• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

     
Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 декабря 2002 года N 49-Г02-100

     

     [Суд оставил без удовлетворения кассационную жалобу об отмене решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 октября 2002 года в части отказа в удовлетворении требований о назначении даты проведения выборов представительного органа местного самоуправления в муниципальных образованиях, установленных статьей 7.1 Закона Республики Башкортостан "Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан и территориях муниципальных образований" и приложением к этому закону на территории административно-территориальной единицы г.Уфе, так как заявитель не проживает на территории муниципальных образований, перечисленных им в уточненном заявлении]



Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего В.П.Кнышева, судей А.В.Харланова, Т.Е.Корчашкиной рассмотрела в судебном заседании 10 декабря 2002 года гражданское дело по кассационной жалобе Нуриджанова А.Э. на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 октября 2002 года по жалобе Швецова Н.А. о назначении даты выборов представительных органов местного самоуправления в отдельных муниципальных образованиях Республики Башкортостан и жалобе Нуриджанова А.Э. о назначении даты выборов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Республике Башкортостан - г.Уфа, главы муниципального образования г.Уфы, а также представительных органов местного самоуправления в тридцати трех муниципальных образованиях на территории административно-территориальной единицы - г.Уфе согласно приложению к Закону Республики Башкортостан "Об административном устройстве Республики Башкортостан и территориях муниципальных образований".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., объяснения представителя Президента Республики Башкортостан Тимершина Х.А., представителя Кабинета Министров Республики Башкортостан Валеева К.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Нуриджанов А.Э. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с жалобой на нарушение его конституционных прав, в которой просил назначить дату проведения выборов главы муниципального образования в Республике Башкортостан - г.Уфы.

Определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 июня 2002 года гражданское дело по вышеуказанной жалобе Нуриджанова А.Э. было объединено в одно производство с гражданским делом по заявлению Швецова Н.А. о признании недействительным Указа Президента Республики Башкортостан от 24 августа 2000 года "О назначении Нугуманова Р.С. главой администрации г.Уфы" и о назначении даты выборов главы администрации г.Уфы.

1 июля 2002 года Нуриджанов А.Э. дополнил жалобу и просил назначить дату проведения выборов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Республике Башкортостан - г.Уфы, а также представительных органов местного самоуправления в муниципальных образованиях на территории административно-территориальной единицы - г.Уфе согласно приложению к Закону Республики Башкортостан "Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан и территориях муниципальных образований". Кроме того, им было заявлено устное требование о назначении даты выборов глав этих муниципальных образований.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РБ от 27 сентября 2002 года требование Швецова Н.А. по его же ходатайству в части о признании недействительным Указа Президента Республики Башкортостан от 24 августа 2000 года "О назначении Нугуманова Р.С. главой администрации г.Уфы" выделено в отдельное производство.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РБ от 2 октября 2002 года принят отказ Нуриджанова А.Э. от заявленных требовании в части назначения даты выборов в представительные органы местного самоуправления в следующие муниципальные образования г.Уфы:

Федоровский сельсовет

Илькинский сельсовет

Нагаевский сельсовет

Турбаслинский сельсовет

Ново-Черкасский сельсовет,

а также глав 38 муниципальных образований г.Уфы и производство по делу в этой части прекращено.

В судебном заседании 4 октября 2002 года Нуриджанов А.Э. поддержал заявленные требования в остальной части и просил их удовлетворить.

В судебном заседании 4 октября 2002 года Швецов Н.А. письменно заявил об уточнении своих требований и просил назначить дату выборов представительных органов местного самоуправления в следующих муниципальных образованиях:

Демский район:

1. Железнодорожный

2. Заречный

Калининский район:

1. Инорс

2. Максимовка

3. Первомайский

4. Шакша

Кировский район:

1. Восточный

2. Западный

3. Центральный

4. Южный

Октябрьский район:

1. Гагаринский

2. Глумилино

3. Жуковский

4. Лесопарковый

5. Набережный

6. Солнечный

7. Старо-Сипайловский

Орджоникидзевский район:

1. Бульвар Славы

2. Нефтехимиков

3. Северный

4. Тимашево

5. Черниковка

6. Ш.Руставели

Советский район:

1. Айский

2. Вокзальный

3. Молодежный

4. Новиковский

5. Спортивный

согласно Закону Республики Башкортостан от 25 июля 2001 года N 235-3 "Об установлении границ муниципальных образований в Республике Башкортостан", а также дату выборов должностных лиц (глав) представительных органов указанных муниципальных образований.

В обоснование своих жалоб заявители указывали, что местное самоуправление, установленное и гарантированное Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в Республике Башкортостан не осуществляется. В нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципальных образований, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципальных образований, полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти. По мнению Нуриджанова А.Э., город Уфа должен быть признан муниципальным образованием. Все эти обстоятельства, по утверждению заявителей, каждое в отдельности и в совокупности, являются условием для применения Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" в качестве основания для назначения выборов в органы местного самоуправления.

Представители Государственного собрания РБ Зиганшин Н.Ф., Президента РБ Тимершин Х.А., Кабинета Министров РБ Валеев К.В., Главы администрации города Уфы Галиев Ш.Я., Уфимского городского Совета РБ Баранов А.С. требования заявителей не признали, указывая на то, что определение территорий муниципальных образований Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством отнесено к ведению субъектов Российской Федерации, а республиканским законом определены территории муниципальных образований, город Уфа не является муниципальным образованием. Согласно Федеральному закону в муниципальном образовании в обязательном порядке должны быть созданы только выборные представительные органы местного самоуправления, а должность выборного главы муниципального образования может быть предусмотрена в уставе муниципального образования, поэтому требование о назначении выборов глав муниципальных образований является необоснованным. Гражданин вправе требовать назначение даты выборов депутатов представительного органа местного самоуправления только того муниципального образования, на территории которого он проживает. Кроме того, постановлением Государственного Собрания Республики Башкортостан от 16 мая 2002 года выборы в представительные органы местного самоуправления назначены.

Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 октября 2002 года в удовлетворении жалоб отказано.

В кассационной жалобе Нуритжанова А.Э. ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований о назначении даты проведения выборов представительного органа местного самоуправления в муниципальных образованиях на территории г.Уфы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы не находит.

В соответствии с п."н" ст.72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст.13 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, определение территорий муниципальных образований Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством отнесено к ведению субъектов Российской Федерации.

Статьей 7.1 Закона Республики Башкортостан от 13 июля 1993 года (с изменениями и дополнениями от 14.03.96, от 25.11.98, от 05.07.2001) "Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан и территориях муниципальных образований" установлен уровень местного самоуправления. Статьей 3 Закона Республики Башкортостан от 25 июля 2001 года "Об установлении границ муниципальных образований в Республике Башкортостан" установлены границы муниципальных образований в соответствии с прилагаемым перечнем и предоставленными картами - схемами территорий муниципальных образований.

Этот принцип определения территорий муниципальных образований Республики Башкортостан установлен законодательным органом государственной власти республики в соответствии с его компетенцией, предусматривает возможность реализации права на местное самоуправление жителей Республики Башкортостан на всей ее территории и не противоречит Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", часть 1 статьи 12 которого содержит примерный перечень территорий и населенных пунктов, где могут быть созданы муниципальные образования, и прямо указывает на то, что конкретный перечень этих муниципальных образований устанавливается законом субъекта Российской Федерации, относя тем самым разрешение этого вопроса на усмотрение субъекта Российской Федерации. Законодатель Республики Башкортостан сознательно определил, что местное самоуправление в республике осуществляется не на уровне города республиканского значения - г.Уфе, а на более низком, приближенном к населению, уровне.

При таких условиях, как правильно указал суд в решении, Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" в качестве основания для назначения выборов в органы местного самоуправления в г.Уфе применен быть не мог, а назначение этих выборов в городе Уфе явилось бы, как неправомерное, в нарушение республиканского законодательства, принудительное создание судом системы органов местного самоуправления на территориях, не являющихся муниципальными образованиями.

Следовательно, суд пришел к обоснованному выводу о том, что требование Нуриджанова А.Э. о назначении даты выборов представительного органа местного самоуправления и главы муниципального образования в Республике Башкортостан - г.Уфе не может быть удовлетворено.

Статьей 130 Конституции Российской Федерации гарантировано самостоятельное решение населением вопросов местного значения, к числу которых относится и введение должности главы местного самоуправления и порядок ее замещения.

В силу п.1 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Частью 6 ст.14 вышеназванного Федерального закона вопрос о структуре органов местного самоуправления отнесен к компетенции самого муниципального образования, а не к компетенции субъекта Российской Федерации или суда. В этом же Федеральном законе определено, что в муниципальном образовании в обязательном порядке должны быть созданы только выборные представительные органы местного самоуправления (ч.2 ст.14, ст.15), а должность выборного главы муниципального образования может быть предусмотрена в уставе муниципального образования (ч.1 ст.16).

С учетом этих норм Федерального закона требование Швецова Н.А. о назначении выборов глав муниципальных образований, перечисленных им в уточненном заявлении от 2 октября 2002 года, правильно оставлено без удовлетворения, поскольку судом было установлено, что уставы этих муниципальных образований, в которых предусмотрена должность их глав, не приняты.

В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" дату выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных в уставе муниципального образования, назначает суд по заявлению прокурора, или жалобе гражданина, проживающего на территории муниципального образования, или жалобам общественных объединений либо их региональных и местных отделений.

Следовательно, как обоснованно указал суд в решении, согласно приведенной выше норме Федерального закона, гражданин вправе требовать назначение даты выборов депутатов представительного органа местного самоуправления того муниципального образования, на территории которого он проживает.

Как установлено судом, Швецов Н.А. не проживает на территории муниципальных образований, перечисленных им в уточненном заявлении от 2 октября 2002 года, соответственно, его требование о назначении даты выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в этих муниципальных образованиях, как правильно указал суд, не может быть удовлетворено, так как при таких обстоятельствах Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" в качестве основания для назначения выборов в органы местного самоуправления указанных муниципальных образований не может быть применен.

Нуриджанов А.Э. с учетом указанной выше нормы Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (ст.3) также как и Швецов Н.А. вправе требовать назначения даты выборов депутатов представительного органа местного самоуправления лишь того муниципального образования, на территории которого он проживает.

Кроме того, суд правильно исходил из того обстоятельства, что постановлением Государственного собрания Республики Башкортостан от 16 мая 2002 года N ГС-756 принято решение о совмещении дня выборов в представительные органы местного самоуправления в Республике Башкортостан с днем выборов депутатов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан третьего созыва и о назначении дня выборов в представительные органы местного самоуправления в Республике Башкортостан на день выборов депутатов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан третьего созыва. Учитывая то, что Государственное Собрание Республики Башкортостан вправе назначить выборы в органы местного самоуправления республики и приняло по этому вопросу соответствующее решение, которое в настоящее время никем не оспорено, утвержден план мероприятий по подготовке выборов в представительные органы местного самоуправления в Республике Башкортостан, более того, заявители согласны если выборы пройдут в марте месяце 2003 года, данный факт суд обоснованно расценил, как обстоятельство, исключающее возможность назначения выборов в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" судом. Кроме того, суд правильно указал в решении, что совмещение выборов целесообразно с экономической и организационной точек зрения и предусмотрено Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Ссылка в кассационной жалобе на то, что территории муниципальных образований в г.Уфе были установлены 25 июля 2001 года, не свидетельствует о незаконности решения суда в обжалуемой части, поскольку из содержания указанного выше постановления Госсобрания Республики Башкортостан следует, что выборы в представительные органы местного самоуправления подлежат проведению во всех муниципальных образованиях на территории Республики Башкортостан без каких-либо исключений.

При наличии данных о том, что Нуриджанов А.Э. постоянно или преимущественно проживает на территории муниципального образования г.Уфы в период проведения избирательной кампании, он вправе участвовать в выборах в представительный орган местного самоуправления, указанное решение не будет являться препятствием ему в этом.

С учетом указанных обстоятельств, оспариваемое Нуриджановым А.Э. решение, не нарушает его прав.

Из содержания постановления Госсобрания Республики Башкортостан от 16 мая 2002 года видно, что конкретный день выборов в представительные органы местного самоуправления в Республике Башкортостан определен, им является день выборов депутатов Госсобрания - Курултая Республики Башкортостан.

Нарушения судом норм материального права, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст.305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Кассационную жалобу Нуриджанова А.Э. об отмене решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 октября 2002 года в части отказа в удовлетворении требований о назначении даты проведения выборов представительного органа местного самоуправления в муниципальных образованиях, установленных статьей 7.1 Закона Республики Башкортостан "Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан и территориях муниципальных образований" и приложением к этому закону на территории административно-территориальной единицы г.Уфе - оставить без удовлетворения.

Председательствующий
В.П.Кнышев

 Судьи
А.В.Харланов
Т.Е.Корчашкина

     
     
     
Текст документа сверен по:
"Избирательные права и право
на участие в референдуме граждан
Российской Федерации в решениях
Верховного Суда
Российской Федерации", 2002
     

Номер документа: 49-Г02-100
Принявший орган: Верховный Суд Российской Федерации
Дата принятия: 10 декабря 2002

Поиск в тексте