Действующий


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 11 октября 2000 года N ВКПИ00-33


[Жалоба о признании незаконными пункта 3 и п.6_б постановления Правительства РФ N 1093 от 26 сентября 1994 года удовлетворена, в признании незаконным п.10 постановления Правительства РФ от 26 сентября 1994 года N 1093 "О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей" отказано]

__________________________________________________________________
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 5 декабря 2000 года N КАС00-464 данное решение оставлено без изменения.
___________________________________________________________________


Верховный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего генерал-лейтенанта юстиции Пархомчука Ю.В., при секретаре старшем лейтенанте юстиции Нечаеве С.В., с участием военного прокурора управления Главной военной прокуратуры подполковника юстиции Грибова О.В., представителей председателя Общероссийского политического движения "В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки" Илюхина В.И. - граждан Проходцева О.В. и Даньшина С.В., представителя Правительства РФ подполковника юстиции Ткаченко И. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе председателя указанного выше Общероссийского политического движения о признании незаконным п.10 постановления Правительства РФ от 26 сентября 1994 года N 1093 "О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей", а также дополнения к жалобе представителей заявителя Проходцева О.В. и Даньшина С.В. о признании незаконным пункта 3 и п.6_б названного постановления Правительства РФ,

установил:


Илюхин В.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанными требованиями, поскольку считает, что п.10 названного постановления Правительства, которым оно введено в действие с 1 января 1994 года, противоречит постановлению Верховного Совета РФ от 22 января 1993 года N 4339-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О статусе военнослужащих", которым данный закон введен в действие с 1 января 1993 года.

В дополнениях к жалобе представители заявителя просят признать, что п.3 постановления Правительства РФ противоречит п.4 ст.16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76 от 27 мая 1998 года, поскольку этим пунктом предусмотрено, что военнослужащие и члены их семей во время отпуска обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом за плату, тогда как в приведенном пункте ст.16 нового Закона установлено, что военнослужащие в таких случаях оплачивают 25 процентов, а члены их семей 50 процентов стоимости путевки.

Кроме того, в ст.16 Закона предусматривается, что военнослужащие и члены их семей обеспечиваются, помимо санаторно-курортного и других видов лечения, также отдыхом в пансионатах и детских оздоровительных лагерях, тогда как п.3 названного постановления Правительства РФ это не предусмотрено.

Пункт 6_б постановления Правительства РФ противоречит п.5 ст.16 этого же Закона, которым права и льготы военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2-4 данной статьи, распространены также на военнослужащих при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по перечисленным в Законе основаниям, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

В судебном заседании представители Илюхина В.И., действовавшие по доверенности от 12 августа 1998 года, Проходцев О.В. и Даньшин С.В. поддержали жалобу и пояснили, что они настаивают на признании незаконным п.10 постановления Правительства РФ от 26 сентября 1994 года N 1093 со дня его принятия, поскольку полагают, что несвоевременное введение в действие постановления Правительства РФ грубо нарушило права военнослужащих и членов их семей на получение денежной компенсации к отпуску, установленной Законом "О статусе военнослужащих" 1993 года. Это привело к тому, что указанные лица были лишены права на получение такой компенсации в течение года.

Обосновывая дополнительные требования, представители заявителя ссылались на то, что в постановлении предусмотрено приобретение военнослужащими и членами их семей путевок в санатории, дома отдыха и на туристические базы Министерства обороны РФ за плату, тогда как в Законе "О статусе военнослужащих" 1998 года путевки должны оплачиваться частично - в размере 25 и 50 процентов. Кроме того, в новом Законе расширен круг мест организованного отдыха военнослужащих и членов их семей - пансионатами и детскими оздоровительными лагерями, а предусмотренные п.2-4 ст.16 Закона льготы для военнослужащих и членов их семей расширены на военнослужащих и их семьи при общей продолжительности военной службы военнослужащего 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения. Кроме того, эти льготы распространены также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по указанным в Законе основаниям, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. В связи с приведенными данными, постановление Правительства РФ в указанных его пунктах не соответствует Закону.

Представитель Правительства РФ подполковник юстиции Ткаченко И.В., осуществляющий свои полномочия по поручению Правительства РФ N ВМ-П4-19482 (письмо Аппарата Правительства РФ от 22 июля 2000 года N П4-2104), в порядке передоверия, по доверенности, выданной первым заместителем Министра обороны РФ, N 332 от 25 июля 2000 года, предложил отказать в удовлетворении жалобы Илюхина В.И. и дополнений к ней. При этом он сослался на то, что срок, в течение которого Правительству РФ необходимо было определить порядок выплаты денежной компенсации военнослужащим и их семьям, предусмотренный п.4 ст.16 Закона, определен не был. Названным постановлением военнослужащие права на получение такой компенсации не лишались, и эти свои права они могли защищать вплоть до обращения в судебные инстанции.

Что касается оплаты военнослужащими стоимости путевок, то Правительству РФ в Законе не поручалось определить размер этой оплаты. В реальной действительности, как до принятия Закона "О статусе военнослужащих" 1993 года, так в период его действия и в настоящее время, военнослужащие и члены их семей оплачивают стоимость путевки на льготных условиях: военнослужащие 25%, а члены их семей 50% стоимости.

Такие льготы для военнослужащих были предусмотрены ранее действовавшими в Вооруженных Силах нормативными документами, а в настоящее время они содержатся в приказе Министра обороны РФ N 360 от 20 августа 1999 года "О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах РФ" (с изменениями, внесенными 6 февраля 2000 года).

Кроме того, в 1999 году разработан и направлен для согласования в соответствующие государственные органы проект нового постановления Правительства РФ по обсуждаемым вопросам, в котором финансирование расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, обеспечением санаторно-курортным лечением и отдыхом на льготных условиях военнослужащих и членов их семей, выплатой им компенсации и др. вопросам, приведены в полное соответствие с Законом "О статусе военнослужащих" 1998 года. Однако до настоящего времени постановление еще не принято.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, а также выслушав заключение военного прокурора управления Главной военной прокуратуры подполковника юстиции Грибова О.В., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении жалобы Илюхина В.И. в части признания незаконным п.10 постановления Правительства РФ N 1093 от 26 сентября 1999 года, поскольку предусмотренная Законом норма о выплате военнослужащим денежной компенсации к отпуску постановлением Правительства не отменялась и не устанавливалась отсрочка ее применения, а в части поставленных вопросов в дополнениях к жалобе признать их обоснованными, в том числе, касающихся размеров оплаты стоимости путевок; расширения круга мест отдыха военнослужащих и их семей по льготным путевкам; распространения льгот, предусмотренных п.2-4 ст.16 Закона, на военнослужащих и их семей, при общей продолжительности военной службы военнослужащих 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, а также распространения этих льгот на прапорщиков и мичманов при перечисленных в Законе условиях, поскольку в новом Законе "О статусе военнослужащих" они содержатся, а в рассматриваемом постановлении отсутствуют, - Верховный Суд Российской Федерации находит, что требования Илюхина В.И., изложенные в жалобе, а также в дополнениях к ней, подлежат лишь частичному удовлетворению.

Из исследованного в судебном заседании содержания п.10 постановления видно, что в нем содержится лишь дата введения в действие постановления.

Ни этим, ни другими пунктами постановления не отменено и не отсрочено право военнослужащих и членов их семей на получение денежной компенсации к отпуску, предусмотренной п.4 ст.16 Закона "О статусе военнослужащих" 1993 года.

То обстоятельство, что постановление Правительства РФ введено в действие с 1 января 1994 года, не лишало военнослужащих и членов их семей льготы на получение указанной компенсации в сроки, установленные названным Законом, который вступил в силу с 1 января 1993 года.

В случае нарушения этого права указанных лиц, в соответствии с Законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" N 4866-1 от 27 апреля 1993 года, они вправе были обжаловать неправомерные действия должностных лиц в суд в порядке, установленном этим Законом.

Кроме того, прежний Закон "О статусе военнослужащих" 1993 года задолго до направления в Верховный Суд РФ данной жалобы утратил силу и отменен. Новому Закону "О статусе военнослужащих" 1998 года данное постановление в вопросах выплаты военнослужащим денежной компенсации к отпуску не противоречит. По изложенным основаниям жалоба Илюхина В.И. в этой части удовлетворению не подлежит.

Вместе с тем в дополнениях к жалобе обоснованно подчеркивается, что содержащиеся в п.3 постановления указания о том, что военнослужащие и члены их семей обеспечиваются путевками в санатории, дома отдыха и на туристические базы Министерства обороны за плату, не соответствуют п.4 ст.16 Закона "О статусе военнослужащих" 1998 года, которым установлено, что военнослужащие оплачивают 25 процентов, а члены их семей 50 процентов стоимости путевок. Кроме того, этим пунктом ст.16 Закона расширен круг мест организованного отдыха военнослужащих и членов их семей пансионатами и детскими оздоровительными лагерями.

Наряду с этим п.5 ст.16 Закона предусмотрено, что права и льготы военнослужащим и членам их семей, указанные в пунктах 2-4 этой статьи Закона, в отличие от оспариваемого постановления, распространяются также на офицеров при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

При таких данных суд приходит к выводу, что данная часть требований заявителя является обоснованной и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191, 193-196, 203 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:


Жалобу председателя Общероссийского политического движения "В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки" Илюхина В.И. удовлетворить частично.

Признать, что п.3 постановления Правительства РФ N 1093 от 26 сентября 1994 года противоречит п.4 ст.16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76 ФЗ от 27 мая 1998 года, который предусматривает, что военнослужащие и члены их семей обеспечиваются помимо санаторно-курортного и других видов лечения также отдыхом в пансионатах и детских оздоровительных лагерях. При этом военнослужащие оплачивают 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевок.

Пункт 6_б названного постановления Правительства РФ противоречит п.5 ст.16 этого же Закона, которым права и льготы военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2-4 данной статьи, распространены также на военнослужащих при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от оснований увольнения и членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по состоянию здоровья, достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

Правительству РФ, в соответствии с п.2 ст.29 Федерального закона "О статусе военнослужащих" 1998 года, привести указанные пункты постановления N 1093 от 26 сентября 1994 года в соответствие с Федеральным законом.

В части требований Илюхина В.И. о признании п.10 названного постановления Правительства N 1093 от 26 сентября 1994 года незаконным и недействующим со дня принятия данного постановления - отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий по делу -
судья Верховного Суда
Российской Федерации
генерал-лейтенант юстиции
Ю.В.Пархомчук

     


Текст документа сверен по:
рассылка