АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 16 марта 2010 года Дело N А51-16048/2009

Резолютивная часть решения объявлена 09.03.2010, полный текст решения изготовлен 16.03.2010.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.Л. Бибик,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ю.А. Маториной рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению 1983 Отделения морской инженерной службы к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю, третье лицо: Федеральное государственное учреждение «Управление Тихоокеанского флота», об оспаривании записи в Едином государственном реестре юридических при участии

от заявителя - Король А.М. (доверенность N 11201 от 20.12.2009, удостоверение N 018/12-2006),

от третьего лица - Драницын В.Н. (доверенность от 18.02.2010 N 51, паспорт 77 99 002996),

установил: 1983 Отделение морской инженерной службы (далее - заявитель, отделение, 1983 ОМИС) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю (далее - регистрирующий орган, налоговый орган, инспекция) о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) от 14.12.2004 о признании государственной регистрации организации, не являющейся юридическим лицом, недействительной.

Определением от 09.12.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Федеральное государственное учреждение «Управление Тихоокеанского флота».

Регистрирующий орган в заседание суда не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен на основании статьи 123 АПК РФ надлежащим образом. Ходатайством, направленным через канцелярию суда, просит провести судебное заседание в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьями 156, 200 АПК РФ судебное разбирательство проводится в отсутствие инспекции, извещенной надлежащим образом.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в уточненном виде, в их обоснование указал, что в 2004 году руководителем 1983 ОМИС ошибочно подано в регистрирующий орган заявление об исключении его из государственного реестра как не имеющего статус юридического лица. Пояснил, что по-прежнему осуществляет свою деятельность в качестве юридического лица, за ним закреплено недвижимое имущество, имеет все признаки юридического лица. Ошибка в регистрационных документах обнаружилась в 2009 году, когда стали поступать средства для регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество, закрепленное за заявителем. Заявитель считает, что оспариваемая запись в ЕГРЮЛ нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, так как отражает недостоверные сведения и препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.

Третье лицо в представленных пояснениях поддерживает доводы отделения, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Регистрирующий орган в представленном отзыве заявленные требования не признает. По мнению налогового органа, им не допущено нарушений действующего законодательства, основания для отказа по внесению оспариваемой записи отсутствовали. Считает, что налоговым органом не были нарушены нормы Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в связи с чем оснований для признания недействительной оспариваемой записи, не имеется. Налоговый орган также считает, что поскольку 1983 ОМИС перестало существовать как юридическое лицо, то не вправе выступать заявителем по настоящему делу, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.

Из материалов дела и представленных доказательств, судом установлено следующее.

20.12.2002 регистрирующим органом в отношении 1983 Отделения морской инженерной службы в ЕГРЮЛ внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1022500580684.

07.12.2004 отделение обратилось в налоговый орган с заявлением об исключении его из государственного реестра, как не имеющего статуса юридического лица.

14.12.2004 регистрирующим органом на основании указанного заявления в ЕГРЮЛ внесена запись за государственным регистрационным номером 2042541100039 о признании государственной регистрации организации, не являющейся юридическим лицом недействительной.

Заявитель 12.08.2009 обратился в инспекцию с заявлением о восстановлении статуса юридического лица 1983 ОМИС, указав, что ранее им ошибочно было подано заявление об исключении из государственного реестра. Представил одновременно положение об отделении.

Письмом от 13.08.2009 N 09-48/10597 регистрирующим органом указано, что по вопросу признания недействительной записи заявителю необходимо обратиться в арбитражный суд.

Посчитав, что запись о признании государственной регистрации организации, не являющейся юридическим лицом недействительной, внесенная регистрирующим органом в ЕГРЮЛ является недействительной отделение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд пришел к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению в ввиду следующего.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.01 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации).

В соответствии с пунктом 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно пункту 8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Пунктом 6 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, запись о прекращении существования заявителя в связи с его реорганизацией, ликвидацией или на ином основании, предусмотренном главой VII Закона о регистрации, в ЕГРЮЛ не вносилась.

Таким образом, поскольку заявитель не был реорганизован, ликвидирован в установленном законом порядке и запись о прекращении его деятельности по основаниям, предусмотренным главой VII Закона о регистрации, не вносилась, то доводы регистрирующего органа об отсутствии у отделения прав выступать в качестве заявителя по настоящему делу в связи с его ликвидацией, не основаны на нормах права.

Кроме того, заявитель, считая себя юридическим лицом, оспаривает непосредственно запись, на основании которой признана недействительной его государственная регистрация в качестве юридического лица.

