Недействующий


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 1 апреля 2002 года N ГКПИ01-1709


[Абзац третий пункта 2 и абзац второй пункта 12 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 29.06.92 N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, учреждениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" в части, ограничивающей возможность обязательной продажи части экспортной валютной выручки юридического лица по поручению последнего через уполномоченные банки непосредственно другим уполномоченным банкам, признаны противоречащими части 2 пункта 2 статьи 4 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", статье 12 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", части 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ и не действующими со дня вступления решения в законную силу]

____________________________________________________________________
Отменено на основании постановления Президиума
Верховного Суда России от 31 июля 2002 года N 132пв-02.
В удовлетворении исковых требований отказано
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 30 мая 2002 года N КАС02-230 данное решение оставлено без изменения.
____________________________________________________________________

Верховный Суд Российской Федерации в лице судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., при секретаре Терентьевой С.В. с участием прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Любимовой И.Б. рассмотрел в открытом судебном заседании 1 апреля 2002 года гражданское дело по заявлению некоммерческого партнерства "Московская фондовая биржа" о признании недействительными абзаца третьего пункта 2 и абзаца второго пункта 12 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 29.06.92 N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, учреждениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации", утвержденной приказом Центрального банка Российской Федерации от 29.06.92 N 02-104А.

Заслушав объяснения представителей некоммерческого партнерства "Московская фондовая биржа" Мамонтова А.Н. и Хейло Д.Л., представителей Центрального банка Российской Федерации Пауничева А.Е., Копаева Е.Г., Тимербаевой С.М. и Лариной Е.Л., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Любимовой И.Б., Верховный Суд Российской Федерации

установил:

Некоммерческое партнерство "Московская фондовая биржа" обратилось в суд с заявлением о признании недействительными абзаца третьего пункта 2 и абзаца второго пункта 12 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 29.06.92 N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, учреждениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации", утвержденной приказом Центрального банка Российской Федерации от 29.06.92 N 02-104А "Об утверждении инструкции о порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (в ред. письма ЦБ РФ от 15.09.92 N 17, телеграммы ЦБ РФ от 31.12.92 N 286-92, писем ЦБ РФ от 28.06.93 N 41, от 05.04.94 N 84, от 21.06.94 N 94, от 29.07.94 N 101, от 26.06.95 N 178; приказа ЦБ РФ от 17.07.97 N 02-311, Указаний ЦБ РФ от 11..09.98 N 347-У, от 07.12.98 N 437-У, от 31.12.98 N 476-У, от 13.01.99 N 482-У, от 18.06.99 N 580-У), с момента его принятия, ссылаясь на то, что этими правовыми нормами незаконно ограничена возможность обязательной продажи части экспортной валютной выручки юридического лица по поручению последнего через уполномоченные банки непосредственно другим уполномоченным банкам, минуя межбанковские валютные биржи. По мнению заявителя, обжалуемые нормы подзаконного нормативного правового акта Центрального банка Российской Федерации противоречат статье 55 Конституции Российской Федерации, части 2 пункта 2 статьи 4 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", статье 12 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", части 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ.

Представители Центрального банка Российской Федерации заявленные некоммерческим партнерством "Московская фондовая биржа" требования считают необоснованными и просят оставить их без удовлетворения. В отзыве Центрального банка Российской Федерации на заявление некоммерческого партнерства "Московская фондовая биржа" указано на то, что противоречия между статьей 55 Конституции Российской Федерации, гарантирующей права и свободы граждан, и оспариваемыми положениями нормативного акта Банка России, определяющими порядок обязательной продажи части валютной выручки организациями-экспортерами через уполномоченные банки на межбанковских валютных биржах, нет. Заявителем является организация, созданная в форме некоммерческого партнерства, а положения статьи 55 Конституции России Федерации в отношении юридического лица неприменимы.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 268-О статус Банка России определен Конституцией Российской Федерации, в статье 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля. Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. В соответствии со ст.35 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" валютное регулирование является одним из основных инструментов и методов денежно-кредитной политики Банка России, и поэтому можно говорить о том, что, определяя порядок продажи части валютной выручки от экспорта товаров, Банк России исходил из своих властных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации.

Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" Банку России предоставлено право установления порядка покупки и продажи иностранной валюты в Российской Федерации через уполномоченные банки. Реализация этого права нашла свое отражение, в частности, в установлении порядка обязательной продажи валютной выручки через уполномоченные банки на межбанковских валютных биржах. Исходя из того, что государственная функция основного органа валютного регулирования и контроля за валютными операциями в Российской Федерации возложена в соответствии со ст.9 вышеуказанного Закона на Банк России, в целях обеспечения своей основной конституционной функции по защите и обеспечению устойчивости рубля, было определено, что именно таким путем можно оперативно управлять валютным курсом для обеспечения стабильности национальной валюты, поддержания требуемого уровня валютных резервов и обеспечения экономической безопасности государства.

Права и интересы уполномоченных банков (т.е. банков и иных кредитных учреждений, получивших лицензии Банка России на проведение валютных операций) в этом случае не ущемляются, поскольку в этом случае они являются полноправными участниками операций по купле-продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, где происходит согласование интересов продавцов и покупателей валютных ценностей. Это положение зафиксировано, например, в Правилах проведения операций по покупке-продаже валюты на ММВБ от 17.12.98, в соответствии с которыми участниками торгов признаются акционеры ММВБ и организации, принятые в члены Секции валютного рынка ММВБ и допущенные к торгам ММВБ в соответствии с Правилами членства в Секции валютного рынка ММВБ и настоящими Правилами. Членами Секции могут быть банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на осуществление банковских операций в рублях и лицензию на осуществление операций с иностранной валютой с правом совершения операций по покупке-продаже иностранной валюты.

Учитывая, что с июня 1999 года реализация валютной выручки проходит на Единой торговой сессии межбанковских валютных бирж, объединившей московский и региональные биржевые валютные рынки, сложились равные условия доступа на внутренний валютный рынок Российской Федерации для различных уполномоченных банков (в том числе региональных) в отличие от межбанковского рынка, основной объем операций на котором приходится на долю крупных банков московского региона, ограничились спекулятивные возможности уполномоченных банков. В результате объединения московского и регионального валютных рынков сократились издержки региональных предприятий как участников внешнеэкономической деятельности.

Установление иного порядка обязательной продажи валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации создало бы монопольное положение основных поставщиков-экспортеров и уполномоченных банков, являющихся их агентами. При этом иные поступления иностранной валюты (неэкспортная валютная выручка), перечень которых установлен в пункте 4 Инструкции Банка России N 7 от 29.06.92 , могут продаваться на внутреннем валютном рынке через уполномоченные банки, минуя межбанковскую валютную биржу.

Механизм осуществления обязательной продажи экспортной валютной выручки неоднократно менялся в соответствии с экономической ситуацией в стране. Так, требование осуществления обязательной продажи экспортной валютной выручки через валютные биржи существовало в 1993-1995 годах, затем было отменено в связи с ростом предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке и вновь было введено после кризиса августа 1998 года.

Банк России считает необоснованными и ссылки заявителя на Федеральный закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", поскольку предметом его регулирования являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на этом рынке. Определенный Банком России порядок обязательной продажи валютной выручки является реализацией властных полномочий Банка России, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, и поэтому не подпадает под сферу действия вышеуказанного Закона.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение участвующего в деле прокурора, полагавшей заявление некоммерческого партнерства "Московская фондовая биржа" не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные по данному делу требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Статья 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Эти конституционные принципы нашли свое отражение и развитие в нормах Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии со ст.1 которого гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу п."ж" ст.71 Конституции Российской Федерации установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки, находятся в ведении Российской Федерации.

По этим предметам ведения Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст.76 Конституции Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Из содержания указанных норм Конституции Российской Федерации следует, что, несмотря на особые функции по защите и обеспечению устойчивости рубля Центрального Банка Российской Федерации, которыми он наделен в соответствии с ч.2 ст.75 Конституции Российской Федерации, осуществление этих функций не может выходить за рамки, определенные федеральными законами. Издавать нормативные правовые акты, не соответствующие федеральным законам или изменяющие их содержание, Центральный Банк Российской Федерации не вправе.

Этот принцип закреплен в Законе РФ от 2 декабря 1990 года N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. федеральных законов от 26.04.95 N 65-ФЗ, от 27.12.95 N 210-ФЗ, от 27.12.95 N 214-ФЗ, от 20.06.96 N 80-ФЗ, от 27.02.97 N 45-ФЗ, от 28.04.97 N 70-ФЗ, от 04.03.98 N 34-ФЗ, от 31.07.98 N 151-ФЗ, от 08.07.99 N 139-ФЗ, от 19.06.2001 N 81-ФЗ, от 06.08.2001 N 110-ФЗ), в соответствии со ст.6 которого нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам.

Из материалов дела усматривается, что в соответствии с пунктом 1 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 29 июня 1992 года N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, учреждениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" резидентам предписывалось осуществлять обязательную продажу валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки Российской Федерации по рыночному курсу рубля.

Пункт 21 Инструкции устанавливал следующий порядок осуществления операций по продаже валюты на внутреннем валютном рынке: "Уполномоченные банки по поручению предприятия продают средства в иностранной валюте другому предприятию, на межбанковском валютном рынке (непосредственно уполномоченному банку или через валютную биржу) или Банку России".

Пункт 22 Инструкции предоставлял коммерческим банкам право покупать валюту, продаваемую их клиентами в качестве обязательной продажи: "При выполнении поручения предприятия на продажу иностранной валюты, включая обязательную продажу, ...уполномоченный банк имеет право покупать за свой счет указанные средства в иностранной валюте".

11 сентября 1998 года Банк России внес изменения в Инструкцию (Указание N 347-У). Пункт 2 Инструкции был дополнен абзацем следующего содержания: "Обязательная продажа части экспортной валютной выручки юридического лица осуществляется по поручению последнего через уполномоченные банки на межбанковских валютных биржах, действующих на основании соответствующих лицензий Банка России, либо непосредственно Центральному банку Российской Федерации - по согласованию с Департаментом иностранных операций Банка России".

Абзац 2 пункта 12 Инструкции был изменен и изложен в следующей редакции: "В течение трех рабочих дней от даты зачисления на указанный в настоящем пункте лицевой счет иностранной валюты (включая денежные зачисления) уполномоченный банк обязан продать иностранную валюту на межбанковских валютных биржах, действующих на основании соответствующих лицензий Банка России".

31 декабря 1998 года Банк России Указанием N 476-У исключил из пункта 22 Инструкции слова "включая обязательную продажу экспортной валютной выручки" после слов "на продажу иностранной валюты".

Суд полагает, что доводы заявителя о противоречии обжалуемых норм подзаконного нормативно-правового акта Центрального банка Российской Федерации нормам федерального законодательства при рассмотрении настоящего дела нашли свое подтверждение.

В соответствии со статьей 141 ГК РФ порядок совершения сделок с валютными ценностями, включая иностранную валюту, определяется Законом о валютном регулировании и валютном контроле.

В соответствии с ч.2 ст.4 Закона РФ от 9 октября 1992 года N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. Федеральных законов от 29.12.98 N 192-ФЗ, от 05.07.99 N 128-ФЗ, от 31.05.2001 N 72-ФЗ, от 08.08.2001 N 130-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ) покупка и продажа иностранной валюты в Российской Федерации производятся через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.

Сделки купли-продажи иностранной валюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи, действующие в порядке и на условиях, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации.

Покупка и продажа иностранной валюты, минуя уполномоченные банки, не допускается.

Данная норма Закона, устанавливая ограниченный круг уполномоченных банков, имеющих право на покупку и продажу иностранной валюты, со всей определенностью предусматривает право хозяйствующих субъектов совершать сделки купли-продажи иностранной валюты по своему выбору либо непосредственно между уполномоченными банками, либо через валютные биржи, действующие в порядке и на условиях, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации.

Довод представителей Центрального банка Российской Федерации о том, что норма статьи 4 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" является общей, а в отношении обязательной продажи 50% экспортной валютной выручки резидентами действует отличная от этой общей нормы специальная норма пункта 5 статьи 6 этого же Закона, основан на ошибочном толковании указанных правовых норм и убедительным быть признан не может.

В соответствии с п.5 ст.6 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" 50 процентов валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) подлежит обязательной продаже через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к валюте Российской Федерации на внутреннем валютном рынке Российской Федерации не позднее чем через семь календарных дней со дня поступления указанной валютной выручки в соответствии с порядком, устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации.

Порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации устанавливается Президентом Российской Федерации.

Таким образом, из содержания п.5 ст.6 данного Закона не следует, что законодатель в отношении обязательной продажи экспортной валютной выручки установил иные правила, отличные от общих правил покупки и продажи иностранной валюты в Российской Федерации.

Не установлены отличные от общих правил покупки и продажи иностранной валюты правила и в Указе Президента Российской Федерации от 14.07.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин", в соответствии с пунктом 2 которого экспортная валютная выручка предприятий, учреждений и организаций подлежит обязательной продаже через уполномоченные банки по рыночному курсу на внутреннем валютном рынке в соответствии с порядком, устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 1999 года N 334 "Об изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки" экспортная выручка подлежит обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через банки и другие кредитные организации, имеющие лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций в иностранной валюте, по рыночному курсу иностранных валют по отношению к рублю на день продажи валюты в соответствии с порядком, устанавливаемым Центральным банком.

Таким образом, Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" и указы Президента Российской Федерации NN 629 и 334 не содержат ограничений применения п.2 ст.4 Закона к регулированию отношений, возникающих в связи с совершением сделок купли-продажи иностранной валюты при обязательной продаже экспортной валютной выручки. Соответственно, Закон и указы Президента Российской Федерации не содержат в себе норм о продаже валютной выручки исключительно на межбанковских валютных биржах либо непосредственно Центральному банку Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что абзац 3 пункта 2 и абзац 2 пункта 12 Инструкции ЦБ РФ N 7 противоречат п.2 ст.4 Закону РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", поскольку указанными положениями Инструкции ограничивается установленное Законом право участников валютного рынка на покупку и продажу валюты через уполномоченные банки непосредственно другим уполномоченными банками, в том числе и при осуществлении обязательной продажи экспортной валютной выручки.

Указанные нормы Инструкции противоречат также статье 55 Конституции Российской Федерации и статье 1 ГК РФ в соответствии с которой гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Противоречат обжалуемые нормы Инструкции и статье 12 Федерального закона от 23.06.99 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ), в соответствии с которой федеральные органы исполнительной власти, Центральный банк Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты и (или) совершать действия, в том числе согласованные действия, с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, финансовыми организациями, ограничивающие конкуренцию на рынке финансовых услуг, направленные на создание необоснованно благоприятных условий отдельным финансовым организациям и (или) ущемляющие интересы других финансовых организаций, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Федеральным органам исполнительной власти, Центральному банку Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления также запрещается: принимать нормативные правовые акты, ограничивающие конкуренцию на рынке финансовых услуг, направленные на создание необоснованно благоприятных условий отдельным финансовым организациям и (или) ущемляющие интересы других финансовых организаций, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации; устанавливать нормы, ограничивающие потребителям финансовых услуг выбор финансовых организаций, которые их предоставляют.