Действующий


Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 декабря 2006 года N 51-Г06-30


[Об удовлетворении заявления о признании недействующим частично Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, финансируемых из краевого и местных бюджетов, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 17 ноября 2005 года N 668]

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - В.А.Емышевой, судей - Г.В.Макарова, В.Н.Соловьева рассмотрела в судебном заседании от 6 декабря 2006 года дело по заявлению прокурора Алтайского края в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации о признании недействующим в части Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, финансируемых из краевого и местных бюджетов, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 17 ноября 2005 года N 668, по кассационным жалобам администрации Алтайского края, комитета по финансам, налоговой и кредитной политики администрации Алтайского края, ГУ Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне администрации Алтайского края на решение Алтайского краевого суда от 19 сентября 2006 года, которым заявление прокурора Алтайского краевого суда удовлетворено: признаны недействующими абзац 1 пункта 14 в части слов "из расчета не более 370 киловатт в год (30,83 квт в месяц на жилое помещение)", пункт 15 в части слов "а также объемов потребленного твердого топлива в домах площадью до 33 кв.м включительно - 2,5 тонны угля и 2 куб. метра дров. На каждый дополнительный квадратный метр площади жилья сверх 33 кв.метров объем потребления твердого топлива увеличивается на 40 килограммов угля, но не более 4 тонн угля в целом на домовладение" Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, финансируемых из краевого и местных бюджетов, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 17 ноября 2005 года с момента вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В.Макарова, объяснения представителя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края Буторина Д.В., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей необходимым уточнить резолютивную часть решения указанием о работающих педагогических работников, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Постановлением Администрации Алтайского края от 17 ноября 2005 года N 668 утверждено вышеназванное Положение, определяющее порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, финансируемых из краевого и местных бюджетов, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Алтайского края (п.1). Согласно п.2 Положения меры социальной поддержки педагогическим работникам, включая вышедших на пенсию, а также совместно проживающим с ними членам семей предоставляются в виде освобождения от исчисленной в установленном порядке оплаты за жилое помещение, отопление и освещение, а также получения в отдельных случаях денежной компенсации расходов, связанных с приобретением твердого топлива педагогическими работниками, проживающими в домах, не имеющих центрального отопления.

В соответствии с п.14 данного Положения возмещение расходов, связанных с освещением жилого помещения, осуществляется из расчета не более 370 киловатт в год (30,83 квт в месяц на жилое помещение) по установленным тарифам.

В случае, если два и более педагогических работника - члена одной семьи имеют право на меры социальной поддержки по оплате освещения, возмещение расходов производится одному из них на домовладение.

В соответствии с п.15 возмещение расходов, связанных с приобретением твердого топлива (уголь, дрова) гражданами, проживающими в домах, не имеющих центрального отопления, осуществляется исходя из розничной цены на твердое топливо, установленной топливоснабжающей организацией, реализующей твердое топливо, а также объемов потребления твердого топлива в домах площадью до 33 кв.м включительно - 2,5 тонны угля и 2 куб. метра дров. На каждый дополнительный квадратный метр площади жилья сверх 33 кв.метров объем потребления твердого топлива увеличивается на 40 килограммов угля, но не более 4 тонн угля в целом на домовладение.

Прокурор Алтайского края обратился в суд с заявлением, в котором просил признать противоречащими закону и недействующими абзац 1 пункта 14 в части слов "из расчета не более 370 киловатт в год (30,83 квт в месяц на жилое помещение)", пункт 15 в части слов "а также объемов потребленного твердого топлива в домах площадью до 33 кв.м включительно - 2,5 тонны угля и 2 куб. метра дров. На каждый дополнительный квадратный метр площади жилья сверх 33 кв.метров объем потребления твердого топлива увеличивается на 40 килограммов угля, но не более 4 тонн угля в целом на домовладение", ссылаясь на то, что оспариваемые нормы противоречат федеральному законодательству, поскольку ограничивают социальные права педагогических работников, установленных ст.55 Закона РФ "Об образовании".

По делу постановлено указанное выше решение.

В кассационных жалобах администрации Алтайского края, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политики администрации Алтайского края, ГУ Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне администрации Алтайского края ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения судом норм материального и процессуального права и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требования прокурора.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Согласно п.п."е, к" ст.72 и п.п.2, 5 ст.76 Конституции РФ общие вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству.

Пунктом 5 ст.55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции от 21.07.2005 N 100-ФЗ предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.8 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса РФ" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного Кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами.

При этом ст.59 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что для перечисленных категорий работников льготы по обеспечению бесплатного освещения и отопления предоставляются без каких-либо ограничений и норм. По нормам может предоставляться только жилое помещение.

Согласно ст.55 Закона Российской Федерации "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, при этом, размер общей площади жилья на федеральном уровне не ограничен, в связи с чем, данная категория граждан освобождена от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления.

Проанализировав нормы федерального законодательства и оспариваемые прокурором Алтайского края нормы Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, финансируемых из краевого и местных бюджетов, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), Алтайский краевой суд пришел к правильному выводу о противоречии оспариваемых норм требованиям федерального закона.

В силу ст.253 ГПК Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При отмеченных выше требованиях законодательства суд первой инстанции обоснованно признал заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Доводы кассационных жалоб о том, что вопрос предоставления льгот педагогическим работникам является полномочием субъектов Российской Федерации, не могут быть признаны состоятельными.

Согласно федеральному законодательству размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что наделение законом субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан направлено на формирование механизма межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот данной категории населения.

Наряду с этим, нельзя согласиться с решением суда в части того, что п.2 оспариваемого Положения установлены меры социальной поддержки педагогическим работникам, включая вышедших на пенсию. По смыслу абз.3 п.5 ст.55 ФЗ "Об образовании", право на получение перечисленных льгот предоставлено только работающим педагогам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Алтайского краевого суда от 19 сентября 2006 года дополнить указанием, что оно касается работающих педагогических работников. Кассационные жалобы Администрации Алтайского края и Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края оставить без изменения.

Председательствующий
В.А.Емышева

Судьи
Г.В.Макаров
В.Н.Соловьев




Текст документа сверен по:

рассылка