Действующий

     
Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

     
от 9 февраля 2001 года N 11-Г01-06


[О признании не соответствующим требованиям ст.19 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" постановления ЦИК Республики Татарстан от 20 сентября 1999 года "Об образовании избирательных округов по выборам народных депутатов в Государственный Совет Республики Татарстан" в части образования 63 административно-территориальных избирательных округов по выборам народных депутатов Республики Татарстан согласно прилагаемому списку округов с указанием числа избирателей в округе, места расположения центра округа, с описанием границ и входящих в округ административно-территориальных единиц]


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Кнышева В.П., судей Корчашкиной Т.Е., Нечаева В.И., рассмотрела в судебном заседании от 9 февраля 2001 года дело по заявлению Овруцкого Льва Мироновича о признании не соответствующим закону постановления Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от 20 сентября 1999 года "Об образовании избирательных округов по выборам народных депутатов в Государственный Совет Республики Татарстан" и по заявлению Салямова Марселя Мухаметовича о признании выборов в Государственный Совет Республики Татарстан недействительными по кассационным жалобам Овруцкова Льва Мироновича и Салямова Марселя Мухаметовича на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 5 декабря 2000 года, которым заявление Овруцкого Л.М. удовлетворено частично: пункт 1 постановления Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от 20 сентября 1999 года "Об образовании избирательных округов по выборам народных депутатов в Государственный Совет Республики Татарстан" в части образования территориальных избирательных округов (с N 64 до N 130 включительно) признан не соответствующим требованиям пункта 3 статьи 19 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в удовлетворении остальной части заявления Овруцкого Л.М. и в удовлетворении заявления Салямова М.М. отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:


Овруцкий Л.М. обратился с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что при образовании избирательных округов Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан (ЦИК РТ) не выполнила требования федерального законодательства, регулирующего образование избирательных округов, вследствие чего нарушены его избирательные права.

Салямов М.М. обратился в суд с заявлением о признании недействительными выборов в Государственный Совет Республики Татарстан, указывая на то, что избирательные округа образованы с нарушением федерального законодательства, вследствие чего и избиратели, и кандидаты в депутаты оказались в неравных условиях.

По мнению заявителей, большинство административно-территориальных и территориальных избирательных округов имеют существенные отклонения от средней нормы представительства избирателей, значительно превышающие установленные ст.19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Заявителями приведены конкретные округа, имеющие такие отклонения.

Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 17 ноября 2000 года указанные заявления объединены в одно производство.

Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 5 декабря 2000 года заявление Овруцкого Л.М. удовлетворено частично: пункт 1 постановления Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от 20 сентября 1999 года "Об образовании избирательных округов по выборам народных депутатов в Государственный Совет Республики Татарстан" в части образования территориальных избирательных округов (с N 64 до N 130 включительно) признан не соответствующим требованиям пункта 3 статьи 19 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в удовлетворении остальной части заявления Овруцкого Л.М. и в удовлетворении заявления Салямова М.М. отказано.

Кроме того, суд в резолютивной части решения указал на то, что признание названного постановления частично не соответствующим федеральному законодательству не затрагивает полномочия депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, избранных в соответствующих избирательных округах.

В кассационных жалобах Овруцкий Л.М. и Салямов М.М. ставят вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении заявления в связи с нарушением норм процессуального и материального закона.

Обсудив доводы жалоб, проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии с Законом Республики Татарстан от 29.11.94 с изменениями и дополнениями от 21.07.99 "О выборах народных депутатов Республики Татарстан" предусмотрено избрание 130 народных депутатов в Государственный Совет Республики Татарстан, избираемых по одному в каждом одномандатном административно-территориальном и территориальном избирательном округе; административно-территориальный избирательный округ образуется в районе, городе республиканского подчинения и районе в городе; в каждом из них избирается один народный депутат; территориальные избирательные округа образуются на основе единой нормы представительства с допускаемым отклонением числа избирателей в них от нормы до 15 процентов, от каждого такого округа также избирается один народный депутат.

Пунктом 3 статьи 19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлены требования, предъявляемые к порядку образования избирательных округов при проведении выборов в Российской Федерации, а именно: примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях не более чем на 15 процентов; при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может превышать указанный предел, но не должно быть более 30 процентов.

Конституционным Судом Российской Федерации проверялась эта норма и постановлением от 10 июня 1998 года N 17-П признана соответствующей положениям Конституции Российской Федерации, предусматривающим регулирование федеральным законом избирательных прав на выборах в субъектах Российской Федерации и пределы федеральных полномочий в этой области.

Обжалуемым постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от 20 сентября 1999 года образовано 130 избирательных округов по выборам народных депутатов Республики Татарстан, в том числе 63 административно-территориальных и 67 территориальных избирательных округов согласно прилагаемому списку округов. В списке этих округов (приложение к названному постановлению) указано количество избирателей в округе, место расположения центра округа, приведено описание границ и входящих в округ административно-территориальных единиц.

Отказывая в признании постановления недействительным в отношении образования административно-территориальных округов, суд указал, что они образованы в соответствии с законодательством Республики Татарстан, обжалуемое постановление не является нормативным, его действие окончилось после проведения выборов в Государственный Совет Республики, имеются особенности правового положения депутатов, которые выражаются в том, что депутаты, избранные от административно-территориального избирательного округа, осуществляют свои полномочия, как правило, не порывая с производственной или служебной деятельностью, а депутат от территориального избирательного округа работает, как правило, на постоянной основе, образование административно-территориальных избирательных округов, по мнению суда, не связано с количеством избирателей.

С изложенными доводами суда в части отказа в удовлетворении заявлений согласиться нельзя.

Оспариваемое постановление является нормативным в силу того, что при определении перечня избирательных округов определены права и обязанности как для избирателей данных округов, так и для кандидатов в депутаты при проведении выборов указанного уровня, а также для дальнейших взаимоотношений народного депутата с избирателями.

При обсуждении вопроса о законности оспариваемого постановления по созданию избирательных округов, образуемых в границах административно-территориальных единиц без соблюдения примерного равенства избирателей на один депутатский мандат, суду необходимо было исходить из конституционно-правового статуса депутатов Государственного Совета Республики.

В соответствии со ст.2 Закона Республики Татарстан "О статусе народного депутата Республики Татарстан" все народные депутаты Республики Татарстан обладают равными полномочиями, и потому ссылка суда на имеющиеся особенности их деятельности правового значения в данном случае не имеет, так как все депутаты равноправны в принятии большинства решений. Они обладают равными полномочиями независимо от того, в каком округе они избраны: с примерно равным числом избирателей или со значительным отклонением от равенства, на постоянной основе будут осуществлять свои полномочия или совмещая их с производственной или служебной деятельностью.

Создание избирательных округов, в которых проводилось избрание депутатов Государственного Совета Республики, обладающего полномочиями по непосредственному принятию законов, должно осуществляться лишь при условии соблюдения требований пункта 3 статьи 19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Иное не соответствует закрепленному статьей 3 Конституции Российской Федерации принципу народовластия и конституционным требованиям о равенстве избирательных прав граждан.

Вывод суда о том, что территориально-административные избирательные округа не должны образовываться на основе примерного равенства числа избирателей, сделан без учета положений указанного Федерального закона, а также вывода Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июня 1998 года о том, что избирательные права на выборах в субъектах Российской Федерации и пределы федеральных полномочий в этой области должны быть обусловлены вытекающей из статей 3, 19, и 32 Конституции Российской Федерации необходимостью обеспечения принципа равных выборов, гарантируемых в том числе установлением в федеральном законе требований к примерному равенству избирательных округов по числу избирателей.

Оспариваемое постановление предусматривает создание избирательных округов для избрания депутатов Государственного Совета Республики Татарстан без соблюдения примерного равенства избирателей на депутатский мандат (например, в административно-территориальном избирательном округе N 1 - 813396 избирателей, а в Елабужском районном избирательном округе N 38 - 7623 избирателя, Набережно-Челнинском округе N 17 - 369500 избирателей, а в Вахитовском районном округе N 3 - 78200 избирателей и т.д.).

В результате этого не обеспечиваются равные условия для реализации гражданами избирательных прав и, как следствие, справедливое народное представительство в общереспубликанском законодательном (представительном) органе, осуществляющем от имени всего населения Республики Татарстан законодательную власть.

Учитывая, что допущенная судом первой инстанции ошибка в применении и толковании норм материального права может быть устранена в кассационном порядке, судебная коллегия полагает возможным вынести новое решение об удовлетворении заявленного Овруцким Л.М. требования, не передавая дела на новое рассмотрение.

В то же время суд первой инстанции признал, что территориальные избирательные округа образованы с нарушением вышеназванного Федерального закона, и в этой части признал обжалуемое постановление противоречащим федеральному законодательству.

Вместе с тем в резолютивной части решения не указано, что обжалуемые положения Постановления в этой части признаются недействительными и не порождающими правовых последствий со дня издания Постановления.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит необходимым внести в резолютивную часть решения суда соответствующее дополнение.

Кроме того, подлежит исключению из резолютивной части решения суда указание суда на то, что признание обжалуемого постановления частично не соответствующим федеральному законодательству не затрагивает полномочия депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, избранных в соответствующих избирательных округах, в связи с тем, что таких требований не заявлялось, а суд неправомерно, в нарушение ст.195 ГПК РСФСР, вышел за пределы заявленных требований.

Статьей 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрены основания, по которым суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов.

Из заявления Салямова М.М. не усматривается, по каким из этих оснований заявлены требования, какое его избирательное право нарушено: активное или пассивное. Не выяснил суд, результаты каких выборов обжалует Салямов М.М. (округа, в котором проживает, или общереспубликанских выборов).

При таких обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении заявления Салямова М.М. подлежит отмене и направлению на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст.ст.304, 305, 311 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:


Решение Верховного суда Республики Татарстан от 5 декабря 2000 года отменить в части отказа в удовлетворении заявления Овруцкого Льва Мироновича и Салямова Марселя Мухаметовича, вынести новое решение, которым заявление Овруцкого Л.М. удовлетворить. Признать не соответствующим требованиям ст.19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", недействительным и не порождающим правовых последствий со дня издания постановление Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от 20 сентября 1999 года "Об образовании избирательных округов по выборам народных депутатов в Государственный Совет Республики Татарстан" в части образования 63 административно-территориальных избирательных округов по выборам народных депутатов Республики Татарстан согласно прилагаемому списку округов с указанием числа избирателей в округе, места расположения центра округа, с описанием границ и входящих в округ административно-территориальных единиц.

Дело в части заявления Салямова М.М. о признании выборов недействительными направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Исключить из резолютивной части решения суда указание на то, что признание вышеназванного постановления частично не соответствующим федеральному законодательству не затрагивает полномочия депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, избранных в соответствующих избирательных округах.

Дополнить абзац первый резолютивной части решения Верховного Суда Республики Татарстан от 5 декабря 2000 года словами "недействительным и не порождающим правовых последствий со дня издания этого Постановления".

В остальной части решение суда оставить без изменения.


Текст документа сверен по:
рассылка