• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 апреля 1984 года N 3

О применении судами законодательства,
регулирующего заключение, изменение
и прекращение трудового договора

(с изменениями на 30 ноября 1990 года)

--------------------------------------------------------------------

На территории Российской Федерации не действует - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 1992 года N 16.

--------------------------------------------------------------------

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Пленума Верховного Суда от 5 сентября 1986 года N 12;
постановлением Пленума Верховного Суда от 6 апреля 1988 года N 3.
постановлением Пленума Верховного Суда от 30 ноября 1990 года N 14.

____________________________________________________________________


Правильное рассмотрение судами трудовых споров способствует укреплению законности в трудовых отношениях, защите прав и охраняемых законом интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, воспитанию сознательной дисциплины, уважительного отношения к труду.

B целях обеспечения правильного и единообразного применения трудового законодательства, с учетом возникших в практике вопросов, а также в связи с необходимостью проведения постановлений Пленума Верховного Суда СССР в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета CCСР от 12 августа 1983 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты CCСР", Пленум Верховного Суда CCСР постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. Суды по общему правилу рассматривают подведомственные им трудовые споры, если истцом соблюден установленный законодательством предварительный внесудебный порядок их разрешения. К таким спорам, например, относятся споры о правильности перевода на другую работу, прекращении трудового договора по инициативе работника либо в связи с нарушением правил приема на работу, применении дисциплинарного взыскания, о снижении квалификации на один разряд за грубое нарушение технологической дисциплины и другие серьезные нарушения, повлекшие ухудшение качества продукции; об изменении по результатам аттестации должностного оклада служащему в пределах минимальных и максимальных размеров по соответствующей должности категории (абзац дополнен постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 6 апреля 1988 г. N 3).

Судебному рассмотрению подлежат также трудовые споры, возникающие в связи с неправильностью или неточностью записей в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую работу, основаниях увольнения, если эти записи не соответствуют приказам (распоряжениям) или другим документам и спор не получил разрешения в установленном внесудебном порядке (абзац дополнительно включен постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 5 сентября 1986 г. N 12).

Непосредственно в суде, без обращения в комиссию по трудовым спорам и профсоюзный комитет, подлежат рассмотрению, в частности, трудовые споры:

а) о восстановлении на работе рабочих и служащих, трудовой договор с которыми расторгнут по инициативе администрации (ст. 17 Основ законодательства Союза CСР и союзных республик о труде ст. 23, пп. 2, 3 ст. 254 КЗоТ РСФСР и соответствующих статей КЗоТ других союзных республик);

б) об изменении формулировки причины увольнения работника по инициативе администрации (подп. "а" п. 38 Положения о порядке рассмотрения трудовых споров);

в) рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, где нет профсоюзных комитетов и профсоюзных организаторов, работников, избранных профсоюзными организаторами, а также работников, находящихся с профсоюзным комитетом в трудовых отношениях;

г) по вопросу применения трудового законодательства, если ранее в отношении работника в соответствии с действующим законодательством администрацией принято решение, согласованное с профсоюзным комитетом в пределах предоставленных ему прав (ч. 2 п. 38 Положения о порядке рассмотрения трудовых споров), например о переводе работника, являющегося членом профсоюзного комитета, на другую работу либо о наложении на него дисциплинарного взыскания;

д) в случае ликвидации предприятия, учреждения, организации и прекращения в связи с этим деятельности профсоюзного комитета.

2. Независимо от того, кем возбуждено в суде дело, по заявлению работника, не согласившегося с постановлением профсоюзного комитета, или по заявлению администрации, считающей, что постановление по трудовому спору, вынесенное профсоюзным комитетом, противоречит действующему законодательству, суд разрешает этот трудовой спор в порядке искового производства.

3. B силу ст. 90 Основ рабочие и служащие могут обращаться в суд по делам об увольнении в месячный срок со дня вручения приказа об увольнении, а если приказ не вручен, - со дня выдачи трудовой книжки с записью об основаниях прекращения трудового договора либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки.

За разрешением непосредственно в суде иных трудовых споров рабочие и служащие применительно к ст. 90 Основ могут обращаться в трехмесячный срок со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своего права.

Судья не вправе отказать в принятии искового заявления по мотивам пропуска срока на предъявление иска. Признав причины пропуска срока исковой давности уважительными, суд восстанавливает этот срок. Если суд, всесторонне исследовав материалы дела, установит, что срок для обращения с иском пропущен по неуважительной причине, он отказывает в иске.

Не является препятствием к возбуждению трудового дела в суде постановление профсоюзного комитета об отказе в удовлетворении требования работника по мотивам пропуска срока на его предъявление.

4. Согласно ст. 18 КЗоТ РСФСР и соответствующим статьям КЗоТ других союзных республик, прием на работу оформляется приказом (распоряжением) администрации предприятия, учреждения, организации. Фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен. B связи с этим судам необходимо учитывать, что трудовой договор считается заключенным, если выполнение работы без издания приказа (распоряжения) поручено должностным лицом, обладающим правом приема на работу, либо когда работа выполнялась с его ведома.

5. В силу ст. 10 Основ срочный трудовой договор может быть заключен по соглашению сторон на определенный срок, но не более чем на три года, а также на время выполнения определенной работы, для отдельных случаев законодательством может быть установлен иной предельный срок заключения срочного договора, например, с работниками, достигшими пенсионного возраста и имеющими необходимый стаж для назначения полной пенсии по старости, договор по соглашению сторон может быть быть заключен (перезаключен) на срок до двух лет, т. е. вместо договора на неопределенный срок может быть заключен срочный трудовой договор (ст. 18-1 КЗоТ РСФСР и соответствующие статьи КЗоТ других союзных республик).

На рабочих и служащих, с которыми заключен срочный трудовой договор, распространяется законодательство о труде, регулирующее отношения по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, за исключением случаев, предусмотренных законом (прекращение трудового договора в связи с истечением срока - п. 2 ст. 15 Основ: досрочное расторжение срочного трудового договора по требованию работника - ч. 3 ст. 16 Основ и др.). (Пункт в редакции постановления Пленума Верховного Суда РСФСР

от 6 апреля 1988 г. N 3).

6. Разрешая споры временных и сезонных работников, с которыми были заключены трудовые договоры для выполнения работы на срок до двух месяцев или для замещения временно отсутствующих работников, за которыми сохраняется их место работы (должность) на срок до четырех месяцев, либо для выполнения сезонной работы на срок, не превышающий определенного периода (сезона), суды должны учитывать предусмотренные Указами Президиума Верховного Совета CCCP от 24 сентября 1974 г. особенности регулирования отношений по этим договорам по сравнению с отношениями по срочному трудовому договору (например, право на увольнение по инициативе работника, дополнительные основания к расторжению трудового договора по инициативе администрации и др.).

7. При рассмотрении споров о расторжении трудового договора по инициативе рабочего или служащего (ст. 16 Основ) судам следует иметь в виду следующее:

а) трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, может быть расторгнут по инициативе работника и до истечения указанных в названной статье Основ сроков при согласии на это администрации;

б) работник, предупредивший администрацию о расторжении трудового договора, заключенного на неопределенный срок, вправе до истечения срока предупреждения отозвать свое заявление, и увольнение в таком случае не производится, если на его место не приглашен другой работник, которому в соответствии с законом не может быть отказано в заключении трудового договора, и в иных случаях, если они предусмотрены кодексами законов о труде союзных республик.

Если по истечении срока предупреждения трудовой договор не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении, действие трудового договора считается продолженным;

в) трудовой договор, заключенный на определенный срок, может быть расторгнут по требованию работника досрочно в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 16 Основ. B этих же случаях может быть досрочно расторгнут трудовой договор по требованию лиц, направленных на работу по окончании высшего или среднего специального учебного заведения, профессионально-технического училища, а также работников, прошедших обучение новым профессиям и обязанных проработать на производстве установленный срок.

8. Судам необходимо иметь в виду, что при достижении договоренности между работником и администрацией на прекращение трудового договора по п. 1 ст. 15 Основ (соглашение сторон), договор прекращается в срок, определенный сторонами. Аннулирование такой договоренности может иметь место лишь при взаимном согласии администрации и работника.

9. Согласно ст. 18 Основ, расторжение трудового договора по инициативе администрации не допускается без предварительного согласия профсоюзного комитета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Союза ССР.

Это требование закона применяется тогда, когда трудовой договор с некоторыми категориями рабочих и служащих расторгается по инициативе администрации по дополнительным основаниям, предусмотренным действующим законодательством (при совершении работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, или в связи с виновными действиями работника, непосредственно обслуживающего денежные товарные ценности, если эти действия дают основания для утраты доверия к нему со стороны администрации).

Суд, выявив что увольнение работника произведено без согласия профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, должен в соответствии со ст. 91 Основ отложить рассмотрение дела до разрешения профсоюзным комитетом вопроса о даче согласия на расторжение трудового договора, назначив день нового судебного разбирательства, и если оно будет дано, продолжить разрешение спора, следует иметь в виду что в случае отказа в даче согласия на увольнение работника профсоюзный комитет принимает решение о восстановлении его на работе самостоятельно, прекращение судом производства по делу производства в этом случае на основании п. 4 ст.41 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик.

Таким же должен быть порядок разрешения возникшего спора и в тех случаях, когда решение принято профсоюзным комитетом в неправомочном составе.

Суд обязан отложить разрешение спора также при отсутствии согласия других органов, если оно требуется для увольнения некоторых категорий работников (соответствующего Совета народных депутатов, а в период между сессиями - исполнительного комитета Совета народных депутатов, вышестоящего профсоюзного органа, совета трудового коллектива, районный (городской) комиссии по делам несовершеннолетних, районного, городского, районного в городе комитета народного контроля и т. п.). После рассмотрения вопроса этими органами суд разрешает спор с учетом принятого ими решения.

Временная нетрудоспособность работника и нахождение его в ежегодном отпуске не прерывают месячного срока, в течение которого администрация, получив согласие профсоюзного комитета, вправе расторгнуть трудовой договор (ст. 35 КЗоТ РСФСР и соответствующие статьи КЗоТ других союзных республик), а в надлежащих случаях также совета трудового коллектива или вышестоящего профсоюзного органа (ст. 99 Основ), вправе расторгнуть трудовой договор.

Не требуется согласия профсоюзного комитета на прекращение трудового договора в случаях увольнения работника в связи с вступлением в законную силу приговора суда, которым этот работник осужден к наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы (п. 7 ст. 15 Основ), направления работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий, нарушения администрацией установленных правил приема на работу (п. 4 ст. 106 Основ), поскольку в этих случаях трудовой договор прекращается не по инициативе администрации, не требуется такого согласия и при увольнении работника связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации. (Пункт в редакции постановления Пленума Верховного Суда РСФСР

от 6 апреля 1988 г. N 3).

10. Разрешая иски о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, сокращением численности или штата работников (п. 1 ст. 17 Основ), суды обязаны выяснить, прекращена ли деятельность предприятия, учреждения, организации, произведено ли в действительности сокращение численности или штата работников, соблюдены ли администрацией нормы трудового законодательства, регулирующие порядок высвобождения работников. (Пункт в редакции постановления Пленума Верховного Суда РСФСР

от 6 апреля 1988 г. N 3).

10-1. При рассмотрении дел по искам о восстановлении на работе лиц, уволенных по п.1_1 ст.17 Основ, суды должны выяснять, достиг ли работник пенсионного возраста для получения пенсии по возрасту (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и имеет ли он право на получение полной пенсии по возрасту. Необходимо также тщательно проверять доводы истцов о том, что расторжение трудового договора явилось следствием сведения личных счетов администрации с неугодным работником, его критических выступлений (абзац в редакции постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 ноября 1990 года N 14).

Следует иметь в виду, что срочный трудовой договор, заключенный с лицами, достигшими пенсионного возраста и имеющими необходимый стаж для назначения полной пенсии по старости, не может быть расторгнут по п. 1-1 ст. 17 Основ.

Предусмотренный п. 1-1 ст. 17 Основ порядок прекращения трудовых отношений не применяется к случаям увольнения работников, избранных на должности трудовым коллективом, а также к случаям6 когда законодательством установлен иной порядок освобождения от работы по возрасту. (Пункт дополнительно включен постановлением Пленума Верховного

Суда от 6 апреля 1988 г. N 3).

11. Суды должны учитывать предусмотренные п. 2 ст. 17 Основ условия расторжения трудового договора в случае обнаружившегося несоответствия рабочего или служащего занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации либо состояния здоровья.

Расторжение трудового договора в указанных случаях недопустимо с работниками, не имеющими необходимого производственного опыта в связи с непродолжительностью трудового стажа, а также по мотиву отсутствия специального образования, если оно, согласно закону, не является обязательным условием при заключении трудового договора. Выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника (при подведомственности суду спора о восстановлении на работе) подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу.

Расторжение трудового договора вследствие несоответствия работника выполняемой работе может иметь место при стойком снижении трудоспособности, препятствующем надлежащему исполнению трудовых обязанностей, либо если исполнение трудовых обязанностей, учитывая состояние здоровья работника, ему противопоказано или опасно для членов трудового коллектива либо обслуживаемых им граждан.

12. При рассмотрении дел о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут по п. 1 ст. 17 Основ в связи с сокращением численности или штата работников, а также по пп. 2 и 6 статьи 17 Основ, суд обязан проверить, соблюден ли порядок увольнения по этим основаниям. В связи с этим истребовать доказательства, свидетельствующие о том, что работник отказался от перевода на другую работу, либо о том, что администрация не имела возможности перевести работника с его согласия на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации.

Поскольку сокращение численности или штата работников должно быть использовано для укомплектования предприятия, учреждения, организации наиболее квалифицированными кадрами, администрация вправе в пределах однородных профессий и должностей произвести перестановку (перегруппировку) работников и перевести более квалифицированного работника, должность которого сокращается, с его согласия на другую должность, уволив с нее по указанному основанию менее квалифицированного работника. Если администрация этим правом не воспользовалась, суд не должен входить в обсуждение вопроса о целесообразности такой перестановки (перегруппировки) (абзац дополнительно включен постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 5 сентября 1986 г. N 12).

При расторжении трудового договора по п. 1 ст. 17 Основ следует также выяснить, не имеет ли высвобождаемый работник преимущественного права на оставление на работе, предупреждался ли он за 2 месяца о предстоящем увольнении. При несоблюдении срока предупреждения работника об увольнении, если он не подлежит восстановлению на работе по другим основаниям, суд изменяет дату его увольнения, засчитывая срок предупреждения, в течение которого он работал. Судам следует иметь в виду, что при проведении численности или штата работников администрация вправе в пределах однородных профессий и должностей произвести перестановку (перегруппировку) работников и перевести более квалифицированного работника, должность которого сокращается, с его согласия на другую должность, уволив с нее по указанному основанию менее квалифицированного работника. Если администрация этим правом не воспользовалась,суд не должен входить в обсуждение вопроса о целесообразности такой перестановки (перегруппировки). (Пункт в редакции постановления Пленума Верховного Суда РСФСР

от 6 апреля 1988 г. N 3).

13. Разрешая иски о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут по п. 3 ст. 17 Основ, судам следует иметь в виду, что по этому основанию могут быть уволены рабочие и служащие, которые имеют дисциплинарное или общественное взыскание за нарушение трудовой дисциплины и нарушили ее вновь.

Суд обязан проверить, были ли совершены работником проступки, за которые применены меры дисциплинарного или общественного взыскания, соблюдены ли правила применения этих мер, не утратили ли они силу.

Под мерами общественного взыскания следует понимать взыскания за неисполнение трудовых обязанностей, примененные к работнику трудовым коллективом (ст. 9 Закона о трудовых коллективах), товарищеским судом, общественными организациями в соответствии с положениями и уставами, определяющими их деятельность. Принимаются во внимание лишь общественные взыскания, со дня наложения которых до издания приказа (распоряжения) об увольнении прошло не более одного года, если они не сняты досрочно.

14. При разрешении споров о восстановлении на работе лиц, уволенных по п. 4 ст. 17 Основ, судам надлежит учитывать, что по указанному основанию могут быть уволены работники в случае их отсутствия на работе без уважительных причин в течение всего рабочего дня либо более трех часов в течение рабочего дня непрерывно или суммарно.

Прогулом следует считать также самовольный без разрешения администрации уход работника в очередной отпуск; самовольное использование дней отгула; оставление работы до истечения действия срочного трудового договора; оставление работы лицом, направленным на эту работу по окончании высшего или среднего учебного заведения, профессионально-технического училища либо прошедшим обучение новой профессии обязанным проработать на производстве установленный срок (абзац дополнительно включен постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 5 сентября 1986 г. N 12).

15. При разрешении споров, связанных с расторжением трудового договора по п. 7 ст. 17 Основ (появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения), суды должны иметь в виду, что по этому основанию могут быть уволены работники, находившиеся в рабочее время в месте выполнения трудовых обязанностей в нетрезвом состоянии либо в состоянии наркотического или токсического опьянения. При этом не имеет значения, отстранялся ли работник от работы в связи с указанным состоянием. Для работника, рабочий день которого не нормирован, время нахождения на работе сверх установленной продолжительности является рабочим.

Нетрезвое состояние работника либо наркотическое или токсическое опьянение могут быть подтверждены как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, которые должны быть соответственно оценены судом. (Пункт в редакции постановления Пленума Верховного Суда РСФСР

от 6 апреля 1988 г. N 3).

16. Увольнение за систематическое нарушение трудовой дисциплины, прогул без уважительных причин, появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения (пп. 3, 4, 7 ст. 17 Основ) является мерой дисциплинарного взыскания; поэтому увольнение по указанным основаниям допускается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника или пребывание его в отпуске, и не позднее шести месяцев со дня его совершения. (Пункт в редакции постановления Пленума Верховного Суда РСФСР

от 6 апреля 1988 г. N 3).

16-1. Рассматривая дела по спорам о расторжении трудового договора в связи с совершением по месту работы хищения государственного или общественного имущества ( в том числе мелкого), суды должны учитывать, что по этому основанию могут быть уволены работники, вина которых установлена вступившим в законную силу приговором суда либо в отношении которых состоялось постановление компетентного органа о наложении административного взыскания, а равно решение трудового коллектива, товарищеского суда или общественной организации о применении меры общественного воздействия.
Установленный месячный срок для применения такой меры дисциплинарного взыскания исчисляется со дня вступления в законную силу приговора суда, а в остальных случаях - со дня принятия решения об административном взыскании либо о применении меры общественного воздействия трудовым коллективом, товарищеским судом, общественной организацией. (Пункт дополнительно включен постановлением Пленума Верховного

Суда  СССР  от  5  сентября  1986  г. N 12; в редакции постановления
Пленума Верховного Суда РСФСР от 6 апреля 1988 г. N 3).

17. Рассматривая дела о восстановлении на работе лиц, уволенных в связи с утратой доверия, судам следует иметь в виду, что по данному основанию могут быть уволены только работники, непосредственно обслуживающие денежные или товарные ценности (прием, хранение, транспортировка, распределение и т. п.), совершившие виновные действия, которые дают администрации основание для утраты доверия к ним. К таким действиям могут быть, в частности, отнесены: получение оплаты за услуги без соответствующих документов, продажа товаров непосредственно со склада, из подсобных помещений, обмеривание, обвешивание, обсчет, сокрытие товаров от покупателей, нарушение правил продажи спиртных напитков или выдачи наркотических лекарственных средств.

При установлении в предусмотренном законом порядке факта хищения, взяточничества и иных корыстных правонарушений эти работники могут быть уволены по основанию утраты к ним доверия и в том случае, когда указанные действия не связаны с их работой. (Пункт в редакции постановления Пленума Верховного Суда СССР от

5 сентября 1986 г. N 12)

17-1. При рассмотрении споров, возникающих в связи с применением мер дисциплинарного взыскания к работникам, отказавшимся от заключения договора о полной материальной ответственности за сохранность материальных ценностей, суды должны исходить из условий трудового договора. Если выполнение обязанностей по обслуживанию материальных ценностей составляет для работника его основную трудовую функцию, что оговорено при приеме на работу, и в соответствии с действующим законодательством с ним должен быть заключен договор о полной материальной ответственности, отказ от заключения такого договора без уважительных причин необходимо рассматривать как неисполнение трудовых обязанностей со всеми вытекающими из этого последствиями. В случае отказа работника от заключения договора по уважительным причинам администрация должна предложить ему другую работу. При отсутствии такой работы или отказе работника от перевода на другую работу трудовой договор с ним может быть расторгнут по п. 1 ст. 17 Основ законодательства о труде. В таком же порядке может быть уволен работник, отказавшийся от выполнения дополнительно возложенных на него обязанностей по обслуживанию материальных ценностей, когда это требует заключения договора о полной материальной ответственности. (Пункт дополнительно включен постановлением Пленума Верховного

Суда СССР от 5 сентября 1986 г. N 12).

18. Разрешая иски о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми прекращен в связи с совершением ими аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, судам следует исходить из того, что по такому основанию допускается увольнение только тех работников, которые занимаются воспитательной деятельностью, например учителя, преподаватели учебных заведений, мастера производственного обучения, воспитатели детских учреждений.

19. Прекращение трудового договора в связи с утратой доверия к работнику, а также в связи с совершением аморального проступка работником, выполняющим воспитательные функции (пп. 2 и 3 ст. 254 КЗоТ PСФСР и соответствующие статьи КЗоТ других союзных республик), не является в силу ст. 56 Основ мерой дисциплинарного взыскания, применение которых обусловлено сроками, установленными законом.

Вместе с тем, рассматривая дела о восстановлении на работе лиц, уволенных по указанным основаниям, судам следует принимать во внимание время, истекшее с момента совершения аморального проступка и виновных действий работника, к которому утрачено доверие администрации, его последующее поведение и другие конкретные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.

20. B силу п. 4 ст. 106 Основ прекращение трудового договора может иметь место в случаях нарушения установленных правил приема на работу.

K таким случаям, в частности, относятся:

а) прием на работу лиц, лишенных приговором суда права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение назначенного судом срока;

б) прием на работу, связанную с материальной ответственностью лиц, ранее судимых за хищения, взяточничество и иные корыстные преступления, если судимость не снята и не погашена;

в) прием на работу служащих, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, кроме случаев, когда согласно действующему законодательству наличие близкого родства или свойства не является препятствием к заключению трудового договора;

г) заключение трудового договора с молодыми специалистами или молодыми рабочими после окончания ими учебных заведений с нарушением установленного порядка направления их на работу.

21. B случае, когда работник уволен без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, но восстановление его на прежней работе невозможно вследствие прекращения деятельности предприятия, учреждения, организации, суд признает увольнение неправильным обязывает ликвидационную комиссию или орган, принявший решение о ликвидации (упразднении) предприятия, учреждения, организации, а в надлежащих случаях правопреемника выплатить ему заработную плату за время вынужденного прогула, но не более чем за три месяца. Одновременно суд признает работника уволенным по п. 1 ст. 17 Основ в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации. При необходимости суд ставит вопрос перед указанными органами об оказании помощи уволенному работнику в трудоустройстве. (Пункт в редакции постановления Пленума Верховного Суда РСФСР

от 6 апреля 1988 г. N 3).

22. Если при разрешении спора о восстановлении на работе суд признает, что администрация имела основание для расторжения трудового договора, но в приказе дала неправильную формулировку причины увольнения или сослалась на несоответствующий закон, суд вправе привести формулировку причины увольнения в соответствие с действующим законодательством о труде, исходя из фактических обстоятельств, послуживших основанием для увольнения, если профсоюзный комитет рассматривал данное основание к увольнению и дал на это свое согласие. B ином случае суд восстанавливает уволенного на работе.

При доказанности, что неправильная формулировка причины увольнения лишила работника возможности поступить на работу в другое предприятие, учреждение, организацию, суд применительно к ст. 92 Основ взыскивает в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула, но не более чем за три месяца.

При отказе в иске о восстановлении на работе лицу, обоснованно уволенному в связи с несоответствием занимаемой должности или выполняемой работе, за нарушение трудовой дисциплины либо другие виновные действия не вправе изменить формулировку причины на увольнение по инициативе работника.

23. Судам следует иметь в виду, что законом не предусмотрено право администрации без согласия работника досрочно отозвать его из отпуска на работу, поэтому отказ работника от выполнения распоряжения администрации о выходе на работу до окончания отпуска нельзя рассматривать как нарушение трудовой дисциплины.

23-1. Согласно ст. 136 КЗоТ РСФСР и соответствующим статьям КЗоТ других союзных республик суд, рассматривая трудовой спор по иску о признании неправильным наложения дисциплинарного взыскания, вправе, учитывая тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующую работу и поведение рабочего или служащего, а также соответствие дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка, признать его неправильным. (Пункт дополнительно включен постановлением Пленума Верховного

Суда РСФСР от 6 апреля 1988 г. N 3)

24. B силу ст. 12 и 13 Основ перевод на другую работу допускается только с согласия работника, за исключением временного перевода при производственной необходимости или простое (ст. 14 Основ), а также перевода на другую работу (смещении на низшую должность) в качестве применения меры дисциплинарного взыскания (ст. 56 Основ).

Переводом на другую работу, требующим согласия работника, следует считать поручение ему работы, не соответствующей специальности, квалификации, должности.

Не считается переводом, требующим согласия работника, перемещение его на том же предприятии, в учреждении, организации на другое рабочее место, в другое структурное подразделение на территории предприятия, учреждения, организации, в пределах той же местности, поручение работы на другом механизме, агрегате в пределах специальности, обусловленной трудовым договором. Перемещение работника недопустимо, если оно противопоказано ему по состоянию здоровья.

В том случае, когда в связи с произведенными изменениями в организации производства и труда произошло изменение существующих условий труда - систем и размеров оплаты, льгот, режима работы, установлении и отмене неполного рабочего времени, совмещения профессий, изменении разрядов и наименования должностей и других, работник должен быть поставлен в известность о произведенных изменениях не позднее чем за два месяца. Трудовой договор с работником, отказавшимся от продолжения работы при существенно изменившихся условиях в связи с изменениями в организации производства труда, подлежит прекращению по п. 6 ст. 15 Основ.

Если при рассмотрении спора будет установлено, что изменение существенных условий труда работника произведено администрацией не в связи с изменениями в организации производства и труда на предприятии, в учреждении, организации, то такое изменение с учетом конкретных обстоятельств может быть признано судом неправомерным с возложением на администрацию обязанности восстановить его прежние условия труда.

Предусмотренный ч. 1 ст. 14 Основ временный перевод рабочего или служащего без его согласия для замещения работника может производиться в случаях, когда работник отсутствует на работе в связи с болезнью, нахождением в отпуске, в командировке и т. п.

Временный перевод на работу по вакантной должности может быть произведен лишь с согласия работника, кроме случаев, когда такой перевод вызван производственной необходимостью.

Перевод рабочего или служащего на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или смещение на низшую должность на тот же срок в порядке применения дисциплинарного взыскания допускается с учетом специальности (профессии) работника, за исключением случаев перевода за систематическое нарушение трудовой дисциплины, прогул без уважительных причин, появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, когда такой перевод может быть произведен без учета его специальности (профессии).

При разрешении дел, связанных с переводом на другую работу, суд должен иметь в виду, что отказ от выполнения работы при переводе на законных основаниях признается нарушением трудовой дисциплины, а невыход на работу - прогулом. (Пункт в редакции постановления Пленума Верховного Суда РСФСР

от 6 апреля 1988 г. N 3).

24-1. При рассмотрении дел о восстановлении на работе в связи с выведением работника из состава производственной бригады судам следует иметь в виду, что в силу ст. 99-6 Основ коллектив бригады вправе требовать от администрации выведения из состава бригады работника в случае сокращения численности бригады, несоответствия работника выполняемой работе и в других случаях, предусмотренных ст. 17 Основ. Администрация, не усмотрев оснований для увольнения, переводит такого работника на другую работу с учетом той специальности (квалификации), а если такой работы не имеется - на иную работу. При отсутствии работы, а также при отказе от предложенной работы трудовой договор с работником, выведенным из состава бригады, подлежит расторжению по основаниям, указанным в ст. 17 Основ. (Пункт дополнительно включен постановлением Пленума Верховного

Суда  СССР  от  5  сентября  1986  г. N 12; в редакции постановления
Пленума Верховного Суда РСФСР от 6 апреля 1988 г. N 3).

25. B целях предотвращения фактов незаконного увольнения и перевода на другую работу, а также для возмещения причиненного в связи с этим материального ущерба предприятию, учреждению, организации, судам следует строго выполнять требование ст. 93 Основ о возложении на должностное лицо обязанности возместить ущерб, причиненный в связи с выплатой работнику заработной платы за время вынужденного прогула или за время выполнения нижеоплачиваемой работы, если увольнение или перевод произведены с явным нарушением закона.

Под явным нарушением закона следует, в частности, понимать увольнение рабочего или служащего по инициативе администрации без согласия профсоюзного комитета, когда такое согласие является обязательным, или по основаниям, не предусмотренным законом; перевод на другую работу или увольнение члена совета трудового коллектива без согласия совета трудового коллектива; увольнение народного депутата или его перевод в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу без согласия соответствующего Совета, а в период между сессиями - исполнительного комитета Совета народных депутатов или Президиума Верховного Совета; увольнение председателя группы народного контроля предприятия, учреждения, организации или его перевод в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу без согласия районного, городского, районного в городе комитета народного контроля; увольнение женщин в случаях, указанных в ч. 2 ст. 73 Основ, когда администрации было известно о наличии обстоятельств, исключающих возможность увольнения; увольнение несовершеннолетних работников без согласия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 82 Основ); увольнение или перевод не освобожденных от производственной работы председателей и членов профсоюзных комитетов (цеховых комитетов профсоюза), а также профорганизаторов - с нарушением гарантий, предусмотренных ст. 99 Основ; перевод работника без его согласия на другую постоянную работу (абзац в редакции постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 6 апреля 1988 г. N 3).

Вопрос о привлечении должностного лица, по распоряжению которого был незаконно уволен или переведен работник, к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика (ст. 39 ГПК PСФСР и соответствующие статьи ГПК других союзных республик) должен, как правило, разрешаться судьей при подготовке дела к судебному разбирательству, что не исключает возможности решения этого вопроса и в процессе рассмотрения дела в судебном заседании. Такое привлечение должностного лица к участию в деле не лишает его права выступать по делу в качестве представителя ответчика.

При неявке должностного лица, надлежащим образом извещенного о вызове в суд, на заседание суда без уважительных причин или при отсутствии сведений о причине неявки суд может рассмотреть дело в отсутствие этого лица (ст. 157 ГПК PСФСР и соответствующие статьи ГПК других союзных республик).

Если суд придет к выводу, что на должностное лицо, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не может быть возложена обязанность по возмещению ущерба, причиненного выплатой заработной платы за время вынужденного прогула или за время выполнения нижеоплачиваемой работы, суд должен изложить в решении соответствующие мотивы.

Установив, что администрация задержала исполнение решения суда о восстановлении на работе, суд в соответствии со ст. 93 Основ возлагает на виновное в этом должностное лицо обязанность возместить ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации.

B таком же порядке разрешается судом вопрос о возмещении должностным лицом ущерба, причиненного задержкой исполнения решения комиссии по трудовым спорам, постановления профсоюзного комитета или решения вышестоящего в порядке подчиненности органа о восстановлении на работе. Такие споры рассматриваются судом по иску предприятия, учреждения, организации или вышестоящего в порядке подчиненности органа либо по заявлению прокурора.

26. При решении вопроса о принятии отказа от иска о восстановлении на работе или утверждении мирового соглашения сторон по такому иску суду необходимо выяснить, не противоречат ли эти действия закону, не нарушаются ли при этом интересы государства, права и охраняемые законом интересы сторон.

Приняв отказ иска или утвердив мировое соглашение и прекратив производство по делу, суд вправе вынести частное определение об устранении обнаруженных при рассмотрении дела нарушений законности.

27. B соответствии со ст. 92 Основ и п. 45 Положения о порядке рассмотрения трудовых споров требования о восстановлении на работе и оплате за время вынужденного прогула суд рассматривает в одном судебном процессе. Если иск предъявлен только о восстановлении на работе, суд разъясняет истцу его право заявить требование об оплате вынужденного прогула.

B соответствии с действующим законодательством средний заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется из расчета последних двух календарных месяцев работы. Для лиц, проработавших на данном предприятии (в организации) менее двух месяцев, средний заработок определяется из расчета фактически проработанного времени.

B таком же порядке следует определять средний заработок при взыскании денежных сумм за время вынужденного прогула, вызванного задержкой выдачи уволенному работнику трудовой книжки (ст. 99 КЗоТ PСФСР и соответствующие статьи КЗоТ других союзных республик), при вынужденном прогуле в связи с неправильной формулировкой оснований увольнения (п. 22 настоящего постановления), при задержке исполнения решения суда, комиссии по трудовым спорам, постановления профсоюзного комитета либо решения вышестоящего в порядке подчиненности органа о восстановлении на работе (ст. 92 Основ) (абзац в редакции постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 6 апреля 1988 г. N 3).

При взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе или в случае признания его увольнения неправильным (п. 21 настоящего постановления), выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету. Подлежат также зачету заработная плата за работу в другой организации и пособий по временной нетрудоспособности выплаченные истцу в пределах срока оплачиваемого прогула (абзац в редакции постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 6 апреля 1988 г. N 3).

27-1. Согласно ч. 4 ст. 90 Основ не подлежат рассмотрению жалобы, поданные по истечении одного года со дня вступления в законную силу решения суда об отказе в восстановлении на работе, независимо от того, что эти решения вынесены до вступления в действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1988 года. (Пункт дополнительно включен постановлением Пленума Верховного

Суда РСФСР от 6 апреля 1988 г. N 3).

28. Обязать суды особое внимание обратить на проведение мероприятий, направленных на укрепление социалистической законности в сфере трудовых отношений, искоренение нарушений трудовой, производственной, исполнительской дисциплины, устранение причин и условий, порождающих трудовые споры. Своею деятельностью суды должны содействовать борьбе с проявлениями неорганизованности на производстве, прогулами, другими потерями рабочего времени, полнее использовать возможности воспитательного воздействия судебных процессов, рассматривать в необходимых случаях дела с выездом на предприятия, в учреждения, организации, с участием представителей трудовых коллективов, общественных организаций, реагировать частными определениями на выявленные факты нарушения трудового законодательства, в частности на увольнение работника по инициативе администрации без согласия профсоюзного комитета, а также на факты неорганизованности на предприятиях, в учреждениях, организациях.

29. C принятием настоящего постановления признать утратившими силу следующие постановления Пленума Верховного Суда СССР:

1) от 19 октября 1971 г. N 6 "О применении в судебной практике Основ законодательства союза CCP и союзных республик о труде" с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 22 января 1974 г. N 3, от 3 сентября 1976 г. N 11, от 18 апреля 1980 г. N 1;

2) от 26 сентября 1967 г. N 6 "О повышении роли судов в соблюдении законодательства о труде и укреплении трудовой дисциплины на предприятиях, в учреждениях и организациях" с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 12 сентября 1969 г. N 7 и от 19 октября 1971 г. N 6;

3) от 12 сентября 1969 г. N 7 "О выполнении судебными органами постановления Пленума Верховного Суда CCCP от 26 сентября 1967 года "О повышении роли судов в соблюдении законодательства о труде и укреплении трудовой дисциплины на предприятиях, в учреждениях и организациях" с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 5 июля 1974 г. N 5;

4) от 22 января 1974 г. N 3 "О внесении дополнений в постановление Пленума Верховного Суда CCCP от 19 октября 1971 г. "О применении в судебной практике Основ законодательства Союза CCP и союзных республик о труде";

5) от 3 сентября 1976 г. N 11 "О дальнейшем повышении роли судов в предупреждении нарушений законодательства о труде";

6) от 18 апреля 1980 г. N 1 "О выполнении судами постановлений пленума верховного суда CCCP от 19 октября 1971 г. "О применении в судебной практике Основ законодательства Союза CCP и союзных республик о труде" и от 26 сентября 1967 г. "О повышении роли судов в соблюдении законодательства о труде и укреплении трудовой дисциплины на предприятиях, в учреждениях и организациях";

7) от 19 июня 1961 г. "О некоторых вопросах судебной практики по гражданским трудовым делам" (протокольное);

8) от 11 апреля 1972 г. "О практике применения ст. 93 Основ законодательства Союза CCP и союзных республик о труде" (протокольное);

9) от 22 января 1974 г. "О практике рассмотрения судами дел о восстановлении на работе" (протокольное).


_____________________
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
в юридическом бюро "Кодекс"

Номер документа: 3
Дата принятия: 26 апреля 1984

Поиск в тексте