АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 17 марта 2010 года Дело N А56-90631/2009



Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2010 года. Полный текст решения изготовлен 17 марта 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Ресовской Т.М., при ведении протокола судебного заседания судьей Ресовской Т.М. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель ОАО по переработке пластмасс «АЭЛИТА» заинтересованное лицо Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Приозерском районе о признании незаконным и отмене постановления при участии от заявителя предст. Василенко Л.П. по дов. от 07.12.2009 от заинтересованного лица предст. Луценко Н.М. по дов. от 27.01.2010

установил:

ОАО по переработке пластмасс «АЭЛИТА» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Приозерском районе от 25.11.2009 N340 о привлечении к административной ответственности. Управление Роспотребнадзора просит отказать в удовлетворении требований, ссылается на законность и обоснованность постановления. Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей, суд установил. Как следует из материалов дела, ОАО по переработке пластмасс «АЭЛИТА» по адресу: Ленинградская область, Приозерский район, пос.Сосново, ул. Озерная, д.2 осуществляет деятельность по производству игрушек из пластмассы.

В Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области поступила информация из Управления Роспотребнадзора по Липецкой области о несоответствии игрушек - погремушек «Вертушки» и «Букет» производства ОАО «АЭЛИТА» требованиям санитарного законодательства (установлено превышение уровней звука по результатам лабораторного исследования), представлены протоколы лабораторных испытаний от 21.09.2009.

Управлением Роспотребнадзора на основании распоряжения от 18.11.2009 N 147 было проведено внеплановое контрольно-надзорное мероприятие в отношении ОАО «АЭЛИТА» по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей.

По результатам проверки был составлен акт от 19.11.2009, в котором указано на несоответствие игрушек-погремушек «Вертушки» и «Букет» по уровню шума (звука) требованиям санитарного законодательства на основании испытаний, проведенных в Центре гигиены и эпидемиологии в Липецкой области. В отношении ОАО «АЭЛИТА» 25.11.2009 был составлен протокол N 306 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ, и принято постановление N 340 о привлечении Общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб. Оспаривая постановление, заявитель ссылается на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, поскольку проведенные измерения показали, что образцы игрушек по уровню шума соответствуют санитарным нормам.

Частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ установлено, что продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией товаров или без таковой.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Допустимые уровни звука, уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука игрушек для детей установлены Санитарными нормами допустимых уровней физических факторов при применении товаров народного потребления в бытовых условиях МСанПиН 001-96.

В соответствии с СанПиН 2.4.7.007-93 «Производство и реализация игр и игрушек. Санитарные правила и нормы» контроль за соблюдением санитарных правил и норм возлагается на органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы путем выборочного контроля образцов игрушек, взятых у изготовителя или в торговле.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки главным специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора Никитенко Н.Д. в производственном цеху были отобраны образцы игрушек-погремушек «Вертушки» и «Букет» и направлены на исследование во ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г.Санкт-Петербурге».

Согласно протоколам измерений шума от 25.11.2009 N 10129/813 и N 10130/8/4 эквивалентный и максимальный уровень звука игрушек-погремушек «Вертушка» и «Букет» не превышают допустимые нормы согласно МСанПиН 001-96.

Тем не менее в тот же день, 25.11.2009, Управлением без учета результатов проведенных испытаний было вынесено оспариваемое постановление, которым Общество было признано виновным в нарушении МСанПиН 001-96, СанПиН 2.4.7.007-93 и других требований санитарного законодательства.

При этом в постановлении имеется ссылка на протоколы испытаний, проведенные в Липецкой области.

Пробы (образцы) для испытаний были отобраны в магазине «Сыночки и дочки» в г.Липецке у ИП Трушко В.В., без вызова и участия представителя ОАО «АЭЛИТА».

Заявителем отрицается наличие договорных связей на поставку игрушек ИП Трушко В.В.

Таким образом, протоколы лабораторных испытаний от 21.09.2009 NN 176, 177 могли явиться основанием для проведения внеплановой проверки ОАО «АЭЛИТА», однако не могут являться доказательствами по делу об административном правонарушении, поскольку получены не в соответствии с требованиями административного законодательства.

Соответствие производимых ОАО «АЭЛИТА» игрушек-погремушек требованиям санитарных норм подтверждается как протоколами измерений шума от 25.11.2009, так и протоколами измерений шума от 22.04.2009 NN 3244/243, 3248/247. На основании изложенного, при отсутствии в действиях ОАО «АЭЛИТА» состава административного правонарушения, оспариваемое постановление нельзя признать законным и обоснованным.

Судом обнаружены также процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении: протокол об административном правонарушении составлен и постановление о привлечении к административной ответственности вынесено 25.11.2009 без участия законного представителя Общества (которым является генеральный директор) и его надлежащего уведомления.

В соответствии со статьей 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В силу частей 3 - 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Приведенные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно.

Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве основания для отмены постановления по делу об административном правонарушении предусмотрено существенное нарушение процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Несоблюдение административным органом процессуальных требований само по себе является основанием для признания постановления незаконным, так как указанное обстоятельство не позволило принять обоснованное и законное решение по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Приозерском районе от 25.11.2009 N340 о привлечении ОАО «АЭЛИТА» к административной ответственности.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.



Судья
Ресовская Т.М.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка