АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 09 февраля 2010 года Дело N А51-20141/2009

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Е.М.Попова, при ведение протокола судебного заседания секретарем Т.А. Березюк,

рассмотрев в судебном заседании 9 февраля 2010 года дело по заявлению ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по Хасанскому району Приморского края к Администрации Хасанского муниципального района Приморского края

третье лицо - Муниципальное образование Хасанский район Приморского края администрация Цукановского Сельсовета, о взыскании задолженности в сумме 334,16 руб. при участии в судебном заседании:

от заявителя - не явились, извещены;

от ответчика - не явились, извещены;

от третьего лица - не явились, извещены; установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Хасанскому району Приморского края (далее - «заявитель, Пенсионный фонд») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с Администрации Хасанского муниципального района Приморского края (далее - «администрация», «ответчик») пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 334 руб. в порядке субсидиарной ответственности.

В обоснование требований заявитель указал, что Муниципальное образование Хасанский район Приморского края Администрация Цукановского Сельсовета является муниципальным учреждением, созданным для осуществления управленческих функций некоммерческого характера. Собственником имущества Администрации Цукановского Сельсовета является муниципальное образование Хасанский район, от имени которого, как публично-правового образования выступает Администрация Хасанского муниципального района. В связи с этим заявитель со ссылкой на пункт 2 статьи 49, пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ, пункт 15 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пункт 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ» считает, что администрация муниципального образования Хасанский район Приморского края, являясь собственником имущества Муниципального образования Хасанский район Приморского края Администрация Цукановского Сельсовета, должна нести в данном случае субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, через канцелярию суда представил отзыв, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, которое судом рассмотрено и удовлетворено.

В письменном отзыве ответчик требования фонда не признает, поскольку представленные заявителем сведения об отсутствии у должника денежных средств датированы 2007 годом и не могут являться объективным доказательством по делу.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии с п. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд рассматривает дело по имеющимся в деле материалам в отсутствие представителей сторон.

Исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.10.2006 по делу NА51-12430/2006 2-336 с Муниципального образования Хасанский район Приморского края Администрация Цукановского Сельсовета в доход Пенсионного фонда РФ была взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 7 662 руб., в том числе: взносы на страховую часть трудовой пенсии в сумме 7 328 руб., пени на страховую часть пенсии в сумме 334,16 руб.

Во исполнение указанного решения 08.12.2006 фонду был выдан исполнительный лист N095476 на сумму 7 662 руб., который был направлен последним для принудительного исполнения в Отдел по Хасанскому району Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Приморскому краю.

Судебный пристав-исполнитель Отдела по Хасанскому району Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Приморскому краю возвратил указанный исполнительный лист в порядке статей 1, 10, 88 Федерального закона «Об исполнительном производстве», на том основании, что исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение трех месяцев.

19.04.2007 ГУ УПФ РФ по Хасанскому району Приморского края направило исполнительный лист в адрес Отделения Федерального казначейства по Хасанскому району, однако согласно письму руководителя отделения от 23.04.2007 исполнительный лист возвращен взыскателю без исполнения, так как в казначействе не открыт лицевой счет должника.

ГУ УПФ РФ по Хасанскому району Приморского края направило 10.05.2007 исполнительный лист для принудительного исполнения в Хасанский филиал Государственного учреждения Приморского казначейства, однако согласно письму руководителя филиала от 11.05.2007 исполнительный лист был возвращен взыскателю без исполнения, в связи с закрытием лицевых счетов должника.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по Хасанскому району Приморского края с заявлением о взыскании с Администрации Хасанского муниципального района Приморского края пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 334,16 руб. в порядке субсидиарной ответственности.

Изучив материалы дела, суд пришел к выводу о том, что требования Пенсионного фонда являются обоснованными и подлежат удовлетворению ввиду следующего.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (далее - Закон N167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно положениям пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.

В соответствии со статьей 6 Закона N167-ФЗ Муниципальное образование Хасанский район Приморского края администрация Цукановского Сельсовета является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Пунктом 2 статьи 14 Закона N167-ФЗ установлена обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Пунктом 2 статьи 49 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 15 постановления N41/9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснили, что при применении пункта 2 статьи 49 Налогового кодекса РФ необходимо учитывать, что, поскольку в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено иное, такое возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.

