АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 29 марта 2010 года Дело N А51-5156/2009

Резолютивная часть решения объявлена 22 марта 2010 года. Решение в полном объеме изготовлено 29 марта 2010 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи А.А. Хижинского при ведении протокола судебного заседания судьей А.А. Хижинским рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Дальневосточной железной дороги к ОАО «Восточный порт» о взыскании 345 412 рублей 08 копеек при участии в заседании: от истца: представитель Филиппова О.В. по доверенности N859 от 15.10.2009, удостоверение N III000681; от ответчика: Кожерновская Н.В. по доверенности N 159 от 31.08.2009 года, служебное удостоверение N 92. установил:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала «Дальневосточная железная дорога» (далее - ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу «Восточный порт» (далее - ОАО «Восточный порт») о взыскании 1 488 009 рублей 73 копеек платы за пользование вагонами, начисленной на основании ведомостей на подачу и уборку вагонов NN 903497, 903496, 903495, 903494, 903493, 903492, 903491, 903490, 903489, 903488, 903487, 903486, 903485.

Определением суда от 15.04.2009 года требования ОАО «РЖД» о взыскании с ОАО «Восточный порт» 345 412 рублей 08 копеек платы за пользование вагонами, начисленной по ведомости подачи и уборки вагонов N 903492, выделены в отдельное производство с присвоением делу номера А51-5156/2009.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме, в обоснование иска сослался на нарушение ответчиком условий договора N 392 от 30.10.2001 года, повлекшее простой вагонов на путях общего пользования.

Ответчик исковые требования не признал, ссылаясь на то, что порт не отказывал в приеме по подъездные пути вагонов, включенных в акты общей формы, что подтверждается разногласиями к актам, телефонограммами, заявками на подачу вагонов. Ответчик считает, что истцом нарушен порядок составления актов общей формы. Памятки приемосдатчика, требования, заявки на подачу простаивающих на станции вагонов, свидетельствуют о готовности порта принять вагоны. Предоставленный перечень памяток свидетельствует о том, что подъездные пути не были заняты полностью. Отсутствует вина ответчика в просрочке получения вагонов.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Между Государственным унитарным предприятием «Дальневосточная железная дорога» (правопредшественник ОАО «РЖД») и ОАО «Восточный порт» 30.10.2001 года заключен договор N 392 об эксплуатации подъездного железнодорожного пути порта, примыкающего к станции Находка-Восточная, предметом которого является осуществление обслуживания принадлежащего ответчику железнодорожного подъездного пути, примыкающего к станции Находка-Восточная, к ходовому пути парка 3, стрелкой N1 на причалы 10, 11, 12, 13, 14 стрелками N 18, 34 на контейнерный причал.

Данный договор заключен сроком на пять лет с 12.10.2001 года по 12.10.2006 года, срок его действия был продлен дополнительными соглашениями от 13.10.2006 года и от 13.12.2006 года на тех же условиях до урегулирования разногласий, возникших при заключении нового договора, кроме пункта 10.2 договора, который изложен в новой редакции. В связи, с чем отношения между сторонами в спорный период регулировались условиями данного договора.

Согласно пунктам 3, 5 договора подача, уборка, расстановка вагонов по местам погрузки и выгрузки производится локомотивом ОАО «РЖД» с уведомлением ОАО «Восточный порт» по телефону не позднее, чем за два часа до подачи. Груженые вагоны подаются ОАО «Восточный порт» по разнарядке, указанной в натурном листе, который оформляется по прибытии вагонов на станцию. При не предоставлении грузополучателем в течение двух часов после прибытия разнарядки на прибывшие вагоны, последние числятся на ответственности ОАО «Восточный порт».

Пунктами 9, 10 вышеназванного договора предусмотрено, что учет времени нахождения вагонов в пользовании ОАО «Восточный порт» производится по памяткам приемосдатчика, уведомлению ответчика об окончании грузовых операций, актам общей формы, оформленным на задержку вагонов по причинам, зависящим от ответчика. На основании указанных документов составляется ведомость подачи и уборки вагонов и производится расчет платежей. Факт ожидания подачи или приема вагонов оформляется актом общей формы. При этом за время нахождения вагонов в порту под погрузкой, выгрузкой, перевалкой грузов на путях ОАО «РЖД», вследствие невозможности подачи вагонов по причинам, зависящим от ОАО «Восточный порт», последний уплачивает плату за пользование вагонами.

