АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 29 января 2010 года Дело N А56-83992/2009



Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2010 года. Полный текст решения изготовлен 29 января 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Астрицкой С.Т., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Льяновой Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: Межрегиональное объединение "Федерация профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области"

ответчик: Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга

третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании права собственности при участии

- от истца: представители Смирнов А.В., доверенность от 21.01.2010; Югай Г.Л., доверенность от 16.11.2009,

- от ответчика: представитель Баженова Ю.С., доверенность от 29.12.2009,

- от третьего лица: представитель Орлова Н.В., доверенность от 25.12.2009,

установил:

Межрегиональное объединение "Федерация профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) о признании права собственности истца на объект недвижимого имущества по адресу: Санкт-Петербург, ул. Вязовая, д. 4, литер А, Б, В.

Комитет иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск. В частности, указал на то, что спорные объекты являются государственной собственности в силу Декрета СНК СССР от 20.08.1918, не выбывали и не могли выбыть из государственной собственности в соответствии с Гражданским кодексом 1922 года; существующие разночтения в общей площади и годах постройки, а также отсутствие у истца надлежащих документов свидетельствующих о правомерном переходе данных объектов из государственной собственности, а также документов подтверждающих правопреемство в порядке ст. 58, 59 ГК РФ, является основанием для отказа в иске; спорные объекты внесены в реестр казны Санкт-Петербурга и действия КУГИ не оспорены истцом.

Представитель УФРС представил отзыв, в котором пояснил, что истцу и ответчику отказано в регистрации права собственности на спорные объекты; УФРС не имеет самостоятельных требований на предмет спора.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Решением Исполнительного комитета Ждановского районного Совета депутатов трудящихся от 15.06.1950 были зарегистрированы строения эллинга и клуба за общественной организацией ДСО «Красное знамя». Постановлением президиума Ленинградского областного совета профессиональных союзов от 05 апреля 1958 года ДСО «Красное знамя» было введено в состав ДСО «Труд» гребного клуба «Нева». Приказом от 18.05.1962 гребной клуб «Нева» ЛОС ДОС «Труд» был переименован в Гребной клуб «Знамя» ЛОС ДОС «Труд». Постановлением президиума ЛОСПС от 21.03.1979 N 02 Гребной клуб «Знамя» ЛОС ДОС «Труд» был переименован в УСЦ «Знамя» ЛОС ДОС «Труд».

На основании постановления Президиума ВЦСПС от 20.02.1987 N 2-16 упразднены всесоюзные добровольные спортивные общества профсоюзов и отраслевые советы ДСО и создано ВДФСОП.

Всесоюзному совету ДСО профсоюзов, республиканским, краевым, областным, Московскому и Киевскому городским советам профсоюзов предписано создать ликвидационные комиссии по упразднению советов добровольных спортивных обществ и передать совету ВДФСОП по состоянию на 01.04.1987 денежные средства, штаты, инвентарь, оборудование и другие материальные ценности, а также спортивные сооружения, детско-юношеские спортивные школы.

На основании названного постановления ЛОСП постановлением от 20.04.1987 N 7 принял решение о создании добровольного физкультурно-спортивного общества профсоюзов (далее - ДФСОП) с упразднением городских и областных советов ДСО, включая ДСО "Зенит".

Президиумом всесоюзного совета ВДФСОП от 22.10.1990 утверждено положение о Ленинградском областном совете ВДФСОП, согласно разделу 8 которого основные фонды совета составляют здания, спортивные и другие сооружения, предприятия, спортивные базы, транспорт, инвентарь и иное имущество, необходимое для осуществления уставных задач. Стадионы, Дворцы спорта, спортивные базы и другие объекты значатся на балансе областного совета, являются профсоюзной собственностью, областной совет вправе перераспределять указанные объекты.

Таким образом, доводы КУГИ об отсутствии документов подтверждающих правопреемство истца в отношении спорных объектов не находят подтверждения в материалах дела.

Суд считает несостоятельным довод КУГИ о том, что спорные объекты были национализированы на основании Декрета СНК СССР от 20.08.1918 «Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах» и переданы в распоряжение органов местной власти. Поименованный перечень объектов, подлежащих национализации, данный Декрет не содержит. В соответствии со ст. 2 указанного Декрета, в городских поселениях с числом жителей свыше 10000 отменяется право частной собственности на все строения, которые вместе с находящейся под ними землей имеют стоимость или доходность свыше предела, установленного органами местной власти. Бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что на момент принятия Декрета спорные объекты недвижимости имели стоимость или доходность свыше предела, установленного органами местной власти, КУГИ не представлено.

В соответствии с Инструкцией о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденной Народным комиссаром коммунального хозяйства РСФСР от 25.12.1945 (далее - Инструкция) бюро инвентаризации жилищно-коммунальных органов исполнительных комитетов местных Советов в целях уточнения права владения строениями и учета строений ведут по установленным формам реестры и производят регистрацию строений, а именно: строений на праве государственной собственности, строений кооперативных и других общественных организаций; строений отдельных граждан на праве личной собственности или праве застройки. В соответствии п. 2 данной инструкции регистрация строений за владельцами осуществляется по праву собственности или праву застройки вне зависимости от того, в чьем ведении находятся строения.

Пунктом 6 установлено, что регистрации подлежат те строения с обслуживающими их земельными участками, которые закончены строительством и находятся в эксплуатации. Поскольку в соответствии с заключением N 221/1а от 08.05.1950 в Бюро Инвентаризации РЖУ Ждановского района была произведена регистрация двух строений эллинга и клуба, суд считает установленным, что данные объекты являлись объектами недвижимости и регистрации подлежало право собственности владельца строения.

Согласно п. 10 и 11 Инструкции Народного комиссариата коммунального хозяйства РСФСР «О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР» от 25 декабря 1945 г. бюро инвентаризации производит при участии представителей городских и поселковых жилищных управлений проверку документов, подтверждающих право собственности на строения, готовит заключение и выносит на утверждение соответствующего исполкома городского, районного и поселкового Советов депутатов трудящихся.

Регистрация строений за владельцами производится лишь на основании соответствующих решений этих исполкомов местных Советов. В соответствии с Конституцией СССР 1936 года исполкомы краевых, областных, городских и иных нижестоящих Советов определялись как исполнительные и распорядительные органы соответствующих местных Советов. В соответствии со ст. 97 и 98 Конституции СССР 1936 г. местные советы принимают решения в пределах прав представленных им законом СССР, в том числе как следует из Инструкции решение вопросов об установлении прав за владельцами строений.

Таким образом, факт регистрации строения эллинга и клуба за общественной организацией ДСО «Красное знамя» произведенной Решением Исполнительного комитета Ждановского районного Совета депутатов трудящихся от 15.06.1950 подтверждает наличие на момент регистрации права собственности на указанные строения ДСО «Красное знамя».

В отношении литер Б судом установлено следующее.

Временное положение об Управлении по делам Архитектуры при Исполкоме Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся, Утвержденное Исполкомом Ленгорсовета депутатов трудящихся 26.03.1944 устанавливало, что государственный архитектурно-строительный контроль за правильностью застройки указанных территорий, качеством строительства, его соответствие утвержденным проектам и соблюдением законодательства о строительстве осуществляет Управление по делам Архитектуры при Исполкоме Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся.

В соответствии с письмом Отдела застройки города Управления по делам архитектуры N 632-75 от 25.10.1946 ДСО «Красное знамя» было разрешено осуществить прирезку участка по адресу: Американская улица N 1 к территории участка ДСО «Красное знамя».

В дальнейшем Гребным клубом «Знамя» ЛОС ДСО «Труд» (правопреемник ДСО «Красное знамя») был получен Акт N 9793/8410 от 24.05.1979 о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации.

В соответствии с Актом N 9793/8410 о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации Гребному клубу «Знамя» ЛОС ДСО «Труд» был передан в бессрочное пользование участок 2,52 га расположенный по адресу: Вязовая ул. д. 4.

Актом государственной комиссии по приемке в эксплуатацию гребного клуба «Нева ДСО «Труд» от 03.11.1961 введен в эксплуатацию гребной клуб, расположенный по адресу: Вязовая ул. д. 4.

Застройщиком строительства, согласно данному акту, является Ленинградский гребной клуб «Нева» добровольного спортивного общества «Труд» (далее - ЛОС ДСО «Труд»).

Строительство данного объекта осуществлялось на основании проекта зарегистрированного Управлением капитального строительства ВЦСПС, что подтверждается свидетельством N 78, выданного Управлением капитального строительства ВЦСПС. Проектное задание, сметно-финансовые расчеты и сводную смету утвердил секретариат ВЦСПС, что подтверждается протоколом N 120 от 17.02.1951.

Таким образом, строительство и дальнейшая реконструкция Гребного клуба (включающего в себя три спорных здания) по адресу: Вязовая ул., д. 4 было осуществлено застройщиком (ВЦСПС) для своих целей на отведенном для этих целей земельном участке в соответствии с порядком, действовавшим на момент его создания; нарушения строительных норм и правил в указанный период застройщиком допущено не было, что явилось основанием для ввода объектов в эксплуатацию и постановки объектов на технический учет.

При этих условиях следует признать, что у застройщика (ВЦСПС) возникло право собственности на созданные им спорные объекты недвижимости.

