ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 10 ноября 2002 года N ГКПИ02-1027

[Об отказе в удовлетворении жалобы о признании недействительными отдельных положений Инструкции о порядке назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них и пункта 4 Инструкции о порядке хранения рецептурных бланков]



Верховный Суд РФ в составе: председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Потапенко С.В., при секретаре Головкиной З.С., с участием прокурора Масаловой Л.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Оловянной О.П.  о признании недействительными отдельных положений Инструкции о порядке назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них и пункта 4 Инструкции о порядке хранения рецептурных бланков, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав РФ) от 23 августа 1998 года* N 328,

 ________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 23 августа 1999 года". - Примечание "КОДЕКС".


установил:

Оловянная О.П.  является предпринимателем без образования юридического лица, осуществляющим в соответствии с лицензией медицинские услуги в виде лечебно-консультативной помощи по специальности терапия на дому у пациентов и экспертизы временной нетрудоспособности.

Она обратилась в суд с жалобой о признании недействительными отдельных положений Инструкции о порядке назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них (далее - Инструкция) и пункта 4 Инструкции о порядке хранения рецептурных бланков, утвержденных приказом Минздрава РФ от 23 августа 1998 года* N 328, ссылаясь на то, что отдельные положения этих нормативных правовых актов исключают ее как лечащего врача из субъектов права оказания неотложной медицинской помощи и назначения льготных рецептов. В частности, Оловянная О.П.  просит признать недействительными следующие положения Инструкции:

________________

* Вероятно, ошибка оригинала.  Следует читать: "от 23 августа 1999 года". - Примечание "КОДЕКС".


Абзац 2 пункта 1.1 в части слов "отделения", "амбулаторно-поликлинического учреждения";

Пункт 1.7.1 в части слов "за исключением случаев, указанных в п.1.7.2 а)-г)";

Абзац первый и подпункты а)-г) пункта 1.7.2 полностью;

Последний абзац пункта 1.7.2 в части слов "и заведующего отделением (ответственного дежурного врача или другого уполномоченного лица)";

Пункт 1.7.3 в части слов "Обоснованность назначения лекарственных средств в этих случаях подтверждается ответственным дежурным врачом или другим уполномоченным лицом в медицинских документах больного и заверяется его подписью в срок не позднее 1 суток";

Абзац первый пункта 1.8 в части слов "нижеперечисленных" и "по согласованию с врачом-специалистом";

Абзацы второй, третий, шестой и последний, а также подпункты а) и б) пункта 1.8 полностью;

Абзац первый пункта 1.11 в части слов "в соответствии со стандартами лечения, территориальными и аналоговыми формулярами";

Пункты 1.11.2, 1.11.3 полностью;

Абзац первый пункта 1.12 в части слов "за исключением случаев и препаратов, указанных в п.п.1.7 и 1.8";

Пункт 1.13 полностью;

Первый абзац пункта 1.14 полностью;

Абзац первый пункта 1.16.2 в части слов "по решению КЭК";

Абзац третий подпункта 2.2.4 полностью;

Абзац третий пункта 2.7 полностью;

Пункт 3.1 в части слов "лечащим врачом государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения (далее- поликлиника)";

Абзац первый пункта 3.2 в части слова "поликлиники";

Пункты 3.2.1, 3.2.2 и 3.2.4 полностью;

Пункт 3.3.3 в части слов "работающие по договору с территориальным органом управления здравоохранения и/или фондом обязательного медицинского страхования, и оказывающие медицинскую помощь льготным категориям граждан в рамках программы государственных гарантий";

Пункты 3.5.1 и 3.5.2 полностью;

Пункт 3.6 полностью;

Пункт 3.11 в части слов "руководителя лечебно-профилактического учреждения".

Кроме того, Оловянная О.П. просит признать недействительным пункт 4 Инструкции о порядке хранения рецептурных бланков, утвержденной приказом Минздрава РФ от 23 августа 1999 года в части слов "и подписью руководителя лечебно-профилактического учреждения".

В судебное заседание Оловянная О.П. не явилась. Из направленного в адрес Верховного Суда РФ сообщения следует, что заявительница просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представители Минздрава РФ Савинов А.С. и Юрьев А.С. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении жалобы Оловянной О.П. без удовлетворения.

Представитель Министерства юстиции РФ (далее - Минюст РФ) Ахвердиева Л.Р. жалобу Оловянной О.П. не признала, также просила оставить ее без удовлетворения.

Представитель Министерства внутренних дел РФ в суд не явился, в отзыве на жалобу Оловянной О.П. начальника службы Главного управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Службы криминальной милиции МВД РФ отмечается, что положения оспариваемой Инструкции, исключающие возможность назначения частнопрактикующими врачами наркотических средств и психотропных веществ, а также выписывания рецептов на них, не противоречат Федеральному закону от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Выслушав объяснения представителей Минздрава РФ и Минюста РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей отказать в удовлетворении жалобы, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы Оловянной О.П.

Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В силу ст.56 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 (с изменениями от 2 марта 1998 года, 20 декабря 1999 года, 2 декабря 2000 года) частная медицинская практика - это оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами.

Исходя из этого, суд в порядке нормоконтроля вправе проверить оспариваемые инструкции только в части, относящейся к частной медицинской практике и к частнопрактикующим врачам, поскольку только такие положения могут нарушать права или охраняемые законом интересы заявительницы как частнопрактикующего врача.

Поскольку отдельные оспариваемые заявительницей положения Инструкции о порядке назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них регламентируют только деятельность лечебно-профилактических учреждений и не упоминают частнопрактикующих врачей, то Оловянная О.П. в ряде случаев требует по существу дополнить Инструкцию указанием на то, что те или иные ее положения распространяются и на частнопрактикующих врачей.

Однако суд не может согласиться с такой позицией заявительницы, поскольку в силу конституционного принципа разделение властей (ст.10 Конституции РФ) суд не может обязать орган, издавший нормативный правовой акт, дополнить или изменить этот акт. Суд вправе лишь по жалобе заинтересованных лиц проверить соответствие такого акта федеральному законодательству.

В частности, Оловянная О.П. просит признать недействительным второй абзац п.1.1 Инструкции в части слов "амбулаторно-поликлинического учреждения". В этом пункте записано: "Назначение лекарственных средств при амбулаторном и стационарном лечении в лечебно-профилактическом учреждении (медицинской организации) независимо от организационно-правовой формы, производится врачом, непосредственно осуществляющим ведение больного (далее - лечащий врач), в том числе частнопрактикующим, имеющим лицензию на медицинскую деятельность, выданную в установленном порядке.

При оказании скорой и неотложной медицинской помощи лекарственные средства назначаются врачом выездной бригады скорой медицинской помощи или врачом отделения неотложной помощи (помощи на дому) амбулаторно-поликлинического учреждения".

Согласно абзацу первому статьи 39 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан скорая медицинская помощь осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу.

Это свидетельствует о том, что лица, занимающиеся частной медицинской практикой (как медицинские работники) могут оказывать скорую (неотложную) медицинскую помощь.

Однако обжалуемый абзац пункта 1.1 Инструкции данному положению не противоречит, поскольку в нем речь идет об оказании скорой и неотложной медицинской помощи амбулаторно-поликлиническими учреждениями. Деятельность частнопрактикующих врачей эта норма Инструкции не регулирует, поэтому отсутствуют основания для удовлетворения требований Оловянной О.П.  в названной части.

Заявительница просит признать недействительными пункт 1.7.1 в части слов "за исключением случаев, указанных в п.1.7.2 а)-г)" и абзац первый и подпункты а)-г) пункта 1.7.2 полностью. Эти положения изложены в Инструкции в следующей редакции:

"1.7.1. Назначение лекарственных средств, в том числе рекомендованных врачами-консультантами, производится единолично лечащим врачом, за исключением случаев, указанных в п.1.7.2 а)- г).

1.7.2. Согласование с заведующим отделением, а в экстренных случаях - с ответственным дежурным врачом или другим лицом, уполномоченным приказом главного врача лечебно-профилактического учреждения, а также с клиническим фармакологом необходимо в случаях:

а) одномоментного назначения пяти и более лекарственных препаратов одному больному;

б) назначения наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, анаболических гормонов, а также дорогостоящих лекарственных средств, стоимость которых на 1 курс лечения превышает четыре минимальных размера оплаты труда;

в) необходимости назначения лекарственных препаратов согласно аналоговым формулярам в связи с отсутствием в лечебно-профилактическом учреждении лекарственных средств, входящих в территориальный формуляр;

г) необходимости назначения лекарственных средств сверх территориального формуляра при нетипичном течении болезни, наличии осложнений основного заболевания и/или сочетанных заболеваний, при назначении опасных комбинаций лекарственных средств, а также при непереносимости лекарственных средств, входящих в территориальный формуляр.

Назначение лекарственных средств в случаях, указанных в пп.а) - г), фиксируется в медицинских документах больного и заверяется подписью лечащего врача (дежурного врача) и заведующего отделением (ответственного дежурного врача или другого уполномоченного лица)".

Суд считает, что нет оснований для удовлетворения требований Оловянной О.П.  в части вышеприведенных норм, поскольку ими определен порядок назначения лекарственных средств и выписывания рецептов лечащими врачами лечебно-профилактических учреждений, к которым заявительница как частнопрактикующий врач не относится.

Оловянная О.П.  просит признать недействительным пункт 1.7.3 в части слов "Обоснованность назначения лекарственных средств в этих случаях подтверждается ответственным дежурным врачом или другим уполномоченным лицом в медицинских документах больного и заверяется его подписью в срок не позднее 1 суток".

Согласно п.1.7.3 Инструкции послеоперационным больным, а также при оказании экстренной медицинской помощи больным с болевым и иным шоком (кардиогенным, гемотрансфузионным и пр.), анурией и другими остро развившимися состояниями назначение лекарственных средств в случаях, указанных в п.1.7.2, осуществляется врачом единолично. Обоснованность назначения лекарственных средств в этих случаях подтверждается ответственным дежурным врачом или другим уполномоченным лицом в медицинских документах больного и заверяется его подписью в срок не позднее 1 суток.

Этот пункт также относится к лечащим врачам лечебно-профилактических учреждений, а потому права и законные интересы Оловянной О.П.  не нарушает, поэтому отсутствуют основания для удовлетворения ее требований в данной части.

Оловянная О.П.  просит признать недействительными абзац первый пункта 1.8 Инструкции в части слов "нижеперечисленных" и "по согласованию с врачом-специалистом", а также абзацы второй, третий, шестой и последний, а также подпункты а) и б) пункта 1.8 полностью.

Согласно п.1.8 Инструкции назначение нижеперечисленных специальных лекарственных препаратов больному, находящемуся в неспециализированном стационаре/отделении, осуществляется только лечащим врачом по согласованию с врачом-специалистом, о чем делается соответствующая запись в истории болезни:

- иммунодепрессантов - гематологом и/или онкологом (после пересадки костного мозга); трансплантологом (после пересадки органов и тканей); ревматологом и иными специалистами;

- иммуностимуляторов - иммунологом (больным СПИД или другими тяжелыми нарушениями иммунитета);

- противоопухолевых - гематологом и/или онкологом;

- противотуберкулезных - фтизиатром;

- противодиабетических (больным сахарным диабетом) и прочих лекарственных средств, влияющих на эндокринную систему эндокринологом, за исключением случаев:

а) одномоментного внутривенного или внутриартериального введения лекарственных средств, содержащих более 10 г глюкозы в пересчете на чистую глюкозу, когда назначение инсулина производится по согласованию с заведующим отделением, врачом отделения интенсивной терапии или реаниматологом, в экстренных случаях - ответственным дежурным;

б) назначения кортикостероидов больным с острой сосудистой/сердечно-сосудистой недостаточностью различного генеза, если доза вводимого препарата не превышает курсовую терапевтическую дозу.

Назначение кортикостероидов, входящих в традиционные схемы химиотерапевтического лечения онкологических/гематологических больных, больных, страдающих ревматологическими заболеваниями и т.п., осуществляется по согласованию с соответствующим врачом-специалистом.

Поскольку п.1.8 Инструкции касается лечения больных, находящихся на стационарном лечении, то он к частнопрактикующему врачу Оловянной О.П.  никак не относится, поскольку она в соответствии с лицензией вправе осуществлять только амбулаторной лечение. Поэтому основания для удовлетворения ее требований в названной части отсутствуют.