• по
Более 46000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 августа 2002 года N 56-Г02-23

[О признании п.5 ст.26 Закона Приморского края "О местном самоуправлении в Приморском крае" противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению]



Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Нечаева В.И., судей Горохова Б.А., Харланова А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании 27 августа 2002 года по кассационной жалобе Законодательного Собрания Приморского края на решение Приморского краевого суда от 20 июня 2002 года дело по заявлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании пункта 5 статьи 26 Закона Приморского края от 9 февраля 1996 года N 28-КЗ "О местном самоуправлении в Приморском крае" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 5 статьи 26 Закона Приморского края от 9 февраля 1996 года N 28-КЗ "О местном самоуправлении в Приморском крае" (в ред. Законов Приморского края от 10.04.96 N 37-КЗ, от 13.06.96 N 47-КЗ, от 07.10.97 N 94-КЗ, постановления Думы Приморского края от 27.12.1996 N 502, Законов Приморского края от 20.10.98 N 24-КЗ, от 12.04.99 N 39-КЗ, от 01.07.99 N 52-КЗ, от 15.11.2001 N 167-КЗ, от 15.11.2001 N 173-КЗ, от 14.01.2002 N 185-КЗ), указывая на то, что эта норма краевого Закона противоречит федеральному законодательству. Заявитель указал на то, что п.5 ст.26 краевого Закона (в ред. Закона Приморского края от 14.01.2002 N 185-КЗ) предусматривает: "В городских и сельских поселениях Приморского края, входящих в состав муниципальных образований, должностным лицом является глава администрации (староста). Порядок его избрания или назначения определяется уставом муниципального образования".

Установив должность главы администрации (старосты) в городских и сельских поселениях, входящих в состав муниципальных образований, законодатель субъекта Российской Федерации частично определил структуру органов местного самоуправления указанных муниципальных образований, что противоречит п.6 ст.14 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Согласно пункту 1 статьи 16, пункту 1 статьи 17, пункту 4 статьи 8 данного Федерального закона должности иных выборных или назначаемых должностных лиц местного самоуправления могут быть предусмотрены и указаны в уставе муниципального образования.

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации считает, что пункт 5 статьи 26 Закона Приморского края ограничивает возможность установления непосредственно уставом муниципального образования должности иных выборных или назначаемых лиц местного самоуправления в городских и сельских поселениях, входящих в состав муниципальных образований.

Решением Приморского краевого суда от 20 июня 2002 года заявление прокурора было удовлетворено.

В кассационной жалобе Законодательного Собрания Приморского края поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Федерального закона N 154-ФЗ от 28.08.95 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Согласно пункту 1 статьи 16, пункту 1 статьи 17 названного Закона уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должности главы муниципального образования - выборного должностного лица, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Суд правильно указал в решении на то, что, установив в городских и сельских поселениях Приморского края, входящих в состав муниципальных образований, должность главы администрации (старосты), законодатель Приморского края частично определил структуру органов местного самоуправления указанных муниципальных образований, что противоречит пункту 6 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона наименование главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъектов Российской Федерации.

Оспариваемая норма Закона Приморского края фактически обязывает муниципальные образования в состав которых входят городские и сельские поселения Приморского края, закреплять в уставе муниципального образования такое должностное лицо, как глава администрации (староста), и лишает возможности население самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

Между тем согласно пункту 1 статьи 16, пункту 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" должности иных выборных или назначаемых должностных лиц местного самоуправления могут быть предусмотрены и указаны в уставе муниципального образования.

Доводы кассационной жалобы Законодательного Собрания Приморского края не являются основанием к отмене правильного судебного решения.

Представитель Законодательного Собрания Приморского края ссылается на то, что анализ содержания оспариваемого пункта при системном толковании Закона Приморского края "О местном самоуправлении в Приморском крае" свидетельствует о соответствии данного пункта федеральному законодательству.

Между тем содержание нормы права должно быть одинаково понятно, а его толкование единообразно вне зависимости от способа такого толкования.

В решении содержится правильный вывод о том, что изложение пункта 5 ст.26 краевого закона в настоящей редакции позволяет толковать данную правовую норму как попытку субъекта Российской Федерации вмешаться в разрешение вопросов местного значения и повлиять на формирование структуры органа местного самоуправления, а это противоречит п.6 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации". Оспариваемая норма закона фактически обязывает муниципальные образования, в состав которых входят городские и сельские поселения, избирать либо назначать и закреплять в уставах такое должностное лицо, как глава администрации (староста).

Суд дал верную правовую оценку оспариваемой норме права и обоснованно признал п.5 ст.26 Закона Приморского края "О местном самоуправлении в Приморском крае" противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению.

На основании п.1 ст.305, ст.ст.306, 311 ГПК РСФСР Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Приморского краевого суда от 20 июня 2002 года оставить без изменения, кассационную жалобу Законодательного Собрания Приморского края - без удовлетворения.


Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: 56-Г02-23
Принявший орган: Верховный Суд Российской Федерации
Дата принятия: 27 августа 2002

Поиск в тексте