края. Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 ЗК РФ. Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта. В силу пункта 5 указанной статьи при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Аналогичное правило закреплено в статье 32 ЗК РФ, в силу пунктов 1-2 которой решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан и юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства. Из статьи 31 ЗК РФ, а также пункта 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что предварительное согласование места размещения объекта является этапом предоставления земельных участков для строительства, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом условий использования соответствующей территории, изъятия у правообладателей земельных участков, входящих в состав зарезервированных земель, а также производится подготовка проектной документации. Земельный участок как объект права возникает после его описания в Едином государственном реестре земель и государственного учета, который производится после предварительного согласования места размещения объекта.

Как установлено судом, 29.10.2003 предпринимателю был согласован акт выбора площадки N318/2003 под строительство магазина на городских землях. На основании указанного акта предпринимателю постановлением главы Администрации г. Владивостока 01.11.2006 N2592 было предварительно согласовано место размещения магазина в районе ул. Строительной, 1 в г. Владивостоке (пос. Береговое, п-ов Песчаный) на земельном участке площадью 542 кв. м. Из материалов дела усматривается, что предприниматель обратился в департамент с заявлением о принятии решения о предоставлении данного участка в аренду до истечения срока действия указанного постановления.

С заявлением предприниматель предоставил пакет документов, необходимых для предоставления земельного участка, в том числе и кадастровые планы земельных участков. Каких-либо возражений и замечаний по составу документов и содержащихся в них сведений в адрес заявителя не направлялось. Поскольку предпринимателем в полной мере был соблюдён порядок получения в аренду земельного участка для целей строительства, регламентированный статьями 30, 31, 32 ЗК РФ, и были представлены все необходимые документы, предусмотренные законом, департамент в силу требований пункта 2 статьи 32 ЗК РФ обязан был в двухнедельный срок принять решение о предоставлении предпринимателю земельного участка в аренду для строительства и направить ему копию соответствующего решения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, заявление предпринимателя о предоставлении в аренду спорного земельного участка в установленный законом срок департамент не рассмотрел и письмом от 05.11.2009 за номером 29/02-20-11405 снял заявление предпринимателя с рассмотрения. Данное письмо расценивается судом как отказ в предоставлении земельного участка. В этой связи, с учетом установленных по делу обстоятельств, а именно: наличия постановления о предварительном согласовании предпринимателю места размещения магазина на земельном участке, которое не было признано недействительным, акта выбора площадки под строительство, кадастровых паспортов земельных участков и других документов, а также требований статей 30, 32 ЗК РФ, статей 200 и 201 АПК РФ суд приходит к выводу о том, что отказ департамента не соответствует закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя.

Довод департамента о несоответствии вида разрешённого пользования, указанного в кадастровых паспортах, цели предоставления участка, названного в заявлении, суд отклоняет, поскольку не усматривает никакого противоречия в формулировках «размещение магазина» и «строительство магазина». Кроме того, в порядке статей 31-32 ЗК РФ земельные участки предоставляются только для строительства. Не подтверждается материалами дела и довод департамента о наличии на земельных участках объектов, принадлежащих третьим лицам. В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган, его принявший.

Департаментом не представлены доказательства нахождения на испрашиваемых земельных участках объектов, принадлежащих иным лицам, а объекты, на которые указывает предприниматель - контейнер, деревянная будка для сторожа, не являются объектами недвижимого имущества и не влекут приобретения правообладателем данных объектов каких-либо прав на земельные участки, занятые ими. Суд считает, что департамент имел возможность выяснить данные обстоятельства, однако не воспользовался предоставленными ему правами и не запросил необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц.

Довод департамента о том, что у заявителя сохранилось право аренды земельного участка площадью 50 кв.м. по договору, заключенному в 2002 году с администрацией п. Береговое, которое может быть прекращено только после возврата участка по акту приема-передачи арендодателю, суд во внимание не принимает, поскольку данное основание не было указано в письме от 05.11.2009 N29/02-20-11405. Кроме того, из имеющихся в материалах дела документов (выписка из дежурной кадастровой карты от 24.06.2004) не следует, что земельный участок площадью 50 кв.м., входящий в состав испрашиваемых земельных участков, до сих пор находится в аренде у заявителя.

С учетом изложенного суд считает, что доводы департамента, изложенные в письме от 05.11.2009 N29/02-20-11405, не могут служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду. Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. При таких обстоятельствах суд считает, что решение департамента об отказе в предоставлении предпринимателю в аренду спорного земельного участка противоречит закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя, в связи с чем требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объёме. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 60 ЗК РФ в случае признания недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок, нарушенное право подлежит восстановлению путем погашения правовых последствий, возникших на основании оспариваемых постановлений. Согласно пункту 10 статьи 30 ЗК РФ в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления. Учитывая изложенные обстоятельства, суд на основании части 5 статьи 201 АПК РФ считает, что нарушенное право заявителя подлежит восстановлению путем обязания департамент принять решение о предоставлении в аренду спорного земельного участка. При этом суд находит достаточным срок аренды спорного земельного участка 3 года, указанный заявителем, исходя из следующего. В силу статей 125, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право определять условия передачи своего имущества в аренду, в том числе срок, на который земельный участок передаётся в аренду, принадлежит собственнику или лицам, уполномоченным собственником. В рассматриваемом случае данное право принадлежит департаменту. Действующее законодательство не содержит обязательного для арендодателя условия о заключении договоров аренды на конкретный срок.

В тоже время статья 28 Федерального закона от 21.12.2001 N178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» содержит предельный срок (49 лет), на который может быть заключён договор аренды земли с собственником находящегося на нём объекта недвижимости, но не обязывает собственника устанавливать срок действия договора аренды равный предельному.

Таким образом, определение срока аренды земельного участка в каждом конкретном случае является правом собственника земельного участка (статья 209 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 15 статьи 3 Закона N137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», договор аренды земельного участка для жилищного строительства может быть заключён на срок не более пяти лет. Принимая во внимание универсальность воли законодателя и принцип равноправия сторон, суд считает обоснованными требования заявителя в части установления срока аренды 3 года. На основании статьи 110 АПК РФ и статьи 333.17 НК РФ судебные расходы по госпошлине в связи с удовлетворением требований заявителя в полном объёме подлежат взысканию с департамента в пользу предпринимателя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, оформленное письмом от 05.11.2009 N29/02-20-11405, об отказе в предоставлении индивидуальному предпринимателю Кукушкиной Наталье Николаевне в аренду для строительства магазина земельных участков общей площадью 542 кв.м., расположенных по адресу: г. Владивосток, п-ов Песчаный, пос. Береговое, в районе ул. Строительная, 1, как не соответствующий Земельному кодексу РФ. Решение подлежит немедленному исполнению.

Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение в форме распоряжения о предоставлении индивидуальному предпринимателю Кукушкиной Наталье Николаевне в аренду сроком на 3 года для строительства магазина земельный участок с кадастровым номером 25:28:080101:109 площадью 370 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером 25:28:080101:110 площадью 172 кв.м., расположенных по адресу: г. Владивосток, п-ов Песчаный, пос. Береговое, в районе ул. Строительная, 1. Взыскать с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Бородинская, 12, в пользу индивидуального предпринимателя Кукушкиной Натальи Николаевны судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 (сто) рублей. Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, через Арбитражный суд Приморского края.

     Судья
Н.Н.Анисимова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка