АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 12 февраля 2010 года Дело N А51-391/2010

Резолютивная часть решения объявлена 09.02.2010.

Полный текст решения изготовлен 12.02.2010. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Зиньковой Л.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей Зиньковой Л.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению департамента здравоохранения Приморского края к ООО «Аквамарин» о привлечении к административной ответственности

при участии: от ответчика - Вернер М.В. (доверенность б/н от 20.01.2010, сроком на 3 года); Лесьева Т.В., директор (приказ N9 от 15.09.2009)

установил: департамент здравоохранения Приморского края (далее - департамент) обратился с заявлением о привлечении ООО «Аквамарин» к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные частью 2, частью 3, частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В судебном заседании 08.02.2010 судом в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 13-40 09.02.2010. В судебное заседание не явился департамент, извещенный судом о времени и месте судебного заседания под роспись в протоколе судебного заседания от 08.02.2010. Суд, с согласия ответчика, руководствуясь частью 3 статьи 205 АПК РФ, рассматривает дело в отсутствие заявителя. В обоснование требования о привлечении общества к административной ответственности департамент указал в заявлении на нарушение обществом Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N30, указал на то, что актом проверки от 24.12.2009 и протоколом об административном правонарушении от 24.12.2009 N11 подтверждается факт совершения обществом административных правонарушений, предусмотренных частями 2, 3, 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Общество возражает против заявленного требования, указало на отсутствие в его действиях состава административных правонарушений, предусмотренных частями 2, 3, 4 статьи 14.1 КоАП РФ. При этом указало на то, что устранило установленные в ходе проверки 24.12.2009 нарушения, в подтверждение чего представило договор на оказание технической помощи с ООО «Медтехника-1», приказ о назначении врачебной комиссии N11 от 30.12.2009, Положение о порядке организации и осуществления экспертного контроля в ООО «Аквамарин». Считает требование департамента о наличии удостоверения на технологию отбеливания зубов системой «Оpalescence», не основанное на законе.

Из материалов дела судом установлено, что на основании приказа департамента здравоохранения Приморского края от 26.11.2009 N42-ЛОкм «О проведении плановой выездной проверки ООО «Аквамарин» департаментом в период с 27.11.2009 по 24.12.2009 проведена проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности ООО «Аквамарин».

В ходе проверки департаментом установлено, что общество имеет лицензию N25-1-000112 от 10.02.2005 Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на осуществление доврачебной помощи: сестринское дело, стоматология, стоматология ортопедическая; амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе на условиях дневного стационара и стационара на дому: стоматология ортопедическая, а также лицензию N25-01-000112 от 13.04.2006 на осуществление амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому: стоматология терапевтическая, стоматология хирургическая.

ООО «Аквамарин» осуществляет медицинскую деятельность с нарушением обязательных требований и условий, установленных законодательством, а именно: обществом используется стоматологический терапевтический лазерный аппарат АЛСТ-01 «ОПТОДАН» без специального разрешения (лицензии) на осуществление специализированной медицинской помощи о физиотерапии, что является нарушением Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N30; специалист, осуществляющий доврачебную помощь по сестринскому делу Белоусова Л.Л. не имеет специального профессионального (медицинского) образования, сертификата специалиста соответствующих работам (услугам), что является нарушением подпункта «з» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N30; общество применяет технологию отбеливания зубов системой «Оpalescence»; отбеливание в/ч и н/ч в «линии улыбки» не разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, что является нарушением подпункта «е» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N30; специалист, осуществляющий амбулаторно-поликлиническую помощь по специальности стоматология терапевтическая Сахарова Елизавета Владимировна не имеет специального профессионального (медицинского) образования, сертификата специалиста соответствующего работам (услугам) по специальности стоматология терапевтическая, что является нарушением подпункта «г» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N30; техническое обслуживание стоматологического оборудования на основании договора, заключенного с ЗАО НТМЦ «Меддава-сервис» проводится без специального разрешения (лицензии), что является нарушением подпункта «к» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30; общество не оформило документ, подтверждающее наличие лицензии в связи с изменением адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности, что является нарушением статьи 11 Федерального закона РФ от 08.08.2001 N128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Данные нарушения зафиксированы департаментом в акте проверки от 24.12.2009 N42-ЛОкм. По факту выявленных нарушений департаментом в отношении общества 24.12.2009 составлен протокол N11 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2, 3, 4 статьи 14.1 КоАП РФ и вынесено предписание об устранении допущенных нарушений. На основании данного протокола департамент обратился в арбитражный суд с заявлением для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности по части 2,3,4 статьи 14.1 КоАП РФ. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителя, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с пунктом 96 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществление медицинской деятельности осуществляется на основании лицензии.

Из материалов дела судом установлено, что департаментом в ходе проверки 24.12.2009 установлен факт использования ООО «Аквамарин» стоматологического терапевтического лазерного аппарата АЛСТ-01 «ОПТОДАН», без специального разрешения (лицензии) на осуществление специализированной медицинской помощи по физиотерапии.

Согласно Инструкции по применению в медицинской практике аппарата лазерного полупроводникового стоматологического терапевтического «АЛСТ-01 «ОПТОДАН», данный аппарат является терапевтическим светолечебным прибором для применения в стоматологических лечебных учреждениях, а также непосредственно на рабочих местах врачей (операционные, перевязочные, процедурные и т.п.) и в физиотерапевтических кабинетах.

Таким образом, данный аппарат применяется в медицинских учреждениях для оказания физиотерапевтических процедур.

Услуги по оказанию процедур с использованием лазера включены обществом в Перечень платных стоматологических услуг на оказание терапевтической помощи по состоянию на 1 апреля 2009 года.

Между тем, лицензия на оказание физиотерапевтических процедур у общества отсутствует.

Данный факт подтверждается актом проверки от 24.12.2009 N42-ЛОкм, протоколом об административном правонарушении от 24.12.2009 N11, Переченем платных стоматологических услуг на оказание терапевтической помощи по состоянию на 1 апреля 2009 года.

Следовательно, ООО «Аквамарин» в нарушение пункта 96 части 1 статьи 17 вышеуказанного закона при осуществлении медицинской деятельности по оказанию стоматологических услуг использует терапевтический лазерный аппарат АЛСТ-01 «ОПТОДАН», не имея специального разрешения (лицензии) на осуществление специализированной медицинской помощи по физиотерапии.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Поскольку материалами дела подтверждается отсутствие у ООО «Аквамарин» лицензии на осуществление медицинской деятельности на осуществление специализированной медицинской помощи по физиотерапии, то общество подлежит привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N30 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг).

Из материалов дела судом установлено, что департаментом в ходе проверки 24.12.2009 зафиксирован факт наличия в штате ООО «Аквамарин» специалиста, осуществляющего доврачебную помощь по сестринскому делу и специалиста, осуществляющего амбулаторно-поликлиническую помощь по специальности стоматология терапевтическая без специального профессионального (медицинского) образования и сертификатов специалиста, соответствующих осуществляемым ими работам (услугам).

Как следует из материалов дела, специалист Белоусова Л.Л., осуществляющая доврачебную помощь по сестринскому делу, не имеет специального (медицинского) образования, а также не имеет сертификата специалиста, отсутствуют сведения о повышении квалификации по специальности сестринское дело. Специалист, осуществляющий амбулаторно-поликлиническую помощь по специальности стоматология терапевтическая - Сахарова Елизавета Владимировна имеет диплом Владивостокского медицинского университета по специальности стоматология, что не соответствует требованиям и характеру выполняемых ею работ и услуг.

Данные нарушения подтверждаются актом проверки от 24.12.2009, протоколом об административном правонарушении N11 от 24.12.2009, штатным расписанием на 01.01.2009.

Следовательно, ООО «Аквамарин» допустил нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 N30, что является составом административного правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с подпунктом з» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 N30 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности является обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам).

В соответствии с пунктом 1 Порядка организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.09.2008 N513н, врачебная комиссия медицинской организации создается в медицинской организации независимо от ее организационно-правовой формы собственности и ведомственной принадлежности с целью осуществления оценки качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе обоснованности и эффективности назначения лекарственных средств.

Согласно пункту 14 Приказа от 24.09.2008 N513н решения врачебной комиссии оформляются протоколом врачебной комиссии. Решение врачебной комиссии вносятся в медицинскую документацию.

Как установлено судом из материалов дела, департаментом в ходе проверки 24.12.2009 установлен факт не обеспечения ООО «Аквамарин» контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг).

Данный факт подтверждается актом проверки от 24.12.2009, протоколом об административном правонарушении от 24.12.2009 N11.

Доказательств соблюдения обществом порядка организации контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам) на момент проведения 24.12.2009 проверки, обществом не представлено.

В материалы дела представлен приказ N11 от 30.12.2009 директора ООО «Аквамарин» Т.В.Лесьевой о создании врачебной комиссии.

Следовательно, ООО «Аквамарин» допустил нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, предусмотренных подпунктом «з» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 N30, что квалифицируется как административное правонарушение по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N30, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности является соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 43 Закона РФ от 22.07.1993 N 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» в практике здравоохранения используются методы профилактики, диагностики, лечения, медицинские технологии, лекарственные средства, иммунобиологические препараты и дезинфекционные средства, разрешенные к применению в установленном законом порядке.

Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20.07.2007 N 488 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение новых медицинских технологий» на применение медицинский технологий выдаются разрешения.

К новым медицинским технологиям в соответствии с вышеназванным приказом относятся впервые предлагаемые к использованию на территории Российской Федерации или усовершенствованные совокупности методов (приемов, способов) лечения, диагностики, профилактики, реабилитации (далее - метод), средств, с помощью которых данные методы осуществляются, а в некоторых случаях и способ получения средства, применяемого в данной технологии.

Заявление и документы для получения разрешения на применение новой медицинской технологии могут подаваться организацией-разработчиком или автором медицинской технологии, либо иным лицом, действующим от имени заявителя по доверенности.

Разрешенная медицинская технология перестает считаться новой с момента ее официального разрешения и может использоваться без ограничений всеми лицами, осуществляющими медицинскую деятельность при условии ее правильного выполнения.

В соответствии с Информационным письмом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 13.04.2009 года N 01И-202/09 для осуществления медицинской деятельности организациям необходимо иметь, в том числе разрешение на применение медицинской технологии, которое выдается с 2007 года или регистрационное удостоверение, которое выдавалось с 2004 по 2007 годы, в виде подлинника или копии, заверенной заявителем.

Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 24.02.2009 N01И-98/09 «О порядке применения разрешенных Розравнадзором медицинских технологий» список всех разрешенных технологий размещен на сайте Росздравнадзора (www.rozdravnadzor.ru).

Как установлено судом, в перечне медицинских технологий, разрешенных к применению в медицинской практике, зарегистрированы три медицинские технологии отбеливания зубов - ФСN2009/125, ФСN2009/199, ФСN2009/216.

Из материалов дела судом установлено, что в ходе проверки 24.12.2009 департаментом установлено применение ООО «Аквамарин» технологии отбеливания зубов системой «Оpalescence».

Доказательств наличия разрешения на технологию отбеливания зубов системой «Opalescence» обществом не представлено, следовательно, она не разрешена к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Следовательно, ООО «Аквамарин» допустило нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, предусмотренных подпунктом «е» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 N30.

При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 Федерального закона N 128-ФЗ).

Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде административного штрафа от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N30 осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" и "е" - "з" пункта 5 настоящего Положения.

Поскольку материалами дела подтверждается несоблюдение обществом подпунктов «г», «е", "з" пункта 5 Положения о лицензировании осуществление медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N30, то в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Кроме того, из материалов дела судом установлено, что департаментом в ходе проверки 24.12.2009 установлен факт осуществления технического обслуживания стоматологического оборудования в ООО «Аквамарин» организацией, не имеющей специального разрешения (лицензии) на техническое обслуживание стоматологического оборудования.

Данный факт подтверждается договором о комплексном техническом обслуживании медицинской техники от 10.11.2009 N ТО-101109, заключенного с закрытым акционерным обществом научно-технический медицинский центр «Меддава-сервис», актом проверки от 24.12.2009, протоколом об административном правонарушении от 24.12.2009 N11.

Между тем, подпунктом «к» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N30, предусмотрено наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности.

Доказательств наличия лицензии у закрытого акционерного общества «Научно-технический медицинский центр «Меддава-сервис»» или наличие у ООО «Аквамарин» договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности на момент проверки 24.12.2009, обществом не представлено.

Сообщение об устранении выявленного нарушения, в том числе о заключении договора на техническое обслуживание в ОАО «Медтехника-1», было направлено ОАО «Аквамарин» в департамент письмом N1 14.01.2010.

Следовательно, ООО «Аквамарин» допустило нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, предусмотренных подпунктом «к» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 N30.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Поскольку материалами дела подтверждается несоблюдение обществом подпункта "к" пункта 5 Положения о лицензировании осуществление медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N30, то в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.