Действующий


Верховный Суд Российской Федерации
ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ

РЕШЕНИЕ

от 3 августа 2005 года N 05-75

     

Требование признать частично недействующими Программу "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы и Правила погашения и выпуска государственных жилищных сертификатов оставлено без удовлетворения



Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими указания в разд.2 подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее по тексту - подпрограмма), утвержденной постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2003 года N 700 "О подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" о том, что "субсидии предоставляются в первую очередь гражданам - участникам подпрограммы, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых военных городков", и п.7 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" (далее по тексту - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 года N 522 "О некоторых вопросах по реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", в соответствии с которым "в первую очередь сертификаты предоставляются гражданам, указанным в пункте 4 настоящих правил, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и признанным в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий".

Г. утверждал, что указанные нормативные акты Правительства РФ в оспариваемой части противоречат Федеральному закону от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и лишают его права на получение государственного жилищного сертификата (далее по тексту - ГЖС) в порядке общей очереди исходя из времени принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кроме того, Г. полагал, что положения о первоочередном предоставлении сертификатов и субсидий участникам подпрограммы противоречат подп."а" и "б" п.7 постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (в редакции постановления Правительства РФ от 8 августа 2003 года N 475), в силу которых отсутствие жилой площади, равно как и наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не являются основаниями для первоочередного получения жилого помещения. Тем более что, в соответствии с пп.28 и 29 названного постановления жилье и жилищные сертификаты предоставляется гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, состоящим на учете, в порядке общей очереди.

По мнению заявителя, указанные положения оспариваемых нормативных актов также вступают в противоречие с требованиями последующих разделов самих Правил, которые не содержат в себе указаний о порядке включения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и изъявивших желание участвовать в подпрограмме ГЖС, в списки первой, второй и последующих очередей, а предусматривают единый список получателей жилищных сертификатов в планируемом году.

В заключение заявитель сослался на п.1 ст.4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", которым предусмотрено, что впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и этому Федеральному закону.

Поскольку положения Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривают предоставления жилых помещений в первоочередном порядке, заявитель полагает, что оспариваемые им нормативные акты о первоочередном предоставлении субсидий и сертификатов участникам программы противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и применению не подлежат.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации нашла заявление Г. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.3 ст.40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение путем получения ГЖС.

В частности, в соответствии с п.2 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

Кроме того, в соответствии с п.14 ст.15 названного Закона обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

Таким образом, при реализации ГЖС гражданами, уволенными с военной службы и вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях до 1 января 2005 года, а также военнослужащими - гражданами, подлежащими увольнению по указанным основаниям, выделение безвозмездной субсидии производится за счет федерального бюджета.

В соответствии со ст.ст.114 и 115 Конституции Российской Федерации Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Согласно ст.ст.13, 15 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ правомочно формировать федеральные целевые программы и обеспечивать их реализацию, разрабатывать и представлять Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивать его исполнение. Кроме того, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

С этой целью, а также для обеспечения жильем семей военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, иных категорий лиц, а также граждан, уволенных с военной службы, Правительством РФ утверждены подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящая'в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" (постановление Правительства РФ от 20 ноября 2003 года N 700) и Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (постановление Правительства РФ от 7 октября 2004 года N 522).

Таким образом, Правительство Российской Федерации, принимая соответствующие постановления, действовало в пределах своих полномочий, а указание в них о первоочередном предоставлении субсидий и сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых военных городков, Конституции РФ и Федеральному закону "О статусе военнослужащих" не противоречит.

Действительно, в соответствии с положениями ст. 33 ЖК РСФСР, действовавшего ранее, и в силу ч.1 ст.57 ЖК РФ предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Однако это не свидетельствует о том, что положения оспариваемых нормативных актов о первоочередном предоставлении субсидий и жилищных сертификатов участникам подпрограммы противоречат действующему законодательству и применению не подлежат.

Исключительный перечень отношений, регулируемых жилищным законодательством, установлен ст.4 ЖК РФ. К таким отношениям обеспечение военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, ГЖС не относится.

Не предусматривал правовых оснований для обеспечения граждан жильем посредством жилищных сертификатов и ЖК РСФСР.

Кроме того, из содержания оспариваемых нормативных актов (постановление Правительства РФ от 20 ноября 2003 года N 700 и постановление Правительства РФ от 7 октября 2004 года N 522) следует, что подпрограмма и Правила входят в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и регулируют особый вид правоотношений между государством и военнослужащими-гражданами, связанных не с предоставлением жилья в натуре, как это предусмотрено жилищным законодательством, а с финансовым обеспечением реализации права указанной категории граждан на жилище.

Таким образом, закрепив за гражданами - участниками подпрограммы, а также гражданами, подлежащими переселению из закрытых военных городков, право на первоочередное получение субсидий и жилищных сертификатов, Правительство РФ не лишило остальные категории граждан - участников подпрограммы права на получение субсидий и сертификатов, а лишь упорядочило их выдачу.

Следует иметь в виду, что в соответствии с положениями подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", участие в подпрограмме является добровольным. Органы исполнительной власти, осуществляющие выдачу сертификатов, обязаны проинформировать граждан, принимающих решение об участии в подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные граждане - дать письменное согласие на участие в ней на этих условиях.

Поэтому, изъявив желание участвовать в подпрограмме и улучшить свои жилищные условия путем приобретения жилья с помощью жилищного сертификата, гражданин соглашается со всеми ее условиями.

Что касается постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (в редакции постановления Правительства РФ от 8 августа 2003 года N 475), на которое ссылается заявитель, то оно в данном случае не препятствовало Правительству РФ в рамках имеющихся у него полномочий и с целью реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы внести изменения в очередность выделения субсидий и предоставления жилищных сертификатов определенным категориям граждан - участников подпрограммы, не имеющим жилья вовсе либо подлежащим переселению из закрытых военных городков.

Отсутствие в оспариваемых нормативных актах подробной регламентации порядка составления списка первоочередников граждан - участников подпрограммы не может служить основанием для признания данных актов противоречащими федеральному закону или другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу. Из смысла пп.15 и 17 Правил следует, что при реализации подпрограммы учитываются интересы как лиц, не имеющих жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации и подлежащих переселению из закрытых военных городков, так и других категорий граждан - участников подпрограммы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.


Текст документа сверен по:

"Право в Вооруженных Силах",

N 1, 2006 год