Материалами дела подтверждается, что в адрес ОАО «Восточный порт» в период с 08.10.2007 года по 22.10.2007 года прибывали вагоны с грузом, однако, в установленные сроки ОАО «Восточный порт» прием спорных вагонов не осуществило.

Указанное обстоятельство зафиксировано истцом в актах общей формы NN 2/632925, 2/632661, 2/632656, 2/632655, 2/632647, 2/632645, 2/632579, 2/632578, 2/632543 (далее - акты общей формы), составленных в соответствии с Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России N 45 от 18.06.2003 года.

На основании актов общей формы истцом в соответствии с § 87 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности составлена ведомость подачи и уборки вагонов N903492, в которой произведен расчет платы за пользование вагонами.

Акты общей формы представитель ответчика подписал с разногласиями, от подписания ведомости отказался, в связи с чем заказным письмом N 876 от 27.11.2007 года истец направил ответчику неподписанные ведомости подачи и уборки вагонов и акты общей формы.

Одновременно на основании Тарифного руководства N2, утвержденного приказом МАП России от 25.07.2002 года N580, ОАО «РЖД» начислило ответчику плату за пользование вагонами.

В адрес ОАО «Восточный порт» был выставлен счет N 250 от 18.12.2007 года, оплаченный ответчиком частично, на сумму 275 рублей 20 копеек по ведомости N 903492.

Отказ ответчика оплатить образовавшуюся задолженность в сумме 345 412 рублей 08 копеек послужил основанием для подачи настоящего иска.

Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Изменение условий обязательства в одностороннем порядке, как и отказ от исполнения обязательства, не допускается.

Согласно статье 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 года N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - УЖТ РФ) РФ, установлено, что за время задержки вагонов, контейнеров в ожидании подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.

Пунктами 2,3 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ N29 от 18.06.2003, предусмотрено, что в соответствии со статьей 34 УЖТ РФ перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия. Передача уведомления одновременно регистрируется уполномоченным представителем перевозчика в книге уведомлений о прибытии грузов по установленной перевозчиком форме, а также указывается в оригинале транспортной железнодорожной накладной и дорожной ведомости в порядке, установленном правилами заполнения перевозочных документов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Перевозчик уведомляет грузополучателя о прибывших в его адрес грузах письменным или телефонным способом, если иной способ не предусмотрен соглашением сторон. Для обеспечения приема уведомлений грузополучателем определяются ответственные по приему уведомлений лица, с указанием их фамилий и номера телефонов (факсов, телексов), которые в письменной форме сообщаются уполномоченному представителю перевозчика.

Поскольку договором не предусмотрено, что подача уведомления о подаче вагонов под выгрузку считается уведомлением о прибытии груза, перевозчик обязан отдельно извещать грузополучателя о прибытии груза.

Таким образом, допустимым доказательством уведомления о прибытии груза является Книга уведомлений (форма ГУ-6).

В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, в арбитражном суде не могут подтверждаться иными доказательствами.

С учетом положений названной статьи поданное перевозчиком уведомление о подаче вагонов под выгрузку средствами грузополучателя, а также дорожная ведомость с отметкой о передаче груза грузополучателю не могут являться доказательством надлежащего извещения ответчика о прибытии груза.

Поскольку в материалах дела отсутствует книга уведомлений (ГУ-6), факт извещения ответчика о прибытии данного груза, в нарушение статьи 65 АПК РФ, истцом не доказан.

Согласно статье 34 УЖТ РФ в случае, если перевозчик не уведомляет грузополучателя о прибытии грузов, то грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до момента получения уведомления об их прибытии.

Таким образом, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Согласно статье 110 АПК РФ в связи с отказом удовлетворении исковых требований расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 176 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края.

     Судья
А.А.Хижинский

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка