Действующий


ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 февраля 2000 года N 5217/98

     
[Новое решение Президиума Высшего Арбитражного Суда, принятое в отсутствие лица, участвовавшего в деле, является ошибочным и как таковое должно быть пересмотрено по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации]


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с участием представителей сторон рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Телекомпания "НТВ" о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.99 N 5217/98 по делу N А40-38559/97-2-405 Арбитражного суда города Москвы.

Заслушав и обсудив доклад судьи и объяснения представителей сторон, Президиум установил следующее.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.02.98 удовлетворены требования ОАО "Телекомпания "НТВ" и признаны недействительными решение Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации (в настоящее время Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства) о нарушении Министерством связи Российской Федерации (в настоящее время Министерство Российской Федерации по связи и информатизации) пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и предписание о прекращении указанного нарушения.

Постановлением апелляционной инстанции от 07.04.98 решение оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 27.05.98 указанные судебные акты оставил без изменения.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассмотрев дело в порядке надзора по протесту заместителя председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, постановлением от 23.03.99 N 5217/98 отменил все названные судебные акты и вынес новое решение - об отказе в удовлетворении исковых требований ОАО "Телекомпания "НТВ", не передавая дело на новое рассмотрение.

По мнению ОАО "Телекомпания "НТВ", названное постановление Президиума является ошибочным, поскольку дело в порядке надзора было рассмотрено с участием лишь ответчика - Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, истец же в судебном заседании не присутствовал.

Президиум находит доводы заявителя обоснованными по следующим основаниям.

Постановлением от 23.03.99 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации определил объем прав и обязанностей сторон иначе, чем это было сделано судами нижестоящих инстанций, не предоставив при этом истцу права быть выслушанным в суде надзорной инстанции.

В соответствии со статьей 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Этот принцип распространяется на все стадии процесса, в том числе и на стадию надзорного производства, где стороны должны обладать равными процессуальными правами.

Таким образом, новое решение Президиума - постановление от 23.03.99, принятое в отсутствие лица, участвовавшего в деле, является ошибочным и как таковое должно быть пересмотрено по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при удовлетворении заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам вступившего в законную силу судебного акта арбитражный суд отменяет этот судебный акт и рассматривает дело по правилам, установленным названным Кодексом.

Основанием для пересмотра в порядке надзора судебных актов по настоящему делу явился протест от 12.10.98 заместителя председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в котором ставится вопрос об отмене упомянутых судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска ОАО "Телекомпания "НТВ".

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 18.01.96 Минсвязи России со ссылкой на пункты 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2259 и пункты 1 и 4 Указа Президента Российской Федерации от 06.10.95 N 1019 установило для телекомпании "НТВ" с 01.01.96 государственные тарифы за предоставляемые услуги по распространению телепрограмм.

Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации решением от 05.12.97 признал указанные действия Минсвязи России нарушающими пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в части, запрещающей федеральным органам исполнительной власти принимать акты и (или) совершать действия, которые создают благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара, и выдал предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

По мнению ОАО "Телекомпания "НТВ", названные решение и предписание нарушают его права и законные интересы, поэтому оно обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием о признании их недействительными. Это требование было удовлетворено.

Удовлетворяя иск, арбитражный суд исходил из того, что ОАО "Телекомпания "НТВ" является общероссийской организацией, вследствие чего на нее распространяются положения пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 06.10.95 N 1019 "О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации" об оплате услуг связи на основе тарифов, предусмотренных для бюджетных организаций.

Однако судом не учтены следующие положения законодательства.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона "О связи" тарифы на услуги связи определяются на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по отдельным видам услуг связи тарифы могут регулироваться государством.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.95 N 793 в перечень услуг связи, на которые осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), включены услуги связи по трансляции программ российских гостелерадиоорганизаций.

Между тем ОАО "Телекомпания "НТВ" государственной организацией не является. На день принятия решения Минсвязи России от 18.01.96 это общество не входило и в перечень общероссийских телерадиокомпаний, содержащийся в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 06.10.95 N 1019.

Таким образом, Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации обоснованно указал на отсутствие у Минсвязи России правовых оснований для установления ОАО "Телекомпания "НТВ" государственных тарифов за предоставляемые услуги связи по распространению телепрограмм.

В этой связи вывод суда об удовлетворении искового требования ОАО "Телекомпания "НТВ" основан на неправильном применении положений законодательства.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189, 192-196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.99 N 5217/98, решение от 10.02.98, постановление апелляционной инстанции от 07.04.98 по делу N А40-38559/97-2-405 Арбитражного суда города Москвы и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.05.98 по тому же делу отменить.

В удовлетворении исковых требований открытому акционерному обществу "Телекомпания "НТВ" отказать.

И.о. председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К.Юков

     


Текст документа сверен по:
официальная рассылка