Недействующий


ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 августа 1980 года N 5


О выполнении судами постановления
Пленума Верховного Суда СССР от 13 декабря 1974 года N 10
"О практике рассмотрения гражданских дел
в порядке судебного надзора"

____________________________________________________________________
Не подлежит применению
на территории Российской Федерации в связи с введением в действие
Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации на основании
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 20 января 2003 года N 2

____________________________________________________________________

Пересмотр в порядке судебного надзора вступивших в законную силу решений, определений и постановлений имеет важное значение в выполнении задач советского гражданского судопроизводства, дальнейшем укреплении социалистической законности и правопорядка, защите интересов общества, прав и свобод граждан, является одной из гарантий правильного и единообразного применения законов при осуществлении правосудия.

Обсудив доклады Председателя Верховного Суда Азербайджанской ССР, Председателя Верховного Суда Эстонской ССР и первого заместителя Председателя Верховного Суда СССР о деятельности судов по рассмотрению гражданских дел в порядке судебного надзора, Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что суды Азербайджанской, Эстонской и других союзных республик провели определенную работу по выполнению постановления Пленума Верховного Суда СССР от 13 декабря 1974 года N 10 "О практике рассмотрения гражданских дел в порядке судебного надзора", улучшили свою деятельность по проверке законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных решений, определений и постановлений. За последние годы более четко соблюдается установленный законом порядок рассмотрения гражданских дел в этой стадии процесса, повысилось качество определений и постановлений. Стало больше уделяться внимания вопросам предупреждения судебных ошибок.

Усиление судебного надзора способствовало правильному применению судами законодательства при рассмотрении гражданских дел, защите прав и охраняемых законом интересов граждан, государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций.

Вместе с тем в работе судов, рассматривающих гражданские дела в порядке надзора, продолжают иметь место недостатки, на необходимость устранения которых указывалось в названном постановлении. Не изжиты еще случаи неосновательного отказа в истребовании дел для проверки законности и обоснованности судебных решений, определений и постановлений. Истребованные дела изучаются не всегда глубоко и всесторонне. Встречаются факты невыполнения требований ч.4 ст.49 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик об обязанности суда, рассматривающего дела в порядке надзора, проверять правильность вынесенных по делу решения, определения и постановления не только в опротестованной, но и в неопротестованной части, а равно в отношении лиц, не указанных в протесте, т.е. в полном объеме. Иногда отменяются правильные решения, определения, постановления, что влечет за собой волокиту в окончательном разрешении дела, либо, наоборот, оставляются в силе решения, определения, постановления, вынесенные по неисследованным обстоятельствам дела или с существенным нарушением правовых норм. Определения и постановления излагаются в ряде случаев неубедительно, в них не приводятся мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и не делается ссылок на законы, которыми он руководствовался. При отмене решений, определений, постановлений и передаче дела на новое рассмотрение в определении, постановлении не всегда указывается, какие обстоятельства дела необходимо выяснить, какие доказательства следует истребовать, а также какие другие действия должен совершить суд первой инстанции.

В судебной практике возникли некоторые вопросы, требующие разъяснения в целях единообразного и правильного применения законодательства.

Пленум Верховного Суда СССР

постановляет:

1. Судам, рассматривающим дела в порядке надзора, усилить надзор за судебной деятельностью по разрешению гражданских дел, правильным и единообразным применением правовых норм, больше уделять внимания вопросам дальнейшего укрепления законности при рассмотрении гражданских дел. Принять меры к устранению отмеченных недостатков в работе.

2. При рассмотрении гражданских дел в порядке надзора обеспечить своевременное и правильное их разрешение, повысить эффективность деятельности по предупреждению судебных ошибок, улучшить качество выносимых определений и постановлений. Не допускать случаев оставления в силе решений, определений и постановлений, вынесенных по неисследованным обстоятельствам дела или с существенным нарушением норм материального или процессуального права, либо отмены и изменения правильных решений, определений, постановлений.

3. Председателям Верховных судов союзных и автономных республик, краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и автономных округов больше уделять внимания проверке в порядке надзора законности и обоснованности решений, определений и постановлений, принимать меры, в пределах компетенции, к дальнейшему улучшению деятельности судебных органов в осуществлении правосудия по этим делам.

4. Внести в постановление Пленума Верховного Суда СССР от 13 декабря 1974 года N 10 "О практике рассмотрения гражданских дел в порядке судебного надзора" следующие изменения и дополнения:

1) Абзац первый пункта 2 постановления изложить в следующей редакции:

"2. При рассмотрении соответствующими должностными лицами судов заявлений с просьбами о принесении протеста обеспечивать правильное и своевременное их разрешение. Если в заявлении приводятся убедительные доводы о необоснованности судебного решения или о допущенном судом существенном нарушении норм материального или процессуального права, дело подлежит истребованию для проверки в порядке надзора. Оно должно быть незамедлительно выслано по запросу. При отсутствии оснований к истребованию дела или к принесению протеста лицу, подавшему заявление, должен быть дан письменный ответ с указанием мотивов оставления заявления без удовлетворения".

2) Пункт 4 постановления изложить в следующей редакции:

"4. Разъяснить, что протест в порядке надзора может быть принесен как на все решение, определение или постановление в целом, так и на их мотивировочную часть, если изложенные судом выводы и доводы являются ошибочными, но не повлияли на разрешение дела по существу. В случае принесения протеста на мотивировочную часть суд, рассматривающий дело в порядке надзора, признав протест обоснованным, выносит определение (постановление) об изменении решения, определения или постановления в этой части".

3) В абзаце первом пункта 6 постановления слова в скобках "ч.6 ст.49 Основ гражданского судопроизводства" заменить словами "ч.7 ст.49 Основ гражданского судопроизводства".

4) Пункт 7 постановления изложить в следующей редакции:

"7. Согласно ст.326 ГПК РСФСР и соответствующим статьям ГПК других союзных республик должностное лицо, принесшее протест в порядке надзора, вправе отозвать его до начала рассмотрения дела судом. В ходе рассмотрения дела протест не может быть ни отозван, ни изменен. Об отзыве протеста суд извещает стороны и других лиц, участвующих в деле.

Если должностное лицо, принесшее протест, в ходе его рассмотрения высказывает иное, чем в протесте, мнение, оно может быть учтено судом при вынесении определения (постановления) по делу".

5) Абзац второй пункта 8 постановления изложить в следующей редакции:

"При проверке законности и обоснованности вынесенного по делу решения, определения и постановления необходимо выяснять, насколько полно, всесторонне и объективно исследованы действительные обстоятельства дела, соблюдены ли требования статей 41 и 42 Основ гражданского судопроизводства, не допущены ли существенные нарушения норм материального и процессуального права. Обеспечивая устранение ошибок в разрешении гражданских дел, суды должны вместе с тем иметь в виду, что применительно к ч.3 ст.47 Основ гражданского судопроизводства не может быть отменено в порядке надзора правильное по существу решение, определение или постановление по одним лишь формальным соображениям. Не является основанием к отмене решения, определения или постановления, например, такое нарушение норм процессуального права, которое не привело и не могло привести к неправильному разрешению дела".

6) Пункт 9 постановления изложить в следующей редакции:

"9. Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, в силу ч.5 ст.49 Основ гражданского судопроизводства не связан доводами протеста и обязан проверить дело в полном объеме. Законность и обоснованность решения, определения и постановления проверяются по имеющимся в деле дополнительным материалам как в опротестованной, так и в неопротестованной части, а равно в отношении лиц, не указанных в протесте.

Дополнительные материалы могут быть приложены к протесту либо представлены непосредственно в суд гражданами и организациями. Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, вправе сам истребовать необходимые материалы по ходатайству лиц, участвующих в деле, их представителей, а также по своей инициативе, например, получить мнение сведущего лица в письменном виде по вопросу, имеющему значение для разрешения дела. Однако суд, рассматривающий дело в порядке надзора, не может назначить экспертизу по делу, в том числе дополнительную или повторную.

Дополнительные материалы оцениваются в совокупности с имеющимися в деле доказательствами; они принимаются во внимание при решении вопроса о законности и обоснованности вынесенных по делу решения, определения и постановления.

Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, не вправе изменить решение или вынести новое решение на основании дополнительных материалов, которые не рассматривались судом первой инстанции. Вместе с тем эти материалы могут быть положены в основу отмены решения, определения и постановления. При наличии сомнений в правильности заключения эксперта, имевшего существенное значение для вынесения решения, суд, рассматривающий дело в порядке надзора, отменяя это решение и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, вправе дать указание о необходимости повторной экспертизы".

7). Пункт 14 постановления изложить в следующей редакции:

"14. Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным, городским судам, судам автономных областей и автономных округов необходимо периодически обобщать практику рассмотрения гражданских дел в порядке надзора, шире используя эти материалы для устранения причин, порождающих судебные ошибки, и повышения эффективности в предупреждении нарушений законности".

8) Дополнить постановление пунктами 11_1, 13_1 и 13_2 следующего содержания:

"11_1. Если суд, рассматривающий дело в порядке надзора, отменив полностью или в части решение, определение или постановление, вместе с тем приходит к выводу о наличии обстоятельств, предусмотренных ст.40 Основ гражданского судопроизводства, статьями 214, 215 ГПК РСФСР и соответствующими статьями ГПК других союзных республик, то в этом случае дело передается на новое рассмотрение в суд первой инстанции с указанием в мотивировочной части определения (постановления) на необходимость обсудить вопрос о приостановлении производства по делу".

"13_1. Установив при рассмотрении дела в порядке надзора ошибки, допущенные судами, надзорная инстанция может указать на них в частном определении (постановлении). Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, вправе также частным определением (постановлением) обратить внимание руководителей соответствующих государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций на установленные по делу факты нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения, и на необходимость принятия мер к их устранению".

"13_2. Разъяснить, что:

применительно к ч. 6 ст.37 Основ гражданского судопроизводства, статьям 204, 206 и 207 ГПК РСФСР и соответствующим статьям ГПК других союзных республик суд, рассматривающий дело в порядке надзора, вправе, исходя из фактических обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции, исправить арифметическую ошибку, допущенную в вынесенном этой надзорной инстанцией определении (постановлении) об изменении решения либо о вынесении нового решения, а также разъяснить это определение (постановление) в случае его неясности, либо разрешить вопрос об отсрочке, рассрочке исполнения измененного или вынесенного им нового решения, а также об изменении способа и порядка его исполнения;

проверяя дело в полном объеме, суд, рассматривающий дело в порядке надзора, вправе выяснять законность и обоснованность вынесенного по делу частного определения; в случае установления его неправильности оно подлежит отмене.

     Председатель
 Верховного Суда СССР
                  Л.Смирнов

     Секретарь Пленума
     член Верховного Суда СССР
                          А.Белов

 
Текст документа сверен по:
Бюллетень Верховного Суда СССР,
N 5, 1980