Действующий


Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 сентября 2004 года N 53-Г04-38


Действующее избирательное законодательство исчерпывающим образом определяет основания возврата избирательного залога
(Извлечение)



Б. обратился в Красноярский краевой суд с заявлением о признании незаконным решения Избирательной комиссии Красноярского края от 14 января 2004 года о перечислении в доход федерального бюджета избирательного залога, внесенного им как кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Ачинскому одномандатному избирательному округу, и его возврате. Он указал, что, принимая решение, избирательная комиссия ссылалась на факт отмены его регистрации по решению Красноярского краевого суда от 30 ноября 2003 года. Однако заявитель считает, что отмена его регистрации по приведенным в решении суда основаниям в соответствии с действующим законодательством о выборах не может повлечь такого последствия, как перечисление избирательного залога в бюджет.

В дополнительных заявлениях Б. в части возврата избирательного залога свои требования изменил, просил суд обязать Минфин России в лице Управления федерального казначейства по Красноярскому краю возвратить ему избирательный залог, ссылаясь на то, что он внесен им из личных средств, залог перечислен Избирательной комиссией Красноярского края в федеральный бюджет, избирательный фонд Б. в настоящее время закрыт, поэтому залог должен быть возвращен непосредственно заявителю указанными органами.

Решением Красноярского краевого суда от 12 мая 2004 года признано незаконным решение Избирательной комиссии Красноярского края от 14 января 2004 года о перечислении избирательного залога в сумме 900 тыс.рублей, внесенного кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва по Ачинскому одномандатному избирательному округу Б. в доход федерального бюджета; на Минфин России в лице Управления федерального казначейства по Красноярскому краю наложена обязанность возвратить Б. избирательный залог из средств федерального бюджета.

В кассационной жалобе Управления федерального казначейства по Красноярскому краю ставился вопрос об изменении решения суда в части взыскания суммы залога с Управления федерального казначейства и возложении этой обязанности на Избирательную комиссию как распорядителя названных платежей.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ на основании ч. 2 ст.347 ГПК РФ в интересах законности проверила решение суда в полном объеме и в определении от 1 сентября 2004 года пришла к следующим выводам.

Удовлетворяя заявленные требования, краевой суд сослался на то, что регистрация кандидата в депутаты Государственной Думы Б. была отменена в судебном порядке в связи с нарушением им законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, т.е. в соответствии с п.1 ст 64, подп.8 п.6 ст.95 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", что не влечет за собой отказ в регистрации кандидата в силу п.23 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не является основанием для отмены регистрации кандидата по п.5 ст.76 этого же Закона и для перечисления избирательной комиссией избирательного залога в доход федерального бюджета в соответствии с п.13 ст.38 этого же Закона.

Однако краевой суд неправильно истолковал нормы избирательного законодательства.

Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 14 января 2004 года внесенный Б. избирательный залог был перечислен в доход федерального бюджета по основаниям, предусмотренным п.12 ст.68 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и п.13 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В пп.8-11 ст.68 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" установлено следующее:

"8. Перечисленные средства возвращаются избирательной комиссией в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через 20 дней со дня их зачисления на специальный счет в случае:

1) внесения на специальный счет избирательной комиссии кандидатом, политической партией, избирательным блоком в качестве избирательного залога средств в меньшем размере, чем это установлено пунктом 4 настоящей статьи;

2) внесения избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии после истечения срока подачи документов для регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов;

3) внесения избирательного залога из средств избирательного фонда, сформированных с нарушением настоящего Федерального закона.

9. В случаях отзыва политической партией, избирательным блоком кандидата, федерального списка кандидатов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 12 статьи 52 настоящего Федерального закона), изменения в соответствии с пунктом 9 статьи 39 настоящего Федерального закона избирательного округа, в котором выдвинут кандидат, внесенный избирательный залог возвращается избирательной комиссией в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через десять дней со дня подачи в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, окружную избирательную комиссию политической партией, избирательным блоком, кандидатом соответствующего заявления (уведомления).

10. Если регистрация кандидата, федерального списка кандидатов была осуществлена на основании представленных подписей избирателей, избирательный залог, поступивший от этих кандидата, политической партии, избирательного блока, выдвинувших этот федеральный список кандидатов, на специальный счет избирательной комиссии, возвращается в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через десять дней со дня регистрации кандидата, федерального списка кандидатов.

11. Если зарегистрированный кандидат набрал по результатам голосования не менее 5 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по одномандатному избирательному округу, либо был избран, а федеральный список кандидатов набрал по результатам голосования не менее 3 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, или федеральный список кандидатов допущен к распределению депутатских мандатов, избирательный залог, внесенный кандидатом, политической партией, избирательным блоком, возвращается не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования результатов выборов соответствующей избирательной комиссией в избирательный фонд таких кандидата, политической партии, избирательного блока.".

Как видно из материалов дела, оснований для возврата избирательного залога в соответствии с вышеназванными нормами не имелось.

Таким образом, Избирательная комиссия Красноярского края обоснованно применила непосредственно действующие нормы п.12 ст.68 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", которыми предусмотрено, что в случае, если избирательный залог не подлежит возврату в соответствии с пп.8-11 этой статьи, он перечисляется соответствующей избирательной комиссией в доход федерального бюджета не позднее чем через 60 дней со дня голосования.

Других оснований, при которых избирательный залог подлежит возврату в избирательный фонд кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, названный Закон не содержит.

Более того, согласно п.13 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательный залог перечисляется в доход соответствующего бюджета в случае отмены регистрации кандидата, списка кандидатов по основаниям, указанным в п.5 ст.76 Закона.

Нормами подп."д" п.5 ст.76 данного Федерального закона предусмотрена отмена регистрации кандидата в депутаты в случае нарушения п.1 ст.56 Закона, которым запрещено злоупотребление правом на проведение предвыборной агитации.

Решением Красноярского краевого суда от 30 ноября 2003 года установлены нарушения Б. в ходе предвыборной агитации законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, что является злоупотреблением правом на проведение предвыборной агитации.

Следовательно, у избирательной комиссии имелись законные основания для перечисления избирательного залога, внесенного кандидатом в депутаты Б., в доход федерального бюджета.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Красноярского краевого суда отменила, вынесла новое решение, которым в удовлетворении заявления Б. о признании незаконным решения Избирательной комиссии Красноярского края от 14 января 2004 года о перечислении в доход федерального бюджета избирательного залога и его возврате отказала.



Текст документа сверен по:

"Бюллетень Верховного Суда РФ",
N 4, апрель 2005 года