АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 12 февраля 2010 года Дело N А51-22352/2009

Резолютивная часть решения объявлена 11.02.2010 Полный текст решения изготовлен 12.02.2010 Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Голуб Е.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Карпачевым М.В. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Гасанова Зиятхана Амирхан Оглы

к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края о признании незаконным решения

при участии в судебном заседании: от заявителя - Токарев С.С., по доверенности от 12.08.2009; от ответчика - не явились

установил: предприниматель Гасанов З.А.О. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе в принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке площадью 977 кв м, расположенном по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Тухачевского,46, оформленного письмом от 13.11.2009 N 29/02-20-11819. Просит обязать Департамент принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта (магазин) на земельном участке площадью 977 кв м, расположенном по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Тухачевского,46 (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ). В обоснование заявленных требований предприниматель ссылается на несоответствие оспариваемого решения статье 31 Земельного кодекса РФ, отсутствие оснований для отказа в принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, поскольку все требования действующего законодательства о подготовке необходимых документов им соблюдены: акт выбора площадки под строительство оформлен, проект границ земельного участка утвержден, кадастровый паспорт земельного участка изготовлен.

В соответствии с постановлением администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края переименован в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края. В связи с чем суд произвел замену наименования ответчика.

Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, ходатайств не поступило. Спор рассматривается в его отсутствие согласно статье 156 АПК РФ. В предварительном судебном заседании Департамент возражал против заявленных требований со ссылкой на п.2,3 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ, указав на то, что испрашиваемый земельный участок находится в жилой зоне застройки многоквартирными домами (в оспариваемом решении ошибочно указана общественно-деловая зона), что препятствует удовлетворению заявления предпринимателя.

Из материалов дела судом установлено, что индивидуальный предприниматель Гасанов З.А.О. 16.10.2009 обратился в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 997 кв м с предварительным согласованием места размещения магазина в районе Тухачевского,46 в г.Владивостоке с целью дальнейшего оформления земельного участка для строительства. Ранее предприниматель неоднократно обращался с аналогичными заявлениям, в том числе 21.03.2007, 26.12.2008 вход N 29-15416.

Департамент письмом от 13.11.2009 N29/02-20-11819 отказал предпринимателю в предварительном согласовании места размещения объекта строительства на том основании, что по испрашиваемый земельный участок по схеме функционального зонирования территории обносится к общественно-деловой зоне. Вопрос о размещении административного здания возможно рассматривать после выполнения проекта планировки и проекта межевания территории в пределах всего квартала и его утверждения в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса РФ. Предприниматель Гасанов З.А.О., не согласившись с отказом Департамента, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Частью 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса РФ. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (часть 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ).

В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Заявление предпринимателя от 14.10.2009 соответствует изложенным требованиям Земельного кодекса РФ.

Согласно части 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ).

Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ в Закон Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края (городе Владивостоке) переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края, которым с 01.02.2007 является Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.

Вместе с тем, согласно положений статьи 15 Федерального закона N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования (в том числе регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований), предусмотренных уставом муниципального образования, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Функции по регулированию градостроительной деятельности на территории Владивостокского городского округа в соответствии с Положением об управлении муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.08.2005 N 965 (далее - Положение) на момент первого обращения в Департамент осуществляло управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока. В настоящее время указанные функции переданы управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, созданному на основании решения Думы г.Владивостока от 03.04.2009 N 259.

В то время как Департамент принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта строительства.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что полномочиями по обеспечению выбора земельного участка под строительство наделены органы местного самоуправления, которые на основании заявления гражданина или юридического лица либо на основании обращения исполнительного органа государственной власти, производят оценку возможности размещения на испрашиваемом земельном участке объекта строительства, осуществляют выдачу заинтересованному лицу проекта акта о выборе земельного участка под строительство для получением данным лицом всех необходимых согласований, изготавливает и утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, то есть орган местного самоуправления осуществляет все необходимые действия для последующего принятия органом исполнительной власти субъекта федерации решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства и решения о предоставлении земельного участка.

Как следует из материалов дела, акт выбора площадки под строительство согласован со всеми службами и утвержден начальником управления архитектуры и градостроительства администрации г.Владивостока 13.07.2006. Проект границ земельного участка для строительства магазина утвержден распоряжением зам.главы администрации г.Владивостока N 1317-р от 31.08.2007, кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка изготовлен 05.11.2009.

Испрашиваемый земельный участок свободен от прав третьих лиц, что подтверждается сообщением Управления Федеральной регистрационной службы от 28.08.2009 N 01/056/2009-413.

В оспариваемом отказе Департамент ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок по схеме функционального зонирования территории обносится к общественно-деловой зоне. В предварительном судебном заседании Департамент указал, что данная ссылка является ошибочной, фактически спорный участок находится в жилой зоне застройки многоквартирными домами, что препятствует удовлетворению заявления предпринимателя.

Факт нахождения испрашиваемого земельного участка в жилой зоне подтверждается выкопировкой из Генерального плана Владивостокского городского округа 2008 года. Однако, данное обстоятельство не препятствует размещению магазина по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с ч. 5 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения.

Согласно п. IV таблицы 18.1 Генерального плана Владивостокского городского округа, утвержденного решением Думы г.Владивостока от 15.09.2008 N 119, предприятия розничной торговли отнесены к объектам социального и культурно-бытового обслуживания населения.

Указанное согласуется с положениями СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», в п.5.1 которого указано, что учреждения и предприятия обслуживания следует размещать на территории городских и сельских поселений, приближая их к местам жительства и работы. Радиус обслуживания предприятий торговли установлен п.5.4 указанного СНиПа.

Иных оснований для отказа в удовлетворении заявления предпринимателя Департаментом не указано, судом не установлено.

Таким образом, у Департамента отсутствовали законные основания для отказа предпринимателю в предварительном согласовании места размещения объекта, решение от 13.11.2009 является незаконным, как не соответствующее статье 31 Земельного кодекса РФ и нарушающее права заявителя в сфере предпринимательской деятельности. В силу статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными и обязывает устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в установленный судом срок. На момент принятия судом решения часть подлинных документов возвращена заявителю и находится у него, поэтому суд обязывает Департамент принять решение после получения документов от предпринимателя.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края об отказе в принятии решения о предварительном согласовании предпринимателю Гасанову З.М.О. места размещения объекта на земельном участке площадью 977 кв м, расположенном по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Тухачевского,46, оформленное письмом от 13.11.2009 N 29/02-20-11819, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края принять решение о предварительном согласовании предпринимателю Гасанову З.А.О. места размещения объекта (магазин) на земельном участке площадью 977 кв м, расположенном по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Тухачевского,46, в течение 14 дней после получения от предпринимателя документов, перечисленных в заявлении от 14.10.2009, а также распоряжения зам.главы администрации г.Владивостока от 31.08.2007 N 1317-р, кадастрового паспорта земельного участка от 05.11.2009. Взыскать с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в пользу предпринимателя Гасанова Зиятхана Амирхан Оглы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 (сто) рублей. Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение месяца с даты его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края.

     Судья
Е.И.Голуб

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка