• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 26 декабря 1997 года

              

Правовые акты, ограничивающие
по сравнению с нормами ГК РФ размер возмещения вреда военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, размерами получаемых ими в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" двух пенсий либо пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" (увеличенной на сумму минимального размера пенсии по инвалидности), являются недействительными
 (Извлечение)


Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 3 от 9 октября 1996 года утверждено разъяснение "О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы". Данный нормативный акт Министерства зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 октября 1996 года N 1176 и опубликован.

Председатель правления городской общественной организации "Чернобыль" г.Оренбурга Боклин обратился в Верховный Суд РФ с жалобой о признании недействительным последнего (второго) абзаца п.4 названного разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации, согласно которому по желанию граждан (указанных в первом абзаце п.4) им может выплачиваться одна пенсия (по инвалидности, по старости, по случаю потери кормильца или за выслугу лет), исчисленная по Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", и сумма возмещения вреда.

При этом заявитель сослался на то, что разъяснение в данной части нарушает права его и других лиц из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и получающих более одной пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) либо пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" (с изменениями и дополнениями) в увеличенном размере на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, на возмещение вреда либо право на одновременное возмещение вреда и получение указанных пенсий в полном объеме.

Верховный Суд РФ 26 декабря 1997 года жалобу Боклина удовлетворил, указав следующее.

Оспариваемый заявителем второй абзац п.4 упомянутого разъяснения самостоятельного значения не имеет и не может рассматриваться независимо от положения первого абзаца этого пункта, предусматривающего, что пенсионерам из числа военнослужащих и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы при исполнении обязанностей военной службы, их семьям, и получающим более одной пенсии - пенсию по старости (за выслугу лет), по случаю потери кормильца и пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" либо пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" в увеличенном размере на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, выплата сумм возмещения вреда не производится.

Именно в отношении этих категорий военнослужащих в обжалуемом заявителем втором абзаце п.4 разъяснения содержится ограничение, допускающее возможность выплаты им сумм возмещения вреда лишь при условии получения этими лицами одной пенсии, исчисленной по Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Таким образом, и по существу предусмотренное во втором абзаце п.4 разъяснения ограничение обусловлено содержащимся в абзаце первом данного пункта общим ограничением указанных лиц в праве на возмещение вреда.

Потому суд считает необходимым выйти за рамки заявленного Боклиным требования и проверить действительность положений всего пункта 4 (абзацы 1 и 2) разъяснения.

В подтверждение законности и обоснованности обжалуемой нормы разъяснения представитель Министерства труда и социального развития Российской Федерации сослался на соответствие этого разъяснения положению п.2 ч.1 ст.29 Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года (в ред. Закона РФ от 24 ноября 1995 года) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которому при получении двух пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" выплата сумм возмещения вреда, предусмотренного п.25 ст.14 названного Закона (возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС), выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности) не производится.

Между тем в силу ст.1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

При определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда); объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему в соответствии с настоящей статьей, могут быть увеличены законом или договором.

Согласно же ст.1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой (главой 59 ГК РФ обязательства вследствие причинения вреда), если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

В силу ст.ст.1084 и 1085 ГК РФ другие законы не могут уменьшать объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему в соответствии с этими нормами ГК, а вправе устанавливать лишь более высокий размер такой ответственности.

Таким образом, как правовой акт, ограничивающий по сравнению с нормами ГК РФ размер возмещения вреда военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, размерами получаемых этими лицами двух пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" либо пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" в увеличенном размере на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, п.4 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации является недействительным и может приводить к нарушениям прав граждан указанной категории на получение возмещения вреда в полном объеме.

Обжалуемый нормативный акт, а следовательно, и п.2 ч.1 ст.29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (на основании которого был издан данный нормативный акт) не соответствуют и Конституции Российской Федерации.

Так, в силу ст.53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

При этом названной нормой Конституции данное право гражданина не обусловлено, в частности, отказом этого гражданина от получения предусмотренных законом государственных пенсий.

Не содержит указания на возможность частичного возмещения причиненного здоровью гражданина ущерба либо на возможность реализации такого права лишь при условии отказа от получения предусмотренных законом пенсий и ст.42 Конституции Российской Федерации.

Согласно ст.19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от каких-либо обстоятельств.

На основании ч.1 ст.15 Конституции Российской Федерации она (Конституция) имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

Поскольку обжалуемый заявителем п.4 разъяснения Министерства труда и социального развития противоречит не только нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, но и ст.ст.19, 42 и 53 Конституции Российской Федерации, он в силу ст.13 ГК РФ подлежит признанию недействительным.

Удовлетворяя жалобу заявителя, Верховный Суд РФ также учитывает, что постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" абзац 3 п.2 ч.1 ст.29 Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Закона РФ от 24 ноября 1995 года), лишающий военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, признан нарушающим конституционно-правовую обязанность государства по возмещению вреда, причиненного чернобыльской катастрофой, и не соответствующим Конституции Российской Федерации.


Текст документа сверен по:
"Бюллетень Верховного Суда
Российской Федерации",
N 5, 1998 год

Принявший орган: Верховный Суд Российской Федерации
Дата принятия: 26 декабря 1997

Поиск в тексте