• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

     
от 16 декабря 2004 года N 449-О


Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Молоковича Игоря Николаевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих"



Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.М.Казанцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина И.Н.Молоковича,

установил:

1. Решением Реутовского гарнизонного военного суда от 28 сентября 2001 года были удовлетворены требования гражданина И.Н.Молоковича, имевшего стаж военной службы более 10 лет и уволенного с военной службы, в части, касающейся расчета по денежному довольствию, продовольственному и вещевому обеспечению. В то же время, поскольку И.Н.Молокович увольнялся с военной службы в связи с окончанием срока действия контракта, суд, установив, что за ним было сохранено право на оставление в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, признал его увольнение без предоставления жилья законным и обоснованным. Данное решение было подтверждено судами кассационной и надзорной инстанций.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации И.Н.Молокович оспаривает конституционность положений пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющего, в частности, что военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений (абзац второй).

Ссылаясь на пункт 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237), согласно которому военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением, а до проведения всех необходимых расчетов он не может быть исключен из списков личного состава воинской части без его согласия, заявитель утверждает, что жилье следует рассматривать как разновидность довольствия и обеспечения военнослужащего, а потому независимо от срока военной службы и основания увольнения с военной службы его необходимо обеспечить жильем до момента исключения из списков личного состава воинской части и увольнения со службы; при этом жилое помещение должно предоставляться на праве собственности или по договору социального найма, который предусматривает владение, пользование и распоряжение жильем и после увольнения с военной службы.

По мнению И.Н.Молоковича, оспариваемые им законоположения противоречат Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 27 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 и 2), 37 (части 2, 3 и 5) и 55 (часть 3), поскольку не предусматривают возможность обеспечения жильем всех военнослужащих, независимо от срока службы и основания увольнения, и тем самым ставят в неравное положение военнослужащих, увольняемых в связи с истечением срока контракта, и военнослужащих, увольняемых по иным основаниям.

2. Конституция Российской Федерации гарантирует малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставление жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3).

В особую категорию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для которых установлен льготный порядок реализации права на обеспечение бесплатным жильем, выделены военнослужащие и лица, уволенные с военной службы. Порядок приобретения и реализации ими этого права, регулируемый военным и жилищным законодательством, дифференцирован в зависимости от сроков и условий прохождения военной службы.

Введение соответствующей дифференциации в зависимости от оснований увольнения с военной службы не может рассматриваться как дискриминация военнослужащих, увольняемых в связи с истечением срока контракта, по отношению к военнослужащим, уволенным по иным указанным в законе основаниям, таким как достижение предельного возраста пребывания на военной службе, организационно-штатные мероприятия, состояние здоровья. Тем самым законодатель предоставил преимущественное право на получение жилья военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим стаж военной службы 10 лет и более, которые увольняются по обстоятельствам, не зависящим от их воли, чем не исключается возможность для остальных увольняемых получить жилье из государственного и муниципального жилищного фонда после увольнения в установленные законом сроки.

Вытекающее из абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" различие в правах военнослужащих является разумным и объективным, оно не может рассматриваться как дискриминационное и нарушающее конституционные права и свободы гражданина И.Н.Молоковича, в связи с чем его жалоба в этой части не отвечает критерию допустимости, установленному статьей 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Что касается других положений пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которым военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным законодательством (абзац первый); указанным категориям военнослужащих в последний год военной службы по их желанию выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью после увольнения с военной службы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (абзац третий), то, как следует из представленных материалов, названные положения в деле заявителя не применялись и не подлежали применению, а потому в этой части данная жалоба также не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Разрешение же вопроса об устранении противоречий между положениями пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, на наличие которых указывает заявитель, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Молоковича Игоря Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.Данилов

     

Текст документа сверен по:

"Вестник Конституционного Суда
Российской Федерации",
N 3, 2005 год

Номер документа: 449-О
Принявший орган: Конституционный Суд Российской Федерации
Дата принятия: 16 декабря 2004

Поиск в тексте