Следовательно, приведенной нормой гражданского законодательства предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества по долгам созданного им учреждения, поэтому в соответствии с пунктом 2 статьи 49 Налогового кодекса РФ на собственника учреждения может быть возложена обязанность по уплате задолженности по обязательным платежам учреждения в случае его ликвидации.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в соответствии с уставом муниципального образования Хасанский район, принятым Думой Хасанского района 10.02.1998, структура органов местного самоуправления Хасанского района включает в себя, в том числе, администрации поселков, сельсоветов (ст.22 Устава).

Согласно ст. 45 Устава администрация Хасанского района является органом управления, осуществляющим исполнительную и распорядительную деятельность. Администрация подотчетна главе муниципального образования Хасанский район.

Уставом также предусмотрено, что имущество структурных подразделений закрепляется за ними на правах оперативного управления актами главы муниципального образования без передачи в собственность.

Таким образом, Муниципальное образование Хасанский район фактически является собственником имущества Муниципального образования Хасанский район Приморского края Администрации Цукановского Сельсовета.

Пунктом 2 части 8 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления до 1 июля 2005 года приводят в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона уставы муниципальных образований и другие нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Во исполнение требований Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 Думой Хасанского муниципального района 20.07.2005 Устав Хасанского муниципального района принят в новой редакции и зарегистрирован в правовом департаменте Администрации Приморского края 27.07.2005 N 026.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Устава в редакции от 20.07.2005 официальным наименованием муниципального образования является Хасанский муниципальный район.

Согласно статье 3 Устава в редакции от 20.07.2005 Хасанский муниципальный район является административно-территориальной единицей, в состав которой входит, в том числе с. Цуканово.

В соответствии со статьей 25 Устава в редакции от 20.07.2005 Администрация Хасанского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Хасанского муниципального района, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Пунктом 2 статьи 46 Устава в редакции от 20.07.2005 Администрация муниципального района и Дума муниципального района вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти Приморского края и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, судом установлено, что в целях приведения Устава муниципального образования Хасанский район, принятого 10.02.1998, в соответствие с требованиями Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003, Думой Хасанского муниципального района 20.07.2005 принята новая редакция Устава Хасанского муниципального района, в соответствии с которой наименование ответчика - муниципальное образование Хасанский район заменено на Хасанский муниципальный район.

Пунктом 5 статьи 48 Устава в редакции от 20.07.2005 предусмотрено, что Администрация муниципального района субсидиарно отвечает по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивает их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Следовательно, Пенсионным фондом правомерно заявлены требования в порядке субсидиарной ответственности к администрации Хасанского муниципального района, как к собственнику имущества Муниципального образования Хасанский район Приморского края Администрация Цукановского Сельсовета, являющегося должником.

При этом в силу положений пункта 2 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации субсидиарная ответственность по обязательствам, связанным с уплатой страховых взносов, возможна только при ликвидации учреждения.

Материалами дела установлено, что в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о начале ликвидации Муниципального образования Хасанский район Приморского края администрация Цукановского Сельсовета и зарегистрировано уведомление о формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора.

Согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

В силу пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Наличие и размер задолженности установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 11.10.2006 по делу N А51-12430/2006, которое в силу пункта 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

Невозможность взыскания спорной задолженности по страховым взносам и пени с Муниципального образования Хасанский район Приморского края администрация Цукановского Сельсовета подтверждается письмом Отделения Федерального казначейства по Хасанскому району от 23.04.2007 письмом Хасанского филиала Государственного учреждения Приморского казначейства от 11.05.2007, из которых следует, что должнику в 2007, 2008, 2009 гг. лицевые счета в отделении казначейства не открывались.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии в данном случае оснований для применения к Администрации Хасанского муниципального района субсидиарной ответственности по задолженности Муниципального образования Хасанский район Приморского края администрации Цукановского Сельсовета по пени по страховым взносам в сумме 334,16 руб.

Учитывая изложенное, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по Хасанскому району Приморского края о взыскании с Администрации Хасанского муниципального района Приморского края задолженности Муниципального образования Хасанский район Приморского края администрации Цукановского Сельсовета по пени по страховым взносам в сумме 334,16 руб. в субсидиарном порядке.

Судебные расходы в соответствии со ст. 110 АПК РФ и ст. 333.21 НК РФ относятся судом на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 216 АПК РФ, суд

решил:

Взыскать с Администрации Хасанского муниципального района Приморского края, расположенной по адресу: Приморский край, Хасанский район, п. Славянка, ул. Молодежная, д. 1, за счет казны Хасанского муниципального района Приморского края в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации задолженность Муниципального образования Хасанский район Приморского края администрации Цукановского Сельсовета по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в 334,16 (триста тридцать четыре рубля 16 коп.) рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

     Судья
Попов Е.М.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка