Действующий


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 апреля 2001 года N 84-О


Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Нестеренко
Олега Александровича на нарушение его конституционных прав
главой 36 Гражданского процессуального кодекса РСФСР


Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя М.В.Баглая, судей Н.С.Бондаря, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева, рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы гражданина О.А.Нестеренко требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

установил:

1. Кассационная жалоба отделения Федерального казначейства по городу Таганрогу на решение Таганрогского городского суда об удовлетворении иска гражданина О.А.Нестеренко была возвращена вместе с делом в суд первой инстанции заместителем председателя Ростовского областного суда, указавшим в сопроводительном письме, что данная жалоба не может быть принята к рассмотрению, поскольку подписана неуправомоченным лицом. О.А.Нестеренко, не согласный с решением заместителя председателя Ростовского областного суда, обращался с заявлениями о принесении протеста на указанное письмо в Ростовский областной суд и в Верховный Суд Российской Федерации, однако его заявления были возвращены без рассмотрения в связи с тем, что в порядке судебного надзора проверяется законность и обоснованность судебных актов, т.е. решений, определений и постановлений судов общей юрисдикции.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации О.А.Нестеренко оспаривает конституционность главы 36 ГПК РСФСР, регламентирующей осуществление пересмотра в порядке надзора вступивших в законную силу судебных решений, определений и постановлений. По мнению заявителя, глава 36 ГПК РСФСР не соответствует статьям 18, 45 и 46 Конституции Российской Федерации, поскольку препятствует обжалованию в порядке надзора решений должностных лиц судов общей юрисдикции, если такие решения не оформляются процессуальным актом; тем самым реализация права на надзорное обжалование поставлена в зависимость от усмотрения судьи по поводу процессуального оформления действий, связанных со снятием гражданского дела с кассационного рассмотрения.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял О.А.Нестеренко о том, что в соответствии с требованиями названного Закона его жалоба не может быть принята к рассмотрению. Однако в очередной жалобе заявитель настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленному им вопросу.

2. В соответствии со статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Это означает, что государство обязано обеспечить полное осуществление данного конституционного права, которое предполагает не только право обратиться в суд для разрешения дела, но и гарантию от судебной ошибки. Поскольку ошибочное судебное решение не может считаться правосудным, отсутствие возможности для его пересмотра умаляет и ограничивает право каждого на судебную защиту, что недопустимо.

Установив рассмотрение дел судами первой, апелляционной (для арбитражных судов) и кассационной инстанций как обязательные стадии судебного разбирательства, законодатель предусмотрел в качестве дополнительной гарантии конституционного права на судебную защиту производство в надзорной инстанции, наделив соответствующих должностных лиц суда и прокуратуры обязанностью приносить протесты на состоявшиеся судебные решения.

Такая правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 3 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности статей 180, 181, пункта 3 части 1 статьи 187 и статьи 192 АПК Российской Федерации, а также в ряде определений по жалобам граждан на нарушение их конституционного права на судебную защиту.

3. Из части пятой статьи 1, статей 223, 288, 318_4 и 318_5 ГПК РСФСР следует, что действия судей, преграждающие возможность дальнейшего движения дела, должны оформляться определениями. Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 24 августа 1982 года N 3 (в редакции от 26 декабря 1995 года) "О применении судами Российской Федерации законодательства, регулирующего рассмотрение гражданских дел в кассационной инстанции", в случаях оставления кассационной жалобы без движения или отказа в ее принятии процессуальные действия судей, преграждающие возможность рассмотрения дела в кассационном порядке, должны оформляться судебными определениями (пункты 4 и 5). В соответствии со статьями 315 и 319 ГПК РСФСР эти определения могут быть пересмотрены в кассационном порядке, а по вступлении их в законную силу - в порядке надзора.

Положения главы 36 ГПК РСФСР, регулирующей осуществление пересмотра в порядке надзора вступивших в законную силу судебных решений, определений и постановлений, сами по себе не исключают возможности обжалования в порядке надзора тех процессуальных действий, с которыми О.А.Нестеренко выражал несогласие в своих обращениях в Ростовский областной суд и Верховный Суд Российской Федерации, и, следовательно, не могут рассматриваться как нарушающие его конституционное право на судебную защиту.

Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в деле заявителя, затрагиваются его конституционные права и свободы. Таким образом, жалоба гражданина О.А.Нестеренко в силу указанных норм не является допустимой.

Разрешение вопроса о правомерности направления снятого с кассационного рассмотрения гражданского дела в суд первой инстанции без вынесения судебного определения не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Соответствующие действия должностных лиц суда могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Нестеренко Олега Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.Баглай

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.Данилов



Текст документа сверен по:

рассылка