Действующий


ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 23 сентября 2003 года N 6688/03

     

[Суд первой инстанции правомерно указал на то, что размеры провозной платы, установленные Тарифной политикой стран СНГ на 2002 год, нельзя рассматривать как ставки тарифа, подлежащие обязательному применению, в связи с несоблюдением порядка их утверждения, поэтому исковые требования были удовлетворены]

          

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Яковлева В.Ф.; членов Президиума: Андреевой Т.К., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Ренова Э.Н., Савкина С.Ф., Суховой Г.И., Файзутдинова И.Ш., Юхнея М.Ф. - рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Кольская горно-металлургическая компания" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.03.2003 по делу N А56-23793/02 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В заседании приняли участие представители:

от ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" (истца) - Храменок А.Г.;

от ФГУП "Октябрьская железная дорога (ответчика) - Ковизина Л.А., Макаров Д.Ю.

Заслушав и обсудив доклад судьи Киреева Ю.А., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Открытое акционерное общество "Кольская горно-металлургическая компания" (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Октябрьская железная дорога" (далее - железная дорога) об обязании внести изменения в запись на лицевом счете компании в Технологическом центре по обработке перевозочных документов, восстановив сумму 2509442 рубля 76 копеек, излишне списанную в качестве оплаты провозных платежей.

Решением суда первой инстанции от 17.10.2002 исковое требование удовлетворено на том основании, что в соответствии со статьей 7 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации тарифы на перевозки грузов железными дорогами устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены такие функции; доказательств надлежащего утверждения ставок провозной платы, предусмотренных Тарифной политикой железных дорог государств - участников Содружества Независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении на 2002 фрахтовый год (далее - Тарифная политика стран СНГ на 2002 год), которые были применены железной дорогой при исчислении провозной платы, последней не представлено. Поэтому в данном случае должны применяться ставки тарифов, предусмотренные прейскурантом N 10-01.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 11.03.2003 решение отменил, в удовлетворении искового требования отказал, исходя из того, что ставки провозной платы, установленные Тарифной политикой стран СНГ на 2002 год, утверждены Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте (далее - комиссия) и введены в действие актом Министерства путей сообщения Российской Федерации, то есть в порядке, установленном пунктами 12 и 13 Положения об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 194 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 06.11.2001 N 777) (далее - Положение).

В заявлении о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции компания ссылается на неправильное применение норм материального права, указывая на неправомерность применения ставок, установленных Тарифной политикой стран СНГ на 2002 год.

В отзыве на заявление железная дорога просит оставить обжалуемый судебный акт в силе по указанным в нем мотивам.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, отзыве на него и выступлениях участвовавших в заседании представителей сторон, Президиум считает, что постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению в силе по следующим основаниям.

В январе-мае 2002 года железная дорога (перевозчик) оказывала компании (грузополучателю) услуги по перевозке импортных грузов по территории Российской Федерации. Провозная плата исчислена перевозчиком по ставкам Тарифной политики стран СНГ на 2002 год.

Считая применение этих ставок необоснованным, поскольку тарифы за перевозки грузов в международных сообщениях по территории Российской Федерации установлены прейскурантом N 10-01, грузополучатель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно статье 10 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" (1995 год) тарифы на перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа по железным дорогам Российской Федерации устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 12 Положения государственное регулирование тарифов осуществляют в пределах своей компетенции Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации и Министерство путей сообщения Российской Федерации на основании решений Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте путем утверждения и введения в действие тарифов или их предельного уровня, контроля за правильностью применения утвержденных в установленном порядке тарифов или их предельного уровня.

Доказательств, свидетельствующих о том, что комиссией утверждены предусмотренные Тарифной политикой стран СНГ ставки провозной платы на перевозку грузов в международном сообщении на 2002 год, железной дорогой не представлено.

В протоколе комиссии от 21.11.2001, на который ссылается суд кассационной инстанции, содержится лишь поручение МПС России опубликовать Тарифную политику железных дорог государств - участников СНГ на 2002 фрахтовый год и объявить порядок ее применения.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал на то, что размеры провозной платы, установленные Тарифной политикой стран СНГ на 2002 год, нельзя рассматривать как ставки тарифа, подлежащие обязательному применению, в связи с несоблюдением порядка их утверждения.

При данных обстоятельствах постановление суда кассационной инстанции не соответствует нормам материального права и подлежит отмене на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1 статьи 304, пунктом 5 части 1 статьи 305 и статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.03.2003 по делу N А56-23793/02 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области отменить.

Решение суда первой инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.10.2002 по тому же делу оставить в силе.

Председательствующий
В.Ф.Яковлев


Текст документа сверен по:

рассылка