Согласно статье 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения (пункт 2 статьи 48 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

В силу пункта 1 статьи 52 ГК РФ юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, действует на основании общего положения об организациях данного вида.

Согласно пункту 1.6 Положения от 22.07.2002, на основании которого 1983 ОМИС осуществляет свою деятельность, заявитель является обособленным юридическим лицом со всеми правами и обязанностями, определенными для юридических лиц действующим законодательством.

Пунктом 4.1 Положения установлено, что имущество находится у отделения в оперативном управление.

На основании пункта 5.1 Положения, реорганизация или ликвидация заявителя может быть осуществлена на основании директивы Генерального штаба МО РФ. Правопреемство при реорганизации определяет вышестоящая организация (Морская инженерная служба Тихоокеанского флота).

Таким образом, исходя из данного Положения 1983 ОМИС имеет все признаки юридического лица, в связи с чем внесение регистрирующим органом в отношении заявителя 20.12.2002 в ЕГРЮЛ записи о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, правомерно.

Как установлено пунктом 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

Основания исключения из ЕГРЮЛ приведены в Законе о регистрации.

Пунктом «и» части 1 статьи 5 Закона о регистрации установлено, что в едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться, в том числе сведения и документы о способе прекращения юридического лица. При этом приведен конкретный перечень способов прекращения: путем реорганизации или путем ликвидации (в редакции Закона о регистрации на момент внесения в ЕГРЮЛ оспариваемой записи).

Из материалов дела следует, что запись об исключении заявителя из единого государственного реестра, регистрирующим органом в ЕГРЮЛ не вносилась. Оспариваемая по настоящему делу запись в ЕГРЮЛ не относится к вышеперечисленным.

Кроме того, заявление с которым лицо обращается в регистрирующий орган, должно соответствовать форме, утвержденной Правительством Российской Федерации (в редакции Закона о регистрации на момент внесения в ЕГРЮЛ оспариваемой записи).

Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» не предусмотрено обращения в регистрирующий орган с заявлением об исключении из государственного реестра юридического лица, как не имеющего статуса юридического лица.

Следовательно, в нарушение приведенных норм Закона о регистрации, регистрирующим органом внесена запись, не предусмотренная данным Законом и на основании заявления, обращение с которым не предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 и Законом о регистрации.

Пунктом «е» части 1 статьи 5 Закона о регистрации установлено, что в едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться, в том числе подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица.

В силу пункта 4 статьи 5 данного Закона, при несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

По смыслу указанной правовой нормы следует, что для внесения соответствующих изменений в сведения государственных реестров, применительно к рассматриваемым правоотношениям, заявитель должен был представить Положение, из которого следовало бы, что 1983 ОМИС не является юридическим лицом. Между тем, из материалов дела следует, что такого Положения или иного документа, свидетельствующего внесение изменений в Положение об утрате статуса юридического лица, регистрирующему органу не представлено.

Согласно положениям пункта 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) незаконными.

На основании изложенного, решение регистрирующего органа, которым внесена оспариваемая запись, подлежит признанию незаконным на основании статьи 201 АПК РФ, поскольку вынесено с нарушением Закона о регистрации.

Данная запись нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, так как препятствует достижению целей, решению задач и осуществлению деятельности, для которых 1983 ОМИС создано.

С учетом изложенного, суд удовлетворяет заявленные требования.

Доводы налогового органа о том, что при внесении записи им не было допущено нарушений действующего законодательства и отсутствии оснований для отказа в проведении регистрации, судом отклоняются как не имеющие правового значения с учетом установленных судом обстоятельств дела, так как признание незаконными решений государственных органов и органов местного самоуправления не ставится в зависимость от наличия вины этого органа в принятии оспариваемого решения, поскольку согласно статье 13 ГК РФ, статье 201 АПК РФ ненормативный правовой акт, действия, решение государственного органа, органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным в случае его несоответствия закону или иным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя.

Понесенные заявителем судебные расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ взыскиваются в его пользу с регистрирующего органа.

Руководствуясь статьями 167-170, 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю от 14.12.2004 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи N 2042541100039 о признании государственной регистрации организации, не являющейся юридическим лицом, недействительной в отношении 1983 Отделения морской инженерной службы, как несоответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Решение подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю в пользу 1983 Отделения морской инженерной службы 2000 (две тысячи) рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

     Судья
Н.Л.Бибик

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка