Действующий


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 27 сентября 2004 года N ГКПИ04-1157


[Об оставлении без удовлетворения заявления об оспаривании отдельных положений Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 30 июля 2001 года N 224 (абз.2 параграфа 12, абз.4 параграфа 13)]


Верховный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Н.С.Романенкова, при секретаре И.В.Жуковой рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лаврика Юрия Викторовича об оспаривании отдельных положений Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 30 июля 2001 года N 224 (абз.2 параграфа 12, абз.4 параграфа 13),

установил:


Лаврик Ю.В. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением об оспаривании отдельных положений Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 30 июля 2001 года N 224 (абз.2 параграфа 12, абз.4 параграфа 13).

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат действующему российскому законодательству, нормам международного права и нарушают его права и свободы, гарантированные Конституцией РФ.

Заявитель Лаврик Ю.В. извещен о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.

Представители заинтересованных лиц Минюста России Сайкин С.В., Генеральной прокуратуры РФ Савосин В.М. возражали против удовлетворения заявления и пояснили в суде, что оспариваемые положения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений изданы в соответствии с действующим законодательством, в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти и не нарушают права осужденных.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц Минюста России Сайкина С.В., Генеральной прокуратуры РФ Савосина В.М., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ст.251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с действующим законодательством осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях.

Режим в исправительных учреждениях согласно части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ в части 2 статьи 82 предусматривает, что в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 224 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, согласованные с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (в ред. приказов Минюста России от 08.07.2002 N 191, от 23.03.2004 N 68).

Настоящие Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений на основании Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений и тюрем.

Параграф 12 Правил регламентирует порядок переписки осужденных, получения и отправления денежных переводов.

Так, согласно абз.2 § 12 Правил письма опускаются в почтовые ящики или передаются представителю администрации в незапечатанном виде.

Доводы заявителя о том, что данные положения нормативного правового акта нарушают его права на неприкосновенность частной жизни и не соответствуют Конституции Российской Федерации и нормам международного права, являются несостоятельными.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Права и свободы человека и гражданина согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Право человека на уважение его личной и семейной жизни, тайну корреспонденции закреплено также в ряде международно-правовых актов, в частности в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, участником которой является Российская Федерация. Положения настоящей Конвенции не допускают вмешательства государственных органов в осуществление этого права, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, для поддержания порядка и предотвращения преступлений, охраны здоровья или защиты нравственности или защиты прав и свобод других лиц (статья 8 Конвенции).

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 18 декабря 1996 года, определяя условия отбывания наказания в исправительных учреждениях, в статье 91 установил, что получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре со стороны администрации исправительного учреждения.

Федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний (статья 4 УИК РФ).

Как пояснили суду представители заинтересованных лиц Минюста России Сайкин С.В., Генеральной прокуратуры РФ Савосин В.М., во исполнение предписаний закона в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений предусмотрена норма, регламентирующая порядок переписки осужденных, в соответствии с которой письма осужденными опускаются в почтовые ящики или передаются представителю администрации в незапечатанном виде. В абзаце 2 § 12 Правил речь идет о переписке осужденных, когда для обеспечения их безопасности и других граждан путем получения информации о готовящихся или совершенных преступлениях, иных противоправных деяниях корреспонденция данных граждан подвергается цензуре. Вместе с тем, переписка осужденного с судом, прокуратурой, вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы, а также с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, Европейским судом по правам человека цензуре не подлежит и положения абзаца 2 § 12 Правил на данную корреспонденцию не распространяются.

Согласно 13 Правил каждый осужденный может изложить предложение, заявление, ходатайство или жалобу устно либо письменно.

Абзац 4 § 13 Правил определяет, что осужденные вправе подавать предложения, заявления, ходатайства и жалобы только от своего имени.

По объяснениям представителей Минюста России Сайкина С.В., Генеральной прокуратуры РФ Савосина В.М. данная норма Правил не содержит запрета осужденным направлять коллективные обращения.

В статье 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в части 4 статьи 12 среди основных прав осужденных называет право осужденных обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. В статье 15 УИК РФ установлен порядок их рассмотрения. Запрета направлять коллективные обращения уголовно-исполнительное законодательство не содержит.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права осужденных, заявление Лаврика Ю.В. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:


Заявление Лаврика Юрия Викторовича об оспаривании отдельных положений Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 30 июля 2001 года N 224 (абз.2 параграфа 12, абз.4 параграфа 13), - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

 Председательствующий
Судья Верховного Суда
 Российской Федерации
 Н.С.Романенко



Текст документа сверен по:
рассылка