В отношении разночтения в годах постройки и площади объектов суд установил, что данные обстоятельства, не имеют существенного значение для разрешения спора, поскольку истцом в течение всего срока владения данными объектами неоднократно производился ремонт объектов, в том числе и капитальный, что и нашло отражение в технической документации на данные объекты.

Доводы КУГИ о том, что истец мог финансировать строительство и реконструкцию иных объектов не подтверждаются материалами дела. Согласно кадастровым паспортам, утвержденным КЗР и З от 05.05.2009 на земельном участке по адресу: Вязовая ул. д. 4 отсутствуют иные строения кроме спорных.

Согласно ч. 5 ст. 24 Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в собственности профсоюзов могут находиться земельные участки, здания, строения, сооружения, санаторно-курортные, туристические, спортивные, другие оздоровительные учреждения, культурно-просветительные, научные и образовательные учреждения, жилищный фонд, организации, в том числе издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов.

Постановлением XIX съезда профессиональных союзов СССР от 27.10.1990 объявлено, что профсоюзные объекты являются единой собственностью профсоюзов СССР; правопреемником собственности является Всеобщая Конфедерация профсоюзов СССР. Аналогичное положение предусмотрено п. 36 Устава Всеобщей Конфедерации профсоюзов, утвержденного названным съездом. При этом порядок пользования и распоряжения собственностью определял в силу указанного пункта Совет Конфедерации. Согласно п. 45 Устава Совет Конфедерации является правопреемником ВЦСПС, в том числе его средств и имущества.

Конфедерация как правопреемник всей профсоюзной собственности и Федерация Независимых профсоюзов (далее Федерация) подписали договор от 17.07.1992 о закреплении прав по владению, пользованию и распоряжению профсоюзным имуществом. Согласно п. 3 договора за Федерацией закрепляется на праве собственности бывшее в собственности Конфедерации имущество, в том числе УЦС "Знамя".

Между Федерацией и истцом заключен договор от 03.11.1992 о разграничении прав владения, пользования и распоряжения собственностью профсоюзов на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, согласно п. 1.2.36 которого за Федерацией и истцом закрепляется право собственности на имущество (недвижимое, движимое и оборотные средства) УСЦ "Знамя" в соотношении 5% и 95% соответственно.

Соглашением от 27.04.2007 о внесении изменений в договор от 03.11.1992 уточнены состав и стоимость имущества, права на которое подлежат разграничению. Пунктом 14 соглашения установлено, что доля собственности ЛФП в УСЦ "Знамя" составляет 100%, в том числе три спорных здания.

Согласно п. 3 ст. 50 Основ Гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г., действовавших на момент заключения договора от 17.07.1992 между ВКП и ФНПР «О закреплении прав по владению, пользованию и распоряжению профсоюзным имуществом», право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Специальной нормы о государственной регистрации договоров между юридическими лицами о передаче прав на недвижимое имущество законодательство в данный период не содержало.

Вывод КУГИ о том, что договор от 03.11.1992 о разграничении прав владения, пользования и распоряжения собственностью профсоюзов на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области не может являться основанием для возникновения права собственности, а лишь указывает на вторичную сделку по распределению прав на объекты от одной профсоюзной организации к другой, является правильным, однако истцом в ходе судебного заседания было доказано возникновение права собственности профсоюзов на объекты до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон о регистрации).

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.

Ссылка Комитета на то, что спорные объекты внесены в реестр казны и действия КУГИ не оспорены, не может служить препятствием для рассмотрения иска о признании права собственности истца, поскольку права у профсоюзов возникли до вступления в силу Закона о регистрации, следовательно, речь идет о ранее возникшем праве.

С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать право собственности Межрегионального объединения «Федерация профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области», зарегистрированного 16.12.1996 Управлением юстиции Санкт-Петербурга Министерства юстиции Российской Федерации, регистрационное свидетельство N 1150-ЮР, ИНН 7812011626, юридический и фактический адрес: г. Санкт-Петербург, площадь Труда, дом 4 на объекты недвижимости:

- здание эллинга по адресу: Санкт-Петербург, ул. Вязовая, д. 4, литер А, кадастровый номер 78:3221:1:2, площадь 715 кв.м;

- здание гребного бассейна по адресу: Санкт-Петербург, ул. Вязовая, д. 4, литер В, кадастровый номер 78:3221:1:3, площадь 972 кв.м;

- здание спортивного корпуса по адресу: Санкт-Петербург, ул. Вязовая, д. 4, литер Б, кадастровый номер 78:3221:1:1, площадь 1553,3 кв.м.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.



Судья
Астрицкая С.Т.




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка