ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 февраля 2010 года Дело N А41-33201/09

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2010 года Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гагариной В.Г., судей Бархатова В.Ю., Слесарева А.А., при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тарановой М.А., при участии в заседании:

от заявителя: Смиренская Е.В., доверенность от 02.02.2010 N 19-М/2010,

от заинтересованного лица: Крайнова К.Ю., доверенность от 10.02.2010 N 04-21/7,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Щелковской таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы на решение Арбитражного суда Московской области от 07.12.2009 по делу NА41-33201/09, принятое судьей Севостьяновой Н.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Объединенный издательский дом «Медиа-Пресса» к Щелковской таможне Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы о признании незаконным и отмене решения от 27.07.2009 N 13-12/11914 об отказе в зачете в счет будущих таможенных платежей излишне уплаченных платежей, УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Объединенный издательский дом «Медиа-Пресса» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Щелковской таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным и отмене решения об отказе в зачете в счет будущих таможенных платежей излишне уплаченных платежей, оформленное письмом от 27.07.2009 N 13-12/11914, об обязании таможенного органа принять решение о зачете и выплатить 26 137 рублей 16 копеек процентов за нарушение сроков зачета излишне уплаченных таможенных платежей.

Решением Арбитражного суда Московской области от 07.12.2009 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, таможня обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильным применением судом норм права и несоответствием выводов, изложенных в решении суда обстоятельствам дела (том 2, л.д. 4-7).

В судебном заседании представитель таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержал, представив письменное дополнение к апелляционной жалобе. По мнению таможни, зачет таможенных платежей не может быть осуществлен, поскольку при таможенном оформлении товара заявителем самостоятельно указана и оплачена в полном объеме сумма таможенных платежей. Помимо этого таможня считает расчет процентов, принятый арбитражным судом, необоснованным, в связи с чем в судебном заседании представлено дополнение к апелляционной жалобе, содержащее расчет таможенного органа.

Представитель общества против доводов таможенного орган возражал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу от 21.02.2010 и в объяснениях от 16.02.2010. По мнению общества, решение арбитражного суда первой инстанции является законным, апелляционная жалоба общества - необоснованной.

Десятый арбитражный апелляционный суд в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав присутствующих в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, дополнения к апелляционной жалобе и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для изменения решения арбитражного суда первой инстанции.

Судом установлено, что обществом заключены внешнеторговые контракты от 27.06.2006 N 72-М с компанией «Holmen paper AB» (Швеция) и от 30.01.2006 N 27/10706/М012 с фирмой «UPM-Kymmene Seven Seas Ltd» (Финляндия) на покупку бумаги (том 1, л.д. 41-68, 79-112).

Во исполнение контракта от 27.06.2006 N 72-М на территорию Российской Федерации в адрес общества ввезен товар - бумага газетная, окрашенная в массе, марки «Coloured Newsprint Salmon News» в рулонах шириной 126 см. (код ТН ВЭД 480100) массой 45 грамм на квадратный метр весом 51 311 кг.

05.07.2007 указанный товар предъявлен к таможенному оформлению по грузовой таможенной декларации N 10121160/050707/П003444, обществом уплачена таможенная пошлина в размере 150 705, 50 руб. и НДС в размере 18 % от стоимости бумаги и уплаченной таможенной пошлины.

В соответствии с контрактом от 30.01.2006 N 27/10706/М012 на территорию Российской Федерации в адрес общества ввезены товары - бумага мелованная марки «UPM Finesse Premium Silk» в рулонах шириной 62 см. (код ТН ВЭД 481029), массой 90 г/м2, весом 41 188 кг., бумага мелованная легковесной марки «UPM Star H» в рулонах шириной 96 см. (код ТН ВЭД 481022), массой 60 г/м2, весом 42 416 кг. (21 280 кг. и 21 136 кг.).

Указанный товар предъявлен к таможенному оформлению по грузовым таможенным декларациям N 10121160/190707/0003679, N 10121160/171207/0007723, N 10121160/110108/0000055 (далее - ГТД), обществом уплачена таможенная пошлина в размере 159 560, 45 руб. и 176 921, 54 руб. и НДС в размере 18 % от стоимости бумаги и уплаченной таможенной пошлины.

12.11.2008 общество обратилось в Московскую восточную таможню с заявлением N 1010 о зачете излишне уплаченных таможенных платежей, в соответствии со статьей 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), исчисленных по ГТД и оплаченных обществом по платежным поручениям от 03.07.2007 N 156, от 22.06.2007 N 902, в соответствии с письмом Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям от 23.09.2008 N 21/2-14-11191/21-9236с, в счет будущих платежей (том 1, л.д. 37).

Также общество обратилось с заявлением от 12.11.2008 N 1011 о зачете излишне уплаченных таможенных платежей, в соответствии со статьей 355 ТК РФ, исчисленных по ГТД N 10121160/190707/0003679, N 10121160/171207/0007723, N 10121160/110108/0000055 и оплаченных обществом по платежным поручениям от 16.07.2007 N 4447, от 22.02.2006 N 802, от 06.07.2006 N 3640, от 25.07.2006 N 3992, от 09.08.2006 N 4312, от 18.04.2006 N 22-06/4632, от 20.09.2006 N 22-06/11763, от 26.12.2007 N 7751, в соответствии с письмами Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям от 13.10.2008 N 21/2-14-12056/21-9961с, N 21/2-14-12055/21-9962с, в счет будущих платежей (том 1, л.д. 69).

04.12.2008 общество обратилось в таможенный орган с заявлениями N 1092, N 1093 с приложением дополнительных документов к ранее поданным заявлениям от 12.11.2008 N 1010, N 1011 (том 1, л.д. 38, 70).

Согласно расчету, представленному заявителем, сумма платежей, подлежащая возврату, согласно расчету общества, составляет 99 409, 55 руб., в том числе: таможенная пошлина 84 245, 38 руб. (из расчета, подтвержденного Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям - 28 683 кг. бумаги, общей стоимостью 16 062, 48 Евро, по курсу на дату оформления ГТД 34, 9657, стоимость в рублях - 561 635, 86 руб., таможенная пошлина в размере 15 % от указанной стоимости - 84 245, 38 руб. НДС, уплаченный на сумму излишне уплаченной таможенной пошлины - 15 164, 17 руб.

Согласно расчетам сумма платежей, подлежащая возврату составляет 209 655, 56 руб.:

- таможенная пошлина 32 994, 48 руб. (из расчета, подтвержденного Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям 8 517 кг. бумаги, общей стоимостью 6 260 Евро, по курсу на дату оформления ГТД 35, 1379, стоимость в рублях - 219 963, 25 руб., таможенная пошлина в размере 15 % от указанной стоимости - 32 994, 48 руб.

- таможенная пошлина 144 679, 72 руб. (88 660, 5 руб. и 56 019, 23 руб.) из расчета, подтвержденного Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям - 34 695 кг. (21 280 кг. и 13 415 кг.) бумаги, общей стоимостью 26 888, 63 Евро (16 492 Евро и 10 396, 63 Евро), по курсу на дату оформления ГТД 35, 8398 и 35, 9214 соответственно, стоимость в рублях - 964 531, 48 (591 069, 98 руб. и 373 461, 50 руб.), таможенная пошлина в размере 15 % от указанной стоимости составляет 144 679, 72 руб.

При этом размер НДС, оплаченный на сумму излишне уплаченной таможенной пошлины в размере 32 994, 48 руб. составляет 5 939, 01 руб., и сумма НДС, излишне уплаченной таможенной пошлины в размере 144 679,73 составляет 26 042, 35 руб.

Письмом от 29.12.2008 N 22-08/14489 Московская восточная таможня сообщила обществу о том, что решение о зачете ранее уплаченной таможенной пошлины будет принято после получения разъяснений от Центрального таможенного управления.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Приказа Федеральной таможенной службы от 17.12.2008 N 1621 Московская восточная таможня реорганизована в форме присоединения к Щелковской таможне (том 1, л.д. 116-121).

21.07.2009 общество обратилось в таможенный орган с заявлением N 924 о рассмотрении таможней заявлений общества от 12.11.2008 N 1011, от 04.12.2008 N 1093, от 12.11.2008 N 1010, от 04.12.2008 N 1092 о зачете излишне уплаченных таможенных платежей в счет будущих платежей (том 1, л.д. 115).

Письмом от 27.07.2009 N 13-12/11914 таможенным органом обществу сообщено об отказе в зачете (возврате) излишне уплаченной таможенной пошлины (том 1, л.д. 113-114).

Не согласившись с решением таможенного органа, оформленного письмом от 27.07.2009 N 13-12/11914, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о том, что уплаченная обществом таможенная пошлина в указанной сумме подлежит зачету в счет будущих таможенных платежей, поскольку товары, ввезенные обществом, относятся к материалам, на которые распространяются льготы по уплате таможенной пошлины. Суд обязал таможенный орган принять решение о зачете в счет будущих таможенных платежей и зачесть в счет будущих таможенных платежей общества излишне уплаченную таможенную пошлину в размере 261 919, 58 руб. и излишне уплаченный НДС в размере 47 145, 53 руб.

Данные выводы арбитражного суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.

На основании пункта 1 статьи 14 ТК РФ все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 149 ТК РФ одним из оснований для выпуска товаров является уплата таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при декларировании товаров, и (или) предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и названным Кодексом.

В силу пункта 8 статьи 355 ТК РФ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика (его правопреемника) может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов. Зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей осуществляется в соответствии со статьей 355 ТК РФ применительно к порядку возврата с учетом положений пункта 9 названной статьи.

Пунктом 9 указанной статьи предусмотрен перечень условий, при наличии которых возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:

- при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности. В указанном случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов;

- если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;

- в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.

На основании пункта 4 статьи 355 ТК РФ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата. Если уплата или взыскание таможенных пошлин, налогов производились в иностранной валюте, проценты, установленные настоящим пунктом, начисляются на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, пересчитанную по курсу Центрального банка Российской Федерации в валюту Российской Федерации на день, когда произошли их излишняя уплата или излишнее взыскание.

Решение таможенного органа от 27.07.2009 N 13-12/11914 об отказе в зачете в счет будущих таможенных платежей излишне уплаченной таможенной пошлины мотивирован тем, что на ввезенный обществом товар не предусмотрены льготы по уплате таможенных пошлин.

Согласно статье 322 ТК РФ объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации.

Статей 34 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее - Закон РФ N 5003-1) предусмотрены тарифные льготы в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз товара. При этом абзацем 3 статьи 34 данного Закона установлено, что порядок предоставления льгот, установленных законом, определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом л статьи 35 Закона РФ N 5003-1 от пошлины освобождаются периодические печатные издания и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, ввозимые редакциями средства массовой информации и издательствами на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые с этой территории; бумага, полиграфические материалы и полиграфические носители, носители аудио- и видеоинформации, технологическое и инженерное оборудование, ввозимые на территорию Российской Федерации редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, полиграфическими предприятиями и организациями, используемые ими для производства продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанные с образованием, наукой и культурой.

В силу статьи 8 ТК РФ и статьи 38 Закона РФ N 5003-1 если международным соглашением, участником которого является Российская Федерация, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются нормы международного соглашения.

Согласно положениям Соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22.11.1950, Протоколу к нему от 26.11.1976 и Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.07.1994 N 795 «О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протоколу к нему» от уплаты таможенных пошлин при ввозе освобождаются товары, относящиеся к материалам образовательного, научного и культурного содержания.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.1994 N 795 «О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протоколу к нему» подтверждение соответствия ввозимых товаров указанному Соглашению возложено на Федеральные агентства.

Исходя из смысла указанных норм, льготы по уплате таможенных пошлин при ввозе на территорию Российской Федерации материалов образовательного, научного и культурного характера предоставляются при условии подтверждения соответствия ввозимых товаров указанному Соглашению Федеральными агентствами.

В материалы дела представлено письмо Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям от 23.09.2008 N 21/2-14-11191/21-9236с о подтверждении характера товара, в соответствии с которым Федеральное агентства по печати и массовым коммуникациям подтверждает, что ввезенная в Российскую Федерацию по контракту от 27.06.2006 N 72-М и дополнительным соглашениям к нему N N 2, 3, 4, 5, газетная бумага использована для печати газеты «Учет. Налоги. Право» и, в соответствии, с отчетом общества от 02.09.2008 N 757, является материалом, подпадающим под действие Соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22.11.1950, Протокола к нему от 26.11.1976, Постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.1994 N 795 «О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протоколу к нему» (том 1, л.д. 39).

Письмами от 13.10.2008 N 21/2-14-12056/21-9961с и N 21/2-14-12055/21-9962с Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям также подтвердило, что ввезенная обществом бумага марки «UPM Finesse Premium Silk» использована для печати журнала «Sandra» (NN 1-4 за 2008), бумага марки «UPM Star H» использована для печати журнала «Смена» (NN 2-6 за 2008) и, в соответствии с отчетами общества от 30.09.2008 N 847, от 30.09.2008 N 846, является материалом, подпадающим под действие Соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22.11.1950, Протокола к нему от 26.11.1976, Постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.1994 N 795 «О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протоколу к нему» (том 1, л.д. 71-72).

Данные письма представлены обществом в таможенный орган при обращении с заявлениями о зачете излишне уплаченных таможенных платежей для подтверждения права освобождения общества от уплаты таможенной пошлины при ввозе вышеуказанных товаров. При этом наличие вышеназванных льгот у общества не оспаривается таможенным органом.

Также таможней не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для отказа в зачете (возврате) излишне уплаченных таможенных платежей, предусмотренных пунктом 9 статьи 355 ТК РФ.

Факт уплаты обществом таможенных пошлин в излишнем размере, и следовательно, подлежащих возврату (зачету) подтвержден доказательствами, представленными в материалы дела, и не оспаривается таможенным органом.

Правильность расчета сумм, подлежащих зачету, подтверждена представителем таможенного органа в судебном заседании.

Доказательств неправильного исчисления суммы излишне уплаченных таможенных платежей и НДС таможенным органом не представлено.

Доводы таможни об отсутствии оснований для осуществления зачета в связи с тем, что заявителем самостоятельно оплачены, указанные при таможенном оформлении товара таможенные платежи, а также о невозможности осуществить возврат излишне уплаченных сумм в форме зачета признаны арбитражным судом апелляционной инстанции необоснованными и противоречащими положениям статьи 355 ТК РФ и в частности пункту 8 названной статьи.

Судом установлено, что основания для отказа в осуществлении зачета излишне уплаченных таможенных платежей, предусмотренные статьей 355 ТК РФ, в отношении общества отсутствуют, поскольку общество не имеет задолженности по уплате таможенных платежей в указанном размере, сумма таможенных платежей, подлежащая возврату (зачету), более 150 руб., заявления поданы обществом в соответствии с требованиями действующего законодательства.

При указанных условиях арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что у таможенного органа отсутствовали правовые основания для отказа обществу в осуществлении зачета излишне уплаченных таможенных платежей в счет будущих платежей.

На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о несоответствии действующему законодательству решения таможенного органа, оформленного письмом от 27.07.2009 N 13-12/11914, об отказе обществу в зачете суммы излишне уплаченных таможенных платежей в счет будущих платежей.

Помимо этого, арбитражный суд первой инстанции обязал таможню выплатить обществу проценты за нарушение сроков зачета излишне уплаченных таможенных платежей в размере 26 137, 16 руб.

Судом установлено, что общество обратилось в таможенный орган с заявлениями о зачете суммы излишне уплаченных таможенных платежей в течение установленного трехлетнего срока со дня уплаты названных платежей и представило необходимые документы, подтверждающие осуществление платежа и основания для проведения зачета.

Пунктом 4 статьи 355 ТК РФ предусмотрено, что общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления и возврате и предоставления всех необходимых документов.