Действующий


ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 марта 2006 года N 11696/05


[Суд удовлетворил заявление о признании незаконными решения УФАС и выданного на его основании предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, так как взимание заявителем установленной в договорах с заказчиками платы за технологическое присоединение, возможность получения которой предусмотрена Законом "Об электроэнергетике", не может рассматриваться как нарушение им требований антимонопольного законодательства, поскольку размер такой платы в указанный период не был определен федеральным органом исполнительной власти]



Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - Валявиной Е.Ю.; членов Президиума: Витрянского В.В., Горячевой Ю.Ю., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Першутова А.Г., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Кировэнерго" о пересмотре в порядке надзора постановления суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Кировской области от 12.05.2005 по делу N А28-12932/04-618/13 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.07.2005 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от открытого акционерного общества "Кировэнерго" - Акимов Л.Ю., Мирошниченко О.С., Подольская Л.А., Топоров Д.В.;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области - Мишаков О.Г., Никонова М.Л., Созинова А.И.

Заслушав и обсудив доклад судьи Юхнея М.Ф., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Открытое акционерное общество "Кировэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - антимонопольный орган) от 07.09.2004 N 08/02-04 и выданного на его основании предписания от 07.09.2004 N 08/02-04 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Решением суда первой инстанции от 18.01.2005 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.05.2005 решение отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 07.07.2005 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

В заявлении о пересмотре в порядке надзора названных постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, и выступлениях присутствующих в заседании представителей сторон, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Как установлено судами, в договорах, заключаемых обществом с заказчиками, сторонами самостоятельно определялся размер оплаты работ по технологическому присоединению к сетям общества.

Сочтя действия общества по взиманию такой платы незаконными, в антимонопольный орган обратились с заявлениями дать оценку их правомерности Департамент строительства при правительстве Кировской области, Управление торговли и потребительских услуг при правительстве Кировской области, Кировский облпотребсоюз и с заявлением о пресечении таких действий - Региональная энергетическая комиссия Кировской области.

По данным заявлениям в отношении общества 31.08.2004 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которого антимонопольный орган вынес решение N 08/02-04 о нарушении обществом п.1 ст.5 Закона РСФСР от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В решении указано, что нарушение состоит во взимании обществом упомянутой платы в размере, не установленном федеральным органом исполнительной власти.

На основании данного решения антимонопольный орган вынес предписание от 07.09.2004 N 08/02-04, которым обязал общество прекратить взимать плату за технологическое присоединение к электрическим сетям в размере, не установленном федеральным органом исполнительной власти, а также в срок до 15.10.2004 перечислить в федеральный бюджет доход от монополистической деятельности в размере 1255113 руб. 36 коп., состоящий из денежных средств, полученных обществом в качестве платы за технологическое присоединение с 01.06.2004 по 20.08.2004.

Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из того, что при взимании платы за осуществление технологического присоединения заказчиков к своим сетям обществом допущено нарушение антимонопольного законодательства.

Между тем судами не учтено следующее.

В соответствии с п.1 ст.26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон) юридические и физические лица имеют право на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям при наличии технической возможности для этого и соблюдении ими установленных правил такого присоединения. Отказ в технологическом присоединении при выполнении такими лицами указанных условий не допускается. Согласно тому же пункту Закона за технологическое присоединение к электрическим сетям плата взимается однократно, и ее размер устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Положением "О Федеральной службе по тарифам", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 (далее - Положение), в качестве такого федерального органа исполнительной власти определена Федеральная служба по тарифам.

П.5.3.1.3 указанного положения Федеральная служба по тарифам на основании и в порядке, установленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации уполномочена утверждать плату за технологическое присоединение к электрическим сетям.

В соответствии с п.2 ст.23 Закона регулирование платы за технологическое присоединение осуществляется в порядке, определяемом основами ценообразования в сфере регулируемых цен. В силу п.71 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам по согласованию с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Такие указания утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 15.02.2005 N 22-э/5. До их утверждения порядок определения размера платы за технологическое присоединение не был установлен, в связи с чем размер платы предусматривался сторонами в договорах на осуществление технологического присоединения.

Действие вышеназванных положений п.1 ст.26 Закона, касающихся недопустимости отказа в осуществлении технологического присоединения, не поставлено в зависимость от того, установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти размеры платы за такое присоединение или нет. Поэтому до принятия нормативных актов, устанавливающих размер платы, общество обязано было осуществлять технологическое присоединение и могло взимать за него плату в соответствии с договорами, заключаемыми между обществом и заказчиками.

Кроме того, спор между заказчиком и обществом, возникший при определении условий договора, который подлежит заключению в обязательном порядке, мог быть передан для разрешения в суд. В силу ст.446 Гражданского кодекса Российской Федерации условия, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

При данных обстоятельствах взимание обществом установленной в договорах с заказчиками платы за технологическое присоединение, возможность получения которой предусмотрена Законом, не может рассматриваться как нарушение им требований антимонопольного законодательства, поскольку размер такой платы в указанный период не был определен федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании п.1 ст.304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм материального права.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.303, п.5 ч.1 ст.305, ст.306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:


Постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Кировской области от 12.05.2005 по делу N А28-12932/04-618/13 и постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.07.2005 по тому же делу отменить.

Решение Арбитражного суда Кировской области от 18.01.2005 по данному делу оставить без изменения.

Председательствующий
Е.Ю.Валявина




Текст документа сверен по:

Вестник Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации,
N 7, июль, 2006 год