• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 ноября 2005 года N 10163/05


[Суд отменил определение о возвращении заявления о признании недействительным  распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 18.12.2002 N 1512-р "Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия "Якутуголь", так как спор, вытекающий из соглашения между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия), является экономическим спором между названными публично-правовыми образованиями и подлежит рассмотрению в ВАС РФ]



Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.; членов Президиума: Арифулина А.А., Валявиной Е.Ю., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф., рассмотрел заявление Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом о пересмотре в порядке надзора определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2005 N 7640/05.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - Федерального агентства по управлению федеральным имуществом - Зеленский Е.В., Зеликс А.А.;

от Правительства Республики Саха (Якутия) - Аверичева Н.Г., Марченко Н.В., Поздняков В.П., Слепцов Ф.В.

Заслушав и обсудив доклад судьи Сарбаша С.В. и объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Президиум установил следующее.

Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 18.12.2002 N 1512-р "Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия "Якутуголь" (далее - распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 18.12.2002 N 1512-р), о признании недействительной сделки приватизации государственного унитарного предприятия "Якутуголь", осуществленной во исполнение указанного распоряжения, а также о признании недействительным пункта 1 распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 13.07.2004 N 139-РП "Об уменьшении степени участия Республики Саха (Якутия) в управлении открытыми акционерными обществами "Якутуголь", "Сахателеком" и "Горизонт-РТ" (далее - распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 13.07.2004 N 139-РП) в части, касающейся уменьшения участия Республики Саха (Якутия) в управлении ОАО "Якутуголь" на 25 процентов плюс одна акция от уставного капитала.

Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2005 N 7640/05 заявление Российской Федерации возвращено.

Суд первой инстанции исходил из того, что распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 18.12.2002 N 1512-р и распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 13.07.2004 N 139-РП не относятся к числу ненормативных правовых актов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дела об оспаривании которых подсудны Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации. Суд также указал, что спор о признании недействительной сделки приватизации ГУП "Якутуголь" не является экономическим спором между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и подлежит рассмотрению в соответствии с установленной подсудностью. Кроме того, по мнению суда, заявителем пропущен срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о пересмотре в порядке надзора указанного судебного акта, Российская Федерация просит его отменить, ссылаясь на допущенные при его принятии нарушения норм процессуального права.

По мнению заявителя, между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия) наличествует экономический спор, который в силу пункта 3 части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит рассмотрению Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей лиц, участвующих в деле, Президиум считает, что определение от 28.06.2005 N 7640/05 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 5 Соглашения от 28.06.95 N 9 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) о сотрудничестве в области топливно-энергетического комплекса (далее - соглашение от 28.06.95 N 9) предусматривалось создать на базе ГУП "Якутуголь" открытое акционерное общество "Якутуголь" с распределением акций в следующем порядке: 40 процентов - собственность коллектива, 30 процентов - собственность Российской Федерации, 30 процентов - собственность Республики Саха (Якутия).

Правительство Республики Саха (Якутия) 18.12.2002 издало распоряжение N 1512-р о проведении приватизации ГУП "Якутуголь" путем преобразования в ОАО "Якутуголь".

Распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 13.07.2004 N 139-РП предписано уменьшить степень участия Республики Саха (Якутия) в управлении ОАО "Якутуголь" на 25 процентов плюс одна акция от уставного капитала (пункт 1).

Стороной сделки приватизации ГУП "Якутуголь", а следовательно, и ответчиком по спору о признании ее недействительной является созданное в результате осуществления этой сделки ОАО "Якутуголь". Поэтому вывод суда о том, что спор о признании сделки приватизации недействительной не является экономическим спором между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и подлежит рассмотрению в соответствии с установленной подсудностью, является обоснованным (пункт 1 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Однако судом не учтено следующее.

В основе указанных ненормативных актов органов государственной власти Республики Саха (Якутия) лежит заключенное Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) соглашение от 28.06.95 N 9, определяющее условия приватизации ГУП "Якутуголь" и степень участия сторон соглашения в созданном на его базе акционерном обществе.

Спор, вытекающий из соглашения между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия), является экономическим спором между названными публично-правовыми образованиями.

Соглашение от 28.06.95 N 9 было нарушено ненормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти Республики Саха (Якутия).

Следовательно, данный спор в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит рассмотрению Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в качестве суда первой инстанции.

Пропуск заявителем срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не мог служить основанием для возврата заявления.

При таких обстоятельствах оспариваемый судебный акт согласно пунктам 1 и 3 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене, как препятствующий формированию единообразной практики арбитражных судов в толковании и применении норм права и нарушающий публичные интересы.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:


Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2005 N 7640/05 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Председательствующий
А.А.Иванов

     
     
     
Текст документа сверен по:

Вестник Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации,
N 5, 2006 год

     

Номер документа: 10163/05
Принявший орган: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
Дата принятия: 22 ноября 2005

Поиск в тексте