Недействующий


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 27 февраля 2002 года N ВКПИ02-3


[О признании незаконным и не действующим  п.18 Положения
о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил
Российской Федерации на мирное время,  утвержденного
приказом министра обороны Российской Федерации
N 400 от 22 июля 2000 года
]  

____________________________________________________________________
Отменено на основании  
определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
от 4 июня 2002 года N КАС 02-282
____________________________________________________________________


Верховный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего: генерал-лейтенанта юстиции Пархомчука Ю.В., при секретаре Шароватовой И.А., с участием помощника Главного военного прокурора полковника юстиции Милованова В.В., представителей министра обороны РФ майора юстиции Волгапкина В.А. и старшего лейтенанта юстиции Ильичева М.Г., представителя Министерства юстиции РФ Ждановой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе военнослужащего войсковой части 85906 капитана Сенецкого А.Б. о признании незаконным и не действующим с момента принятия п.18 Положения, утвержденного приказом министра обороны РФ "Об утверждении положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил РФ на мирное время" от 22 июля 2000 года N 400, в части, противоречащей Федеральному закону " О статусе военнослужащих",

установил:

Заявитель Сенецкий А.Б. обратился в Верховный Суд РФ с просьбой признать незаконным п.18 Положения в той мере, в которой предусмотрено, что денежная компенсация взамен положенных продовольственных пайков (с учетом дополнительных продуктов) выплачивается соответствующим категориям военнослужащих в размере их стоимости (если на соответствующий год федеральным законом не установлен иной размер). Такая редакция п.18 Положения, по мнению заявителя, противоречит п.1 ст.14 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающему выплату денежных компенсаций взамен положенного продовольственного пайка, без каких-либо условий, в размере его стоимости.

Дело рассматривается в отсутствие Сенецкого А.Б., который в своем заявлении просил суд рассмотреть его жалобу без его участия.

В судебном заседании представители министра обороны РФ майор юстиции Волгапкин В.А. и старший лейтенант юстиции Ильичев М. Г., действовавшие в порядке передоверия по доверенностям, выданным начальником Центрального продовольственного управления МО РФ от 12 октября 2001 года и 24 января 2002 года соответственно, предложили отказать Сенецкому А.Б в удовлетворении жалобы, поскольку считают, что в п.18 Положения слова "если на соответствующий год федеральным законом не установлен иной размер" самостоятельно не устанавливают какого-либо размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка, а лишь отсылают к соответствующему федеральному закону, устанавливающему размер денежной компенсации продовольственного пайка, в случае изменения или дополнения Федерального закона "О статусе военнослужащих" в части, касающейся определения такого размера, а также вступления в законную силу иных федеральных законов, которыми может быть предусмотрена отмена или приостановлено действие п.1 ст.14 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Данный приказ министра обороны зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 16 октября 2000 года, регистрационный номер 2421.

Исследовав письменные доказательства, заслушав выступление заместителя руководителя Департамента регистрации и контроля за ведомственными нормативными актами Министерства юстиции РФ Ждановой Т.А., участвовавшей по доверенности, выданной министром юстиции РФ 17 января 2002 года за N 07/474-102, заявившей, что редакция п.18 Положения в оспариваемой части затрагивает права военнослужащих и должна быть признана не соответствующей ст.14 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также заключение военного прокурора полковника юстиции Милованова В.В. об удовлетворении жалобы Сенецкого А.Б., Верховный Суд Российской Федерации находит, что требования Сенецкого А.Б. о признании редакции п.18 Положения не соответствующей п.1 ст.14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" являются обоснованными.

Статьей Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ.

На Министерство обороны данным законом возложена лишь обязанность определения порядка продовольственного обеспечения военнослужащих в предусмотренных законом формах, одной из которых является выплата денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания). При этом законом установлено, что денежная компенсация взамен пайка (питания) производится в размере его стоимости.

Однако в п.18 Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил РФ на мирное время, утвержденного приказом министра обороны РФ N 400 от 22 июля 2000 года, указано, что компенсация взамен пайков производится в размере их стоимости (если на соответствующий год Федеральным законом не установлен иной размер). Приведенная редакция пункта 18 Положения не соответствует содержанию ст.14 Закона, в которой не содержится таких условий.

Утверждения представителей Министра обороны РФ о том, что оспариваемые в п.18 слова самостоятельно не устанавливают иной размер денежной компенсации не свидетельствует, что права военнослужащих не могут быть нарушены.

Такая редакция данного пункта Положения позволяет, о чем заявили в суде и представители ответчика, внести изменения в п.14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не только изменением самого этого закона, но и любым другим Федеральным законом, которым может быть предусмотрена как отмена, так и приостановление действия п.1 ст.14 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Между тем п.2 ст.4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что права и социальные гарантии военнослужащих, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

В связи с изложенным приведенные в п.18 Положения оспариваемые слова суд признает затрагивающими права военнослужащих, и они подлежат исключению из Положения.

Руководствуясь требованиями ст.ст.191, 193, 194, 197, 203 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Жалобу Сенецкого А.Б. в части признания незаконным и не действующим с момента принятия п.18 Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил РФ на мирное время, утвержденного приказом министра обороны РФ N 400 от 22 июля 2000 года, удовлетворить.

Признать п.18 Положения в изложенной редакции не соответствующим ст.14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27.05.98, касающейся выплаты денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка.

Министру обороны РФ п.18 названного Положения привести в соответствие со ст.14 Закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27.05.98, исключив из него слова: "если на соответствующий год федеральным законом не установлен иной размер".

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме

Председательствующий по делу
Судья Верховного Суда Российской Федерации
генерал-лейтенант юстиции
Ю.В. Пархомчук

     


Текст документа сверен по:
рассылка