ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 марта 2010 года Дело N А42-6653/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2010 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Дмитриевой И.А. судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Князевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17676/2009) Инспекции Федеральной налоговой службы по Печенгскому району Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.10.2009 по делу N А42-6653/2009 (судья Евтушенко О.А.), принятое по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Печенгскому району Мурманской области к Войсковой части 8628 о взыскании суммы налога

при участии: от заявителя: не явились, извещены; от ответчика: не явились, извещены.

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Печенгскому району Мурманской области (далее - заявитель, Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с Войсковой части 8628 (далее - ответчик, в/ч 8628) налога на доходы физических лиц, пеней и налоговых санкций в общем размере 131 110 руб. 81 коп

Решением суда от 30.10.2009 требование налогового органа удовлетворены частично. С войсковой части 8628 взысканы пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 61 349 руб.11 коп., налоговые санкции по пункту 2 статьи 126 НК РФ в размере 5 000 руб., по пункту 1 статьи 126 НК РФ в размере 10 800 руб. В остальной части требования Инспекции оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить в части отказа во взыскании с ответчика налога на доходы физических лиц в размере 36 855 руб., пени в сумме 9735 руб.70 коп., налоговой санкции в соответствии со статьей 123 НК РФ в размере 7 371 руб. и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, ежегодная денежная компенсация в размере 600 руб. на самого военнослужащего и 300 руб. на супругу(а) и каждого его (ее) несовершеннолетнего ребенка, установленная пунктом 4 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», не подпадает под действие пункта 3 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и подлежит налогообложению НДФЛ.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствии.

Возражений против рассмотрения дела в пределах доводов апелляционной жалобы сторонами не представлено, в связи с чем, законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в обжалуемой части проверена апелляционным судом в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка в/ч 8628 по вопросам правильности исполнения налогового законодательства по налогу на доходы физических лиц за период с 01.01.2006 по 05.05.2009, по результатам которой составлен акт N 6 от 06.05.2009.

Рассмотрев акт проверки, Инспекцией 11.06.2009 вынесено решение N 07-33/6437 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением войсковая часть 8628 привлечена к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ в виде штрафа в размере 7 371 руб., по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 10 800 руб., по пункту 2 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб., начислены пени по НДФЛ в размере 71 084 руб. 81 коп. и предложено уплатить недоимку по НДФЛ в размере 36 855 руб.

На основании решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, инспекцией в адрес в/ч 8628 выставлено требование N 403/2200 об уплате налога, пени, штрафа, в соответствии с которым налогоплательщику предложено в срок до 20.07.2009 уплатить недоимку по НДФЛ, пени и штрафные санкции.

Поскольку в/ч 8628 в установленный срок в добровольном порядке не исполнило требование, Инспекция обратилась в суд с настоящим заявлением.

Отказывая Инспекции в удовлетворении заявления в части взыскания с в/ч 8628 суммы недоимки по НДФЛ в размере 36 855 руб., пени в сумме 9 735 руб. 70 коп., налоговой санкции в соответствии со статьей 123 НК РФ в размере 7 371 руб. суд, исходил из того, что пунктом 1 статьи 217 НК РФ определено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) иные выплаты и компенсации, начисляемые в соответствии с действующим законодательством. Поскольку выплата указанных сумм предусмотрена Федеральным законом Российской Федерации от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», то она не подлежит налогообложению на основании пункта 1 статьи 217 НК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба инспекции не подлежит удовлетворению.

Основанием для вынесения указанного решения в оспариваемой части послужило следующее обстоятельство, установленное в ходе выездной налоговой проверки. Войсковая часть 8628 в проверяемом периоде осуществляла выплаты денежных компенсаций вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом военнослужащих. Указанные выплаты (ежегодная денежная компенсация), установленные пунктом 4 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», не подпадают под действие пункта 3 статьи 271 НК РФ и подлежат налогообложению НДФЛ. В ходе проверки установлено, что указанные выплаты не были включены в совокупный налогооблагаемый доход физических лиц в сумме 283 500 руб. и НДФЛ не удержан.

Пунктом 4 статьи 16 Федерального Закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено , что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 года, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и члены семей военнослужащих - граждан во время отпуска, но не более одного раза в год, обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Указанные военнослужащие оплачивают 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевки, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации определены иные условия оплаты. При этом указанным военнослужащим ежегодно независимо от приобретения путевки выплачивается денежная компенсация в размере 600 рублей на самого военнослужащего и в размере 300 рублей на супруга военнослужащего - гражданина и каждого его несовершеннолетнего ребенка. Денежная компенсация на ребенка, на содержание которого военнослужащим отчисляются алименты, выплачивается получателю алиментов. Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории для продолжения госпитального лечения в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки.

Таким образом, законодательством Российской Федерации (Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих») гарантированы дополнительные денежные компенсационные выплаты независимо от приобретения путевки в размере 600 рублей на самого военнослужащего и в размере 300 рублей на супруга военнослужащего.

В соответствии с пунктом 9 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, а также суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, предоставляемые за счет средств:

- организаций (индивидуальных предпринимателей), если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с Кодексом не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

- бюджетов бюджетной системы РФ;

- получаемых от деятельности, в отношении которой организации (индивидуальные предприниматели) применяют специальные налоговые режимы.

Согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения; оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия; оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях; увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск; гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей; возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников; исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Освобождение от налогообложения компенсационных выплат военнослужащим и членам семьи вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом военнослужащим, выплачиваемые при убытии в основной отпуск, в этот перечень не включены.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. Из смысла указанных норм права компенсационные выплаты, предусмотренные пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих») не должны включаться в налоговую базу при исчислении НДФЛ.

Кроме того, суд первой инстанции правильно указал, что Инспекция в нарушение пункта 9 статьи 226 НК РФ доначислила налоговому агенту налог на доходы физических лиц, который не был им исчислен и удержан.

Таким образом, вывод суда об отсутствии у налоговой инспекции правовых оснований для доначисления соответствующих сумм НДФД, пени и налоговых санкций, является обоснованным. Суд правомерно удовлетворил заявленные требования. Суд всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и материалы дела, дал им надлежащую правовую оценку.

При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения судебного акта в оспоренной части отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта, не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.10.2009 по делу N А42-6653/2009 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

     Председательствующий
И.А.Дмитриева
Судьи
М.Л.Згурская
Н.О.Третьякова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка