Действующий


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ СССР

ПИСЬМО

от 5 февраля 1984 года N С-7/ОП-61


О некоторых вопросах арбитражной практики,
возникающих при разрешении споров по перевозкам

__________________________________________________________________________
Применяется в части, не противоречащей действующему законодательству
___________________________________________________________________________


Государственный арбитраж при Совете Министров СССР в порядке информации сообщает об ответах, данных на отдельные запросы:

1. Иски автостанций к владельцам автотранспорта, автомобили которых были загружены в попутном направлении, о взыскании убытков за несохранную перевозку предъявляются по общим правилам гражданского законодательства.

На вопрос о том, должны ли автостанции предъявлять претензии и иски к владельцам автотранспорта, автомобили которых были загружены в попутном направлении, о взыскании убытков, вызванных несохранной перевозкой в порядке и сроки, указанные в Уставе автомобильного транспорта союзной республики, либо эти исковые требования должны предъявляться по общим нормам гражданского законодательства, Государственный арбитраж СССР разъяснил.

Упомянутые иски автостанций к владельцам автомобилей предъявляются по общим правилам гражданского законодательства (письмо N С-7/ОП-322).

2. Для исков об обратном взыскании, с предприятий автомобильного транспорта штрафа, списанного в безакцептном порядке с отделения железной дороги по основаниям, не предусмотренным транспортным законодательством, должен применяться общий годичный срок исковой давности.

На вопрос о том, в какой срок должен быть предъявлен иск к предприятию автомобильного транспорта об обратном взыскании списанного последним в безакцептном порядке с отделения железной дороги штрафа за незаполнение путевого листа, Государственный арбитраж СССР разъяснил.

Правилами централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом общего пользования на станции железных дорог предусмотрена ответственность станции за отказ от оформления или неправильное оформление товарно-транспортных документов.

Из Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденной Минфином СССР, Госбанком СССР и ЦСУ СССР 28 декабря 1977 года, следует, что к товарно-транспортным документам относятся товарно-транспортные накладные и акты замера (взвешивания).

Поскольку вышеназванные Правила не предусматривают ответственности станций за неправильное оформление или отказ от оформления путевых листов, автотранспортная организация не вправе взыскивать с отделения железной дороги штраф за такой отказ.

В связи с изложенным при рассмотрении споров об обратном взыскании с автотранспортной организации суммы штрафа, взысканного по основаниям, не предусмотренным для данных правоотношений, должен применяться общий годичный срок исковой давности, установленный ст.16 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (письмо N С-7/ОП-311а).

3. Предприятия автомобильного транспорта и предприятия железнодорожного транспорта несут ответственность за невыполнение только согласованных между ними суточных объемов перевозок, определенных в порядке, предусмотренном пунктами 9 и 10 Правил централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом общего пользования на станции железных дорог, расположенные на территории РСФСР.

При рассмотрении споров, связанных с взысканием штрафа, предусмотренного пунктом 26 Правил централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом общего пользования на станции железных дорог, расположенные на территории РСФСР, за невыполнение предприятиями автомобильного транспорта согласованных или установленных суточных объемов перевозок возник вопрос о том, следует ли при начислении указанного штрафа учитывать подлежащее вывозу автотранспортом количество груза по пункту 11 Правил или ответственность должна определяться исходя только из согласованной сторонами суточной нормы завоза (вывоза) груза (пункты 9 и 10 Правил).

Государственный арбитраж СССР разъяснил.

В соответствии с пунктом 10 Правил централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом общего пользования на станции железных дорог, расположенные на территории РСФСР, ежесуточно, не позднее 15 час., начальник станции с участием руководителя автотранспортного предприятия устанавливают объем завоза (вывоза) грузов на следующие сутки по категориям грузов и погрузо-разгрузочным фронтам.

В случае накопления невывезенных грузов начальник станции и руководитель автотранспортного предприятия должны устанавливать более высокие объемы вывоза.

Пунктом 26 Правил предусмотрено, что предприятия автомобильного транспорта и предприятия железнодорожного транспорта в соответствии со статьей 128 Устава автомобильного транспорта РСФСР несут взаимную материальную ответственность за невыполнение согласованных между ними или установленных суточных объемов перевозок, определяемых в порядке, установленном пунктами 9 и 10 Правил, в размере 20 коп. за каждую тонну невывезенного или непредъявленного к перевозке груза.

Следовательно, предприятия автомобильного транспорта и предприятия железнодорожного транспорта несут ответственность только за невыполнение согласованной сторонами суточной нормы завоза (вывоза) грузов (письмо N С-7/ОП-252).

4. При предъявлении иска о взыскании убытков, вызванных получением цемента в неисправных цистернах-цементовозах, истец должен обосновать не только размер убытков, возникших у него в связи с выгрузкой цемента из таких цистерн, но и доказать причинную связь между поставкой цемента в неисправных цистернах и понесенными убытками.

При поступлении цемента в неисправных цистернах-цементовозах грузополучатели несут убытки, возникшие в связи с выгрузкой цемента из таких цистерн. Грузоотправители предъявленные иски отклоняют, ссылаясь на то, что истец не представил доказательств, подтверждающих понесенные убытки и причинную связь между поставкой цемента в неисправной цистерне и понесенными убытками. Кроме того, они считают, что при доказанности убытков ответственность должна нести железная дорога, которая подала неисправные цистерны, а грузоотправители проверять исправность цистерн не должны. На вопрос о том, на кого: железную дорогу, грузоотправителя или грузополучателя должны быть отнесены такие убытки, Государственный арбитраж СССР разъяснил.

Железная дорога в соответствии со ст.46 Устава железных дорог Союза ССР обязана подавать под погрузку вагоны исправные, пригодные для перевозки данного груза, очищенные от остатков груза и мусора. Пригодность подвижного состава для перевозки данного груза в коммерческом отношении определяется грузоотправителем: контейнеров, цистерн, бункерных полувагонов во всех случаях, а вагонов - если погрузка производится его средствами.

Согласно ГОСТу 22235-76 (п.1.7.2), перед загрузкой специальных вагонов (а цистерны-цементовозы относятся к специальным вагонам) должны быть, в частности, проверены: пригодность вагонов для перевозки данного груза, исправность разгрузочных устройств вагона, комплектность и исправность устройств для крепления грузов в вагоне. При невыполнении этих условий погрузка в специальные вагоны не допускается.

Следовательно, грузоотправитель перед погрузкой цемента обязан проверить не только пригодность цистерны-цементовоза в коммерческом отношении, но и исправность разгрузочных устройств в цистерне-цементовозе. При обнаружении неисправности он обязан отказаться от погрузки цемента в такую цистерну. При погрузке же цемента в неисправную цистерну либо с неисправным разгрузочным устройством грузоотправитель берет на себя ответственность за все возможные отрицательные последствия.

Если неисправности носили скрытый характер или возникли при перевозке, ответственность должна возлагаться на железную дорогу.

При предъявлении иска о взыскании убытков, вызванных получением цемента в неисправных цистернах-цементовозах, истец должен обосновать размеры убытков, возникших у него в связи с выгрузкой цемента из таких цистерн, и представить доказательства, подтверждающие причинную связь между поставкой цемента в неисправных цистернах и понесенными убытками (письмо N С-5-А).

5. О порядке взыскания штрафа за невыполнение плана перевозок грузов в вагонах, принадлежащих грузополучателю или арендованных им.

На вопрос о том, в каком порядке и кто несет ответственность за невыполнение плана перевозок грузов в вагонах, принадлежащих грузополучателю или арендованных им, Государственный арбитраж СССР разъяснил.

В соответствии с п.30 Основных положений о годовом и квартальном планировании перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 4 января 1970 года N 6, перевозка грузов в принадлежащих предприятиям, организациям и учреждениям вагонах, которым разрешен выход на пути общей сети железных дорог, а также в вагонах, переданных им в аренду, производится в счет общего плана перевозок, установленного для данного грузоотправителя.

Объем погрузки в эти вагоны устанавливается грузоотправителями и указывается в развернутых планах перевозок грузов независимо от принадлежности вагонов отправителю или получателю грузов.

Статьей 144 Устава железных дорог установлена ответственность железных дорог за неподачу вагонов и контейнеров для выполнения плана перевозок, а грузоотправителя - за неиспользование поданных вагонов и контейнеров или отказ от предусмотренных планом вагонов и контейнеров, а также за невыполнение грузоотправителем плана по дорогам назначения.

Следовательно, если в утвержденный для данного грузоотправителя план перевозок включен объем погрузки в принадлежащие ему или грузополучателю вагоны или в арендованные им вагоны и этот план не выполнен, в соответствии со ст.144 Устава с него может быть взыскан штраф за невыполнение плана перевозок по дорогам назначения и в том случае, когда невыполнение этого объема произошло вследствие неприбытия порожних вагонов от грузополучателя. Грузоотправитель вправе потребовать от грузополучателя возмещения уплаченного дороге штрафа, если докажет, что порожние вагоны к нему не поступили по вине этого получателя.

Железная дорога по ст.144 Устава несет ответственность только за неподачу вагонов, принадлежащих МПС. Поэтому она не может нести ответственность по этой статье за неподачу вагонов, принадлежащих получателю либо арендованных им и несвоевременно поступивших к грузоотправителю.

Если в утвержденный план перевозок включен объем погрузки грузов в вагоны, принадлежащие грузополучателю или арендованные им, и такие вагоны не поступили к грузоотправителю, железная дорога не обязана вместо них подавать вагоны общесетевого парка для выполнения этого плана перевозок.

Порожние вагоны возвращаются как груз на колесах. Поэтому при просрочке в доставке этого груза с дороги подлежит взысканию штраф, предусмотренный ст.153 Устава, а за самовольное занятие дорогой таких вагонов для перевозки других грузов - штраф, указанный в ст.163 Устава (письмо N С-7/ОП-347).


Текст документа сверен по:
"Бюллетень нормативных актов
министерств и ведомств СССР",
N 1, январь 1985.