Действующий

     
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

     
от 12 сентября 2006 года N ГКПИ06-934


[В удовлетворении заявления о признании незаконным решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи по п.1 ст.2.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации"  отказано, т.к. решение принято ККС в соответствии с п.1 ст.23 Федерального закона N 30-ФЗ от 14.03.2002 "Об органах судейского сообщества в РФ" квалифицированным большинством членов ККС, принимавших участие в заседании]

__________________________________________________________________________________

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 декабря 2006 года N КАС06-451 данное решение оставлено без изменения.

__________________________________________________________________________________


Верховный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А., при секретаре - Якиной К.А., с участием прокурора  - В-вой Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В-на В. о признании незаконным решения квалификационной коллегии судей Ленинградской области от 30 марта 2006 года,

установила:

В-н В. Указом Президента Российской Федерации от 01.12.95 N 1209 назначен судьей Сургутского городского суда сроком на три года, Указом Президента Российской Федерации N 1460 от 02.12.98 назначен бессрочно.

Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 1407 В-н В. назначен судьей Гатчинского городского суда Ленинградской области. Решением квалификационной коллегии судей Ленинградской области от 28 февраля 2002 года ему присвоен третий квалификационный класс судьи.

5 декабря 2005 года председатель Ленинградского областного суда обратился в квалификационную коллегию судей Ленинградской области с представлением о привлечении судьи В-на В. к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий за грубое нарушение норм процессуального и материального права при рассмотрении уголовных дел по обвинению З-ва А. и Т-ва А., по обвинению С-на С., по обвинению Л-ва В.

Решением квалификационной коллегии судей Ленинградской области от 30 марта 2006 года на основании представления председателя Ленинградского областного суда полномочия судьи В-на В. прекращены досрочно по п.1 ст.2.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" с 30 марта 2006 года с лишением его третьего квалификационного класса судьи.

В-н В. обратился в Ленинградский областной суд с заявлением о признании незаконным указанного решения квалификационной коллегии судей по тем основаниям, что ни в представлении председателя Ленинградского областного суда, ни в оспариваемом решении квалификационной коллегии не приведено ни одного факта нарушения им норм Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" или положений Кодекса судейской этики. Следовательно, дисциплинарное взыскание наложено на него незаконно. При рассмотрении уголовных дел он не допускал нарушений процессуального законодательства, приговоры по данным уголовным делам вступили в законную силу, обжалованы и опротестованы не были, ККС нарушен срок рассмотрения материала.

Определением Ленинградского областного суда от 30 мая 2006 года  дело передано по подсудности в Верховный Суд Российской Федерации.

В судебном заседании В-н В. поддержал свои требования.

Представитель квалификационной коллегии судей Ленинградской области П-ва С. возражала против удовлетворения заявления В-на В., ссылаясь на то, что у квалификационной коллегии имелись основания для досрочного прекращения полномочий судьи В-на В., который допустил грубые нарушения закона, не совместимые с высоким статусом судьи.

Выслушав заявителя, представителя квалификационной коллегии судей Ленинградской области, изучив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В-вой Е., полагавшей отказать в удовлетворении заявления, суд находит заявление В-на В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст.12-1 Закона Российской Федерации N 3132-1 от 26.06.92 "О статусе судей в Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм данного Закона, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи.

Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 названного Закона судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы. При исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 года, обязывает судью в своей профессиональной деятельности и вне службы соблюдать Конституцию Российской Федерации, руководствоваться Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и другими нормативно-правовыми актами, правилами поведения, установленными данным Кодексом, общепринятыми нормами морали, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда. Судья при исполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия должен исходить из того, что защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти. Судья должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности и принимать все необходимые меры для своевременного рассмотрения дел и материалов (ст.ст.1,4).

Как установлено судом, в период своей работы в должности судьи Гатчинского городского суда В-н В. допустил нарушения закона при осуществлении правосудия по конкретным делам, выразившиеся в нарушении норм уголовного и уголовно-процессуального закона, ущемлении прав и законных интересов граждан, что обоснованно расценено квалификационной коллегией судей дисциплинарным проступком, наносящим ущерб интересам правосудия, умаляющим авторитет судебной власти, позорящим честь и достоинство судьи и несовместимым по своему характеру с высоким званием судьи.

Из материалов дела усматривается, что в апреле 2002 года судье В-ну В. было передано для рассмотрения уголовное дело по обвинению З-ва А. и Т-ва А. в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст.131 ч.2 п."б" и 132 ч.2 п."б" УК РФ. На следствии Т-ву А. была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде, З-ву А. - в виде заключения под стражу.

В 2002 году срок содержания З-ва А. под стражей судом неоднократно продлевался, а дело рассматривалось по существу лишь 28 мая 2002 года.

Постановлением от 9 декабря 2002 года мера пресечения в виде заключения под стражу была изменена З-ву А. на залог в размере 12 тысяч рублей. При этом изменение меры пресечения суд мотивировал тем, что З-в А. хотя и обвиняется в совершении тяжких преступлений, однако имеет постоянное место жительства, семью, по делу не имеется достаточных оснований полагать, что он может каким-то образом помешать судебному разбирательству.

Принимая решение об изменении меры пресечения с заключения под стражу на залог, судья не привел оснований для избрания иной меры пресечения, предусмотренных ст.97 УПК РФ, а также не указал, какие обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения, тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и др. (ст.99 УПК РФ) изменились.

При этом судом не принято во внимание, что З-в А. обвиняется в совершении тяжких преступлений, ранее судим 13 октября 1992 года по ст.ст.15 и 102 пп. "а, з"; 146 ч.2 п.п."а, в"; 144 ч.3 УК РСФСР к 13 годам лишения свободы и освобожден 5 февраля 2001 года условно - досрочно на 2 года 1 месяц 2 дня. Кроме того, в нарушение требований ст.ст.107, 255, 256, 259 УПК РФ в деле отсутствует протокол судебного заседания и постановление от 9 декабря 2002 года, сведения о внесении залога.

После освобождения З-ва А. из-под стражи дело рассматривалось по существу 10 июля 2003 года, а затем было отложено в связи с назначением судебно-психологической экспертизы.

3 ноября 2003 года судья В-н В. был уведомлен о том, что З-в А. не явился в отделение судебно-психологической экспертизы и постановление не исполнено; не явился З-в А. и в судебное заседание 10 ноября 2003 года, в связи с чем производство по делу было приостановлено, объявлен его розыск, мерой пресечения ему избрано заключение под стражу.

После задержания З-ва А. в январе 2004 года и выполнения назначенных судом экспертиз дело было назначено к слушанию на 29 июля 2004 года.

Постановлением от 2 июля 2004 года срок содержания З-ва А. под стражей был продлен до 4 октября 2004 года. В качестве мотива в постанановлении указано, что З-в А. обвиняется в совершении тяжких преступлений, изменил место жительства и не уведомил об этом суд; находясь на свободе может скрыться от суда.

Постановлением от 30 июля 2004 года удовлетворено ходатайство защиты и подсудимому З-ву А. вновь изменена мера пресечения с заключения под стражу на подписку о невыезде по тем основаниям, что фактические и юридические основания, по которым З-в А. был взят под стражу в настоящее время изменились, и необходимость в дальнейшем содержании его под стражей отпала. При этом в постановлении суда не дана оценка ни тяжести предъявленных обвинений, ни данным о его прежней судимости, ни заключению судебно-психологической экспертизы о том, что З-в А. склонен к агрессии и жестокости.

Данное постановление было обжаловано представителем потерпевшей, но кассационная жалоба была необоснованно возвращена со ссылкой на ч.5 ст.355 УПК РФ.

Рассмотрение дела было отложено на 12 октября 2004 года, а затем на 25 октября 2004 года; 25, 29 октября 2004 года слушалось и было отложено на 6 декабря 2004 года.

В судебное заседание 6 декабря 2004 года З-в А. не явился, представив справку о нахождении в госпитале на лечении, в связи с чем дело было отложено на 10 декабря 2004 года.

Поскольку сведения о болезни З-ва А. оказались недостоверными, производство по делу было приостановлено, объявлен его розыск и мерой пресечения избрано заключение под стражу.

Приговором Гатчинского городского суда от 30 марта 2006 года З-в А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст.15 и 102 п.п."а", "з", ст.146 ч.2 п.п."а, б, в", ст.144 ч.3 УК РФ, Т-в А. по ст.131 ч.1 УК РФ. Определением судебной коллегии по уголовным делам Ленинградского областного суда от 21 июня 2006 года приговор отменен в связи с тем, что в нарушение ст.259 УПК РФ протокол судебного заседания не подписан председательствующим и дело передано на новое рассмотрение.

Указанные обстоятельства подтверждаются копиями постановлений суда по делу по обвинению З-ва А. и Т-ва А. от 05.11.2002, от 06.11.2002, 09.12.2002, 10.11.2003, 02.07.2004, 30.07.2004, 10.12.2004 (л.д.145-151), другими доказательствами, исследованными в судебном заседании и приобщенными к делу и по существу не отрицаются заявителем.

Таким образом, указанное уголовное дело длительное время находилось в производстве суда, в том числе более полутора лет находилось без движения в результате необоснованного изменения меры пресечения подсудимому, что привело к нарушению законных права потерпевшей и подсудимого Т-ва С. на осуществление справедливого, в разумные сроки, правосудия.

Преднамеренное грубое нарушение судьей процессуального закона, повлекшее волокиту при рассмотрении уголовного дела и существенно ущемляющее права и законные интересы граждан, ККС правильно расценено с учетом конкретных обстоятельств как совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи и умаляющего авторитет судебной власти.

Кроме того, грубые нарушения материального и процессуального закона допущены судьей В-ным и по другим уголовным делам.

Так, приговором Гатчинского городского суда от 4 апреля 2003 года Л-в В. был осужден по ст.264 ч.3 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13 июня 1996 года) с применением ст.64 УК РФ к одному году лишения свободы с лишением права управления транспортными средствами на 3 года.

Л-в В. признан виновным в нарушении требований пунктