• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

     
Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 февраля 2002 года N 22-Г02-2

     
     
[Суд отказал в удовлетворении заявления о признании незаконными выборов глав муниципального образования г.Владикавказа и районов Республики Северная Осетия - Алания, так как согласно п.1 ст.6 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" мотивированный отказ в государственной регистрации устава муниципального образования не может быть основанием для признания неправомерными выборов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, если выборы проводятся в соответствии с федеральным законом и законом субъекта]



Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего М.Н.Лаврентьевой, судей В.Н.Пирожкова, Г.В.Макарова, рассмотрела в судебном заседании от 14 февраля 2002 года дело по кассационным жалобам Ревазова Б.А. и Баранова М.И. на решение Верховного суда Республики Северная Осетия - Алания от 29 октября 2001 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., Судебная коллегия

установила:

Баранов М.И., Бритаев В.Х., Ревазов Б.А., Северо-Осетинский Реском КПРФ, представителем которого является Ревазов Б.А, обратились в суд с жалобами о нарушении конституционных прав избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, признании незаконными выборов глав муниципального образования г.Владикавказа и районов Республики Северная Осетия - Алания, состоявшихся в ноябре 2000 года и о назначении даты выборов глав муниципальных образований указанных территорий, а также о признании незаконным постановления Парламента Республики Северная Осетия - Алания от 13 мая 1999 года о признании полномочий депутата Пагиева К.Х.

В обоснование заявленных требований Ревазов Б.А., в частности, ссылался на то, что выборы глав муниципальных образований проводились на основании норм Закона РСО - Алания "О внесении изменений и дополнений в Закон РСО - Алания "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия - Алания", признанных Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции РФ, в нарушение Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" все главы муниципальных образований избраны по предложению Президента Республики, в ряде районов главами избраны депутаты Парламента РСО - Алания, а не депутаты представительного органа местного самоуправления.

Баранов М.И. и Бритаев В.Х. ссылались на эти же доводы, но лишь в отношении главы муниципального образования г.Владикавказа.

Кроме того, Ревазов Б.А., обращаясь с требованием о признании незаконным постановления Парламента Республики в отношении Пагиева, указывал на то, что в нарушение законов, регулирующих муниципальную службу, Пагиев одновременно является муниципальным служащим и депутатом Парламента РСО - Алания.

Указанным выше решением в удовлетворении жалоб отказано.

В кассационных жалобах Ревазов Б.А. и Баранов М.И. указывают на то, что решение является незаконным и необоснованным и подлежит отмене. При этом Баранов М.И. полагает, что у Верховного Суда РФ имеются основания для вынесения по делу нового решения.

Судебная коллегия, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения.

В соответствии с п.2 ст.16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном, в частности, законами субъектов Российской Федерации.

Законом РСО - Алания от 16 октября 2000 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РСО - Алания "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия - Алания", установлено, что главы муниципальных образований избираются представительным органом местного самоуправления из своего состава. Такой же порядок избрания глав муниципальных образований предусмотрен и в Уставах муниципальных образований г.Владикавказа и районов Республики Северная Осетия - Алания (с учетом внесенных в них изменений).

Как установил суд, главы муниципальных образований г.Владикавказа и районов Республики были избраны в ноябре 2000 года в соответствии с указанным порядком.

Ссылаясь на незаконность проведенных выборов и их отмены, заявители указывали на то, что выборы глав муниципальных образований проведены на основании закона, положения которого признаны неконституционными, не по инициативе депутатов представительного органа местного самоуправления, а по предложению Президента РСО - Алания, в ряде районов главами избраны депутаты Парламента Республики.

Проверяя указанные доводы, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Действительно, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2001 года по жалобе Ревазова Б.А. установлено, что положения, в частности, ст.1 Закона РСО - Алания "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия - Алания" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации. Однако, как следует из содержания определения, в ст.1 Закона не соответствующими Конституции являются положения Закона в той части, в которой предусматривают избрание глав муниципальных образований по предложению Президента Республики Северная Осетия - Алания. В то же время, установленный Законом порядок избрания глав муниципальных образований представительным органом местного самоуправления из своего состава соответствует Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п.2 ст.16). Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в данном определении, в тех случаях, когда законы субъекта не содержат необходимого регулирования или противоречат федеральному законодательству, непосредственному применению подлежит Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Как установил суд, выборы глав муниципальных образований в Республике Северная Осетия - Алания проведены в соответствии с этим федеральным законом.

Судом проверены также доводы заявителей о том, что выборы глав муниципальных образований проведены в соответствии со ст.1 закона, внесшей изменения в Закон "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия - Алания" и предусматривающей, что избрание глав производится по предложению Президента Республики. Указанные доводы не нашли подтверждения в судебном заседании.

Из исследованных судом протоколов заседаний представительных органов муниципальных образований видно, что кандидатуры глав местных образований предлагались депутатами этих представительных органов, каких-либо письменных доказательств, подтверждающих внесение Президентом предложений об избрании конкретных глав муниципальных образований представлено не было. Не установлено также и каких-либо фактов вмешательства органов государственной власти в ход выборов глав муниципальных образований.

Судом дана оценка и тому обстоятельству, что некоторые средства массовой информации в своих публикациях указали о том, что главы администраций выбирались по предложению Президента. Однако эти факты, как правильно указал суд, не отражают действительных обстоятельств и кроме того, опровергаются самими же средствами массовой информации.

Что касается доводов заявителей в той части, что в нарушение закона главы администрации Алагирского, Ардонского, Пригородного и Правобережного районов Республики избраны не из состава депутатов представительного органа этих районов, а из числа депутатов Парламента Республики, то суд этим доводам также дал соответствующую оценку и указал, что выборы, проведенные в указанном порядке, не могут быть признаны незаконными, поскольку требования в этой части предъявлены заявителями, права которых тем самым не нарушаются. Заявители в указанных районах не проживают и не имеют никакого отношения к выборам глав этих районов.

Ими не представлено конкретных доказательств, которые бы свидетельствовали о нарушении их субъективных избирательных прав.

Кроме того, в соответствии со ст.294 ГПК РСФСР судом кассационной инстанции исследованы представленные решения представительных органов местного самоуправления, подтверждающие факт избрания глав администраций указанных районов депутатами этих представительных органов (л.д.303-310 т.6).

Оспаривая избрание глав муниципальных образований, заявители также ссылались на то, что уставы муниципальных образований, предусматривающие структуру органов местного самоуправления, не зарегистрированы в установленном порядке. Однако, суд правильно не согласился с указанным доводом. Согласно п.1 ст.6 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" мотивированный отказ в государственной регистрации устава муниципального образования не может быть основанием для признания неправомерными выборов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, если выборы проводятся в соответствии с федеральным законом и законом субъекта.

Из материалов дела усматривается, что в регистрации уставов муниципальных органов неоднократно отказывалось Управлением Министерства юстиции РФ по Республике Северная Осетия - Алания и как указывалось выше, выборы глав муниципальных образований проведены в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Баранов и Бритаев, оспаривая выборы главы администрации г.Владикавказа, дополнительно ссылались на то, что выборы не могут быть признаны законными, поскольку глава администрации одновременно является и депутатом Парламента Республики Северная Осетия - Алания.

Между тем, этот довод является несостоятельным, поскольку, как было указано выше, выборы признаны соответствующими закону. Действующее законодательство, как федеральное, так и Республики Северная Осетия - Алания не предусматривает указанных ограничений для главы местного самоуправления.

Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ст.12) также не содержит подобных ограничений и для депутата представительного органа субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что права заявителей Ревазова, Баранова и Бритаева избирать и быть избранными в органы местного самоуправления не нарушены, выборы глав местного самоуправления г. Владикавказа и районов Республики Северная Осетия - Алания, состоявшиеся в ноябре 2000 года, проведены в соответствии с требованиями закона. В связи с этим у суда не имелось оснований для признания выборов незаконными и соответственно назначения даты выборов глав муниципальных образований г.Владикавказа и районов Республики Северная Осетия - Алания.

Суд правильно признал необоснованными также доводы заявителей о признании незаконным постановления Парламента РСО - Алания от 13 мая 1999 года о признании полномочий депутата Пагиева.

Ссылки заявителей на законодательство о муниципальной службе, как на основание для прекращения депутатских полномочий Пагиева, не могут быть приняты во внимание, поскольку нормами указанного законодательства установлены ограничения для муниципальных служащих. Несоблюдение ограничений, установленных законом для муниципальных служащих, может служить основанием для прекращения муниципальной службы, но не депутатских полномочий.

С учетом изложенного следует признать правильным решение и в этой части.

Доводы, изложенные в кассационных жалобах Ревазова и Баранова, были проверены судом и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, не приняты во внимание, как не основанные на законе.

Руководствуясь ст.305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 29 октября 2001 года оставить без изменения, кассационные жалобы Ревазова Б.А. и Баранова М.И. - без удовлетворения.

Председательствующий
М.Н.Лаврентьева

Судьи
В.Н.Пирожков
Г.В.Макаров

     
     

Текст документа сверен по:
"Избирательные права и право
на участие в референдуме граждан
Российской Федерации в решениях
Верховного Суда Российской Федерации", 2002

Номер документа: 22-Г02-2
Принявший орган: Верховный Суд Российской Федерации
Дата принятия: 14 февраля 2002

Поиск в тексте