Действующий


Верховный Суд Российской Федерации
КАССАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 8 февраля 2000 года N КАС00-36

   

[Жалоба на п.1.1 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 22 мая 1995 года N 1-5-У "О порядке применения Федерального закона "Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, получающих пенсии по закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" оставлена без удовлетворения]

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Федина А.И., членов коллегии Лаврентьевой М.Н., Манохиной Г.В., с участием прокурора Федотовой А.В. рассмотрела в судебном заседании от 8 февраля 2000 года дело по жалобе Герасимова В.А. на п.1.1 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 22 мая 1995 года N 1-5-У "О порядке применения Федерального закона "Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, получающих пенсии по закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" по кассационной жалобе Герасимова В.А. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 декабря 1999 года, которым жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителя Министерства труда и социального развития РФ Васильевой Т.Ю., возражавшей против удовлетворения жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей жалобу необоснованной, Кассационная коллегия

установила:


22 мая 1995 года за N 1-5-У Министерством социальной защиты населения Российской Федерации издано Указание "О порядке применения Федерального закона от 7 мая 1995 года "Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, получающих пенсии по закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

Герасимов В.А. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой на пункт 1.1 данного Указания, предусматривающего, что к участникам Великой Отечественной войны, на которых распространяется действие Федерального закона от 7 мая 1995 года, относятся лица, указанные в подпунктах "а" - "ж" пункта 1 части 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", проходившие военную службу или выполнявшие иные государственные задачи в период войн, боевых действий и при обороне городов, предусмотренных в разделах I и II приложения к Федеральному закону "О ветеранах".

В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что согласно изменениям, внесенным в ст.5 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на получение двух пенсий наряду с гражданами, ставшими инвалидами вследствие военной травмы (ст.41 Закона), было предоставлено и участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий; им могут устанавливаться пенсии по старости (или за выслугу лет) и пенсия по инвалидности.

Герасимов В.А. полагал, что оспариваемым п.1.1 Указания необоснованно не распространено действие Федерального закона от 7 мая 1995 года на лиц, указанных в п/п "з" пункта 1 части 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" (бывших военнослужащих, участников ВОВ). Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение. В кассационной жалобе Герасимов В.А. ставит вопрос об отмене судебного решения, полагая ошибочными выводы суда о необоснованности жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене решения Верховного Суда РФ.

Отказывая в удовлетворении жалобы, суд первой инстанции правильно сослался на соответствие оспоренного положения нормативного акта требованиям федерального закона.

Действительно, в связи с принятием Федерального закона от 7 мая 1995 года была изменена редакция ст. 5 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", в частности, участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставлено право на получение двух пенсий.

Однако, как правильно отмечено в решении Верховного Суда РФ, приведенная норма пенсионного законодательства не может трактоваться в отрыве от других норм закона, в том числе Федерального закона "О ветеранах", в которых предусмотрены различные меры социальной защиты участников войны в зависимости от того, относятся ли лица к участникам ВОВ, указанным в подпунктах с "а" до "ж" п.1 части 2 статьи 2 Закона РФ "О ветеранах" включительно, или к участникам ВОВ, указанным в п/п "з" п.1 части 2 ст.2 этого Закона.

Так, для участников ВОВ, перечисленных в подпунктах "а" - "ж" п.1 части 2 ст.2 Закона РФ "О ветеранах" меры социальной защиты установлены ст.15 этого Закона и в большем объеме, нежели меры социальной защиты, установленные ст.17 Закона "О ветеранах" для военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), проходивших военную службу в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, и награжденных медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов." или медалью "За победу над Японией" (т.е. для участников ВОВ, указанных в подпункте "з" п.1 части 2 ст.2 Закона РФ "О ветеранах").

При таких обстоятельствах Кассационная коллегия не может согласиться с доводом в кассационной жалобе о том, что лишь оспоренным положением Указания произведены различия между объемом прав (льгот), в том числе и пенсионных, которыми вправе пользоваться участники ВОВ, перечисленные в подпунктах "а" - "ж", и объемом этих прав (льгот), предусмотренных для участников ВОВ, указанных в п/п "з" п.1 части 2 ст.2 Закона РФ "О ветеранах".

В кассационной жалобе заявитель также ссылается на несоответствие судебного решения требованиям абзаца 4 ст.11 Закона РФ "О ветеранах", согласно которому законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, ограничивающие права и льготы ветеранов, предусмотренные настоящим Федеральным законом, являются недействительными.

Однако право участников ВОВ на получение двух видов пенсии предусмотрено не Законом РФ "О ветеранах", а пенсионным законодательством, которое (как обоснованно указано в судебном решении) также предусматривает различные меры социальной защиты в зависимости от того, относится ли лицо к участникам ВОВ, указанным в подпунктах "а" - "ж" либо указанным в п/п "з" п.1 части 2 ст.2 Закона РФ "О ветеранах".

Руководствуясь ст.305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия

определила:


Решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 декабря 1999 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Герасимова В.А. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.И.Федин

Члены коллегии
М.Н.Лаврентьева
Г.В.Манохина

     

Текст документа сверен по:
"Пенсия", N 3, март 2000 года