Действующий


Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 февраля 2005 года N 22-Г04-13


[Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими некоторых положений Закона РСО - Алания от 14 мая 2004 года N 17-РЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений в Республике Северная Осетия - Алания" и постановления правительства РСО - Алания от 25 июня 2004 года N 155 "О внесении дополнений в постановление правительства РСО - Алания от 14 апреля 2003 года N 101 "О полномочиях министерства имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю"]

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Манохиной Г.В., судей Меркулова В.П. и Хаменкова В.Б. рассмотрела в судебном заседании от 2 февраля 2005 года дело по кассационному представлению прокурора РСО - Алания на решение Верховного суда РСО - Алания от 28 октября 2004 года, которым в удовлетворении его заявления о признании недействующими некоторых положений Закона РСО - Алания от 14 мая 2004 года N 17-РЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений в Республике Северная Осетия - Алания" и постановления правительства РСО - Алания от 25 июня 2004 года N 155 "О внесении дополнений в постановление правительства РСО - Алания от 14 апреля 2003 года N 101 "О полномочиях министерства имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против представления представителей Парламента РСО - Алания Гагиевой Ф.А. и Баразгова В.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:


Прокурор РСО - Алания обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на противоречие оспоренных им положений подпунктов а) и в) пункта 1 части 2 статьи 3 Закона республики, абзацев 4 и 6 постановления правительства Республики федеральному закону, нарушение ими прав муниципальных образований.

Решением суда от 28 октября 2004 года в удовлетворении заявления прокурору отказано.

В кассационном представлении прокурор республики просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.

Как видно из материалов дела, подпунктами а) и в) пункта 1 части 2 статьи 3 Закона РСО - Алания до разграничения государственной собственности на землю правительству РСО - Алания предоставлено право распоряжения земельными участками, входящими в состав земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения, земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, земель водного фонда.

Аналогичными положениями было дополнено названное выше постановление правительства Республики от 14 апреля 2003 года N 101.

Оспаривая приведенные нормы, прокурор полагал, что в соответствии с федеральным законом право распоряжения указанными в этих нормах земельными участками до разграничения права собственности на землю принадлежит органам местного самоуправления Республики.

Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд обоснованно исходил из того, что в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.

Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Из чего суд сделал правильный вывод о том, что органы местного самоуправления в пределах их полномочий вправе распоряжаться находящимися в государственной собственности землями до разграничения государственной собственности на землю, если законодательством, в том числе законом субъекта Российской Федерации, не предусмотрено иное.

При этом судом учтено, что в оспоренных нормах, нормах федерального закона речь идет о возможности распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися именно в государственной, а не муниципальной собственности.

Как следует из содержания оспоренных норм закона Республики, характеристики земель, право по распоряжению которыми закреплено за правительством Республики, полностью совпадают с установленными статьей 4 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ основаниями их отнесения в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, и не противоречат статье 18 Земельного кодекса РФ о праве собственности субъектов Российской Федерации на землю.

В связи с этим суд обоснованно указал на то, что в соответствии с положениями пункта 2 статьи 10 Земельного кодекса РФ о праве субъекта Российской Федерации распоряжаться находящимися в его собственности земельными участками, РСО - Алания при регулировании земельных отношений могла в отношении права органов местного самоуправления Республики распоряжаться ее землями предусмотреть иное.

При таких обстоятельствах у суда не было оснований считать, что законодатель, правительство РСО - Алания, принимая оспоренные прокурором нормы, нарушили федеральный закон и права органов местного самоуправления в области земельных отношений.

Доводы кассационного представления о том, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2002 года N 576 об утверждении Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, земельные участки предоставляются в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к которым оспариваемые акты не относятся, не свидетельствуют о незаконности принятого судом решения.

Указанные Правила определяют порядок предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам и не устанавливают право распоряжения ими.

Иначе говоря, органы местного самоуправления Республики вправе, если иное не установлено законом Республики, распоряжаться находящимися в ее собственности земельными участками, в том числе предоставлять их гражданам и юридическим лицам в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, что не противоречит федеральному закону.

Прочие доводы представления направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, исследованных судом по правилам статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, и не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:


Решение Верховного суда Республики Северная Осетия - Алания от 28 октября 2004 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора Республики - без удовлетворения.


Текст документа сверен по:
рассылка