Действующий


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 12 февраля 1998 года N ГКПИ98-4


[Установленная Правительством РФ среднемесячная зарплата за IV квартал 1997 года для исчисления и увеличения государственных пенсий не лишает ни одной категории пенсионеров причитывающейся им пенсии, не нарушает и иных прав пенсионеров]


     Именем Российской Федерации

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Черняева А.Ф.

при секретаре Терентьевой С.В.

с участием прокурора Федотовой А.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Самохиной Анны Максимовны о признании недействительным Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1997 года N 1660 "Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за 1V квартал 1997 года, для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 февраля 1998 года" в части установления размера среднемесячной заработной платы в стране за 1V квартал 1997 года в размере 760 тысяч рублей,

установил:

Самохина А.М. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным заявлением, сославшись на следующее обстоятельства.

Правительство РФ, принимая указанное выше постановление, учитывало не начисленную среднемесячную заработную плату, которая по стране составляет около 1,1 млн. недеминированных рублей, а необоснованно исходило из фактически выплаченной заработной платы, на которую начислены страховые взносы, поступившие в Пенсионный фонд РФ.

Заявительница указала, что такой порядок исчисления среднемесячной зарплаты в стране противоречит Конституции РФ, ст.5 ГК РФ, нормам Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а также нормам трудового законодательства и конвенции МОТ N 95 "Об охране заработной платы".

Заявительница кроме того, утверждает в заявлении, что устанавливая среднемесячную зарплату за 1V квартал 1997 года в размере 760 тыс. рублей Правительство РФ вышло за пределы своей компетенции.

Кроме того, Самохина просила суд возместить ей судебные расходы и убытки, связанные с рассмотрением дела в пятикратном размере минимальной месячной оплаты труда.

В судебном заседании представитель Самохиной А.М. Самохин Н.И. поддержал требования заявительницы.

Выслушав Самохина Н.И. (представителя заявительницы), представителей Правительства Российской Федерации Дмитреева М.Э., Соколина В.Л., Клейменова Ю.А. (доверенности в деле л.д. 27, л.д. 28), возражавших против удовлетворения заявления, исследовав материалы дела, выслушав заключения прокурора Федотовой А.В., полагавшую, что требования Самохиной необоснованны, Верховный Суд РФ находит, что заявление Самохиной А.М. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.115 Конституции РФ Правительство РФ во исполнение федеральных законов издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

В соответствии со ст.3 Федерального закона РФ от 21.07.97 (N 113-ФЗ) "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" среднемесячная заработная плата в стране за периоды, указанные в п. "в" данной статьи Закона, утверждается Правительством РФ по представлению Государственного комитета РФ по статистике не позднее 15 января, 15 апреля, 15 июля и 15 октября соответствующего года.

С учетом приведенных норм Конституции РФ и указанного Федерального закона суд считает, что Правительство РФ, принимая обжалуемое Самохиной Постановление, действовало в пределах своей компетенции, и поэтому довод Самохиной о том, что Правительство РФ вышло при принятии данного Постановления за пределы своей компетенции, неоснователен.

Неосновательны доводы Самохиной А.М. и ее представителя в судебном заседании о том, что "решение" Правительства РФ при исчислении среднемесячной зарплаты в стране учитывать фактически выплаченную зарплату, на которую начислены страховые взносы, поступившие в Пенсионный фонд РФ, противоречит действующему законодательству.

Федеральный закон N 113-ФЗ не установил, какую именно методологию надо применять для исчисления среднемесячной зарплаты в стране.

Федеральный Закон N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения Государственных пенсий", которым предписано Правительству РФ утверждать среднемесячную зарплату в стране, как и Закон РФ от 20.11.90 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), регулируют правоотношения, связанные с назначением и получением государственных пенсий. Ст.100 указанного Закона РФ от 20.11.90 г. установлено, что в заработок для исчисления пенсий включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной ст.89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, т.е. для исчисления пенсий действительно необходимо учитывать полученные работником выплаты.

Суд учитывает, что в соответствии со ст.8 Закона РФ от 20.11.90 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом РФ за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета.

При внесении в настоящий Закон изменений и дополнений, требующих увелечения расходов на выплату пенсий, в соответствующем Федеральном законе определяется источник финансового обеспечения дополнительных расходов.

В соответствии с п.3 "Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд России", утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91, страховые взносы начисляются на все те виды оплаты труда (в денежном или натуральном выражении по всем основаниям), из которых в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", исчисляется пенсия.

Поэтому, по мнению суда, при расчете среднемесячной зарплаты в стране должны учитываться все категории работающих, которые являются плательщиками взносов, включая лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, в т.ч. в сельском хозяйстве, а также работающих по найму у физических лиц.

В судебном заседании установлено, что размер среднемесячной заработной платы в стране, указанный Государственным комитетом РФ по статистике в информациях о социально-экономическом положении России (где был указан размер средней зарплаты в стране свыше 1 млн. рублей), явился лишь результатом выборочных статистических наблюдений, который не учитывал целый ряд категорий плательщиков взносов в Пенсионный фонд РФ. Это обстоятельство подтвердил в суде Соколин В.Л. - заместитель Председателя Госкомстата России.

Сама Самохина в заявлении (уточненных требованиях) ссылалась на то, что средняя зарплата в стране (1080 тысяч рублей) указанная Госкомитетом РФ в вышеуказанной информации - есть предварительная оценка.

Суд также учитывает, что в соответствии с действующим законодательством состав заработка может определяться в зависимости от целей его применения: по разному исчисляется средний заработок при предоставлении ежегодных отпусков, при расторжении трудового договора по сокращению численности или штата, при исчислении размера возмещения вреда, и в других случаях.

Суд отмечает и то, что в соответствии со ст.3 Федерального закона РФ "О порядке исчисления и увелечения пенсий", пенсионер вправе выбрать исчисление пенсий без применения индивидуального коэффициента, и увеличение пенсий без применения индивидуального коэффициента должно производиться с применением соответствующей индексации, т.е. каждый пенсионер получает право выбора между старым и новым порядками исчисления пенсии и применения оспариваемого Самохиной Постановления Правительства РФ для исчисления пенсии конкретного пенсионера не снижает уровень его пенсионного обеспечения, т.е. не нарушает его конституционные права, как указывает Самохина в заявлении и ее представитель в судебном заседании.

Не может суд согласиться с доводами заявительницы о том, что оспариваемое Постановление противоречит ст.1 Конвенции МОТ N 95 (Конвенция об охране заработной платы) и Международному Пакту об Экономических, Социальных и Культурных Правах (принят на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16.12.66, ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР от 18.09.73). Ст.1 Конвенции МОТ N 95 не регулирует порядок начисления зарплаты трудящемуся, а определяет заработную плату как всякое вознаграждение, исчисленное в деньгах, которое предприниматель уплачивает трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен.

И как уже было отмечено выше, установленная Правительством РФ среднемесячная зарплата за IV квартал 1997 года для исчисления и увеличения государственных пенсий в размере 760 тысяч рублей не лишает ни одной категории пенсионеров причитывающейся им пенсии, не нарушает и иных прав пенсионеров. По изложенным выше мотивам, не могут служить основанием к удовлетворению заявления и ссылки Самохиной на ст.5 ГК РФ и нормы КЗоТ РФ.

Нет оснований к удовлетворению заявления Самохиной и в части возмещения ей судебных расходов и убытков, связанных с рассмотрением данного дела в суде.

Самохина А.М. определением судьи от 19.01.98 была освобождена от уплаты госпошлины при подаче настоящего заявления в Верховный Суд РФ (л.д.5), доказательств, подтверждающих, что Самохина понесла убытки, связанные с рассмотрением данного дела, ни ею, ни ее представителем суду не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-194, 196, 203 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Самохиной Анне Максимовне в удовлетворении заявления о признании недействительным Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.97 N 1660 "Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за IV квартал 1997 года для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 февраля 1998 года" в части установления размера среднемесячной зарплаты за IV квартал 1997 года в размере 760 тысяч рублей, о возмещении судебных расходов и убытков, связанных с рассмотрением дела, отказать.

Решение в кассационном порядке обжалованию и опротестованию не подлежит, но может быть обжаловано и опротестовано в порядке надзора.

Председательствующий,
судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.Ф.Черняев


Текст документа сверен по:
"Пенсия",
N 4, 1998 год