• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 мая 1996 года

Об отказе в принятии к рассмотрению запроса
группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
о проверке конституционности Закона
Свердловской области от 19 января 1996 года
"О порядке выборов и ротации депутатов
областной Думы Законодательного Собрания
Свердловской области в 1996 году" и
Указа губернатора Свердловской области
от 4 марта 1996 года "О порядке проведения
выборов депутатов областной Думы
Законодательного Собрания Свердловской области"
как не соответствующего требованиям Федерального
конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской федерации"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.А.Туманова, судей Э.М.Аметистова, М.В.Баглая, Н.Т.Beдерникова, Н.В.Витрука, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, В.Г.Стрекозова. О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Т.Г.Морщаковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания,

установил:

1. Группа депутатов Государственной Думы Федерального Собрания в своем запросе, поступившем в Конституционный Суд Российской Федерации 2 апреля 1996 года, просит признать неконституционным Закон Свердловской области от 19 января 1996 года "О порядке выборов и ротации депутатов областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области в 1996 году" и Указ губернатора Свердловской области от 4 марта 1996 года "О порядке проведения выборов депутатов областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области", которые были приняты в соответствии с Уставом области и областным Законом "О выборах депутатов Законодательного Собрания Свердловской области". По мнению заявителей, оспариваемые акты нарушают избирательные права граждан Российской Федерации, закрепленные в статье 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

2. 10 апреля 1994 года на основании Временного положения о выборах депутатов Свердловской областной Думы, утвержденного постановлением главы администрации Свердловской области от 25 января 1994 года ь 24, прошли выборы в Свердловскую областную Думу. 28 составивших ее депутата были избраны сроком на два года.

Уставом Свердловской области, принятым 28 октября 1994 года, предусмотрено формирование Законодательного Собрания Свердловской области, состоящего из двух палат - областной Думы, 28 депутатов которой избираются сроком на четыре года с переизбранием каждые два года половины депутатов, и палаты представителей, 21 депутат которой избирается сроком на два года. Согласно Уставу выборы в областную Думу осуществляются на основе системы пропорционального представительства по общеобластному избирательному округу, выборы в палату представителей - на основе мажоритарной системы относительного большинства по избирательным округам.

Выборы депутатов обеих палат Законодательного Собрания состоялись 14 апреля 1996 года. При этом согласно Закону Свердловской области от 19 января 1996 года "О порядке выборов и ротации депутатов областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области в 1996 году" и изданному на его основе Указу губернатора Свердловской области от 4 марта 1996 года "О порядке проведения выборов депутатов областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области" в областную Думу избирались 14 депутатов сроком на четыре года, перевыборы остальных 14 депутатов назначены на апрель 1998 года с целью обеспечения предусмотренного Уставом области и областным законодательством принципа ротации, при котором каждый депутат этой палаты сохраняет свои полномочия в течение четырех лет, но каждые два года проводятся перевыборы половины из них.

Заявители считают, что переходное по существу положение, согласно которому 14 депутатов Свердловской областной Думы, избранных в апреле 1994 года, продолжают осуществлять свои полномочия до апреля 1998 года, нарушает избирательные права граждан и не соответствует принципу формирования областной Думы Законодательного Собрания на основе системы пропорционального представительства, поскольку в 1994 году депутаты Свердловской областной Думы были избраны на основе мажоритарной системы относительного большинства.

3. Предусмотренный Конституцией Российской Федерации федеральный закон об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти до настоящего времени не принят. По смыслу статей 72, 76 (часть 2) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации отсутствие такого федерального закона по предмету совместного ведения само по себе не препятствовало Свердловской области как субъекту Российской Федерации принять собственный нормативный акт, определяющий в соответствии с Уставом порядок избрания депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти, в том числе особенности реализации в переходный период закрепленного в Уставе и областном законе принципа ротации депутатов одной из палат этого органа.

Вместе с тем вопрос об избирательных процедурах и о сроках проведения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, сформированные до вступления в силу Конституции Российской Федерации и действующие в переходный период до принятия уставов (конституций) и избирательного законодательства субъектов Российской Федерации, не относится к числу решаемых непосредственно в конституционных нормах. Это - прерогатива законодателя, которая реализована в Уставе и областном законе, заменивших временно действовавший акт исполнительной власти. То обстоятельство, что депутаты, полномочия которых на переходный период сохранены, были избраны ранее на основе мажоритарной, а не пропорциональной системы, значения в данной связи не имеет, поскольку статус депутатов одинаков независимо от того, на основании какой избирательной системы получен депутатский мандат.

Что касается утверждения заявителей о том, что оспариваемые акты нарушают избирательные права граждан, то установление конкретных нарушений таких прав входит в компетенцию судов общей юрисдикции. Соответствующими местными судами эти вопросы уже рассматривались в предусмотренном для них порядке гражданского судопроизводства.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания о проверке конституционности Закона Свердловской области от 19 января 1996 года "О порядке выборов и ротации депутатов областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области в 1996 году" и Указа губернатора Свердловской области от 4 марта 1996 года "О порядке проведения выборов депутатов областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области" как не соответствующего требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ввиду его неподведомственности Конституционному Суду Российской Федерации.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.


Текст документа сверен по:
Конституционный Суд РФ:
Пост. Определения 1992-1996.
М., 1997 год

Принявший орган: Конституционный Суд Российской Федерации
Дата принятия: 22 мая 1996

Поиск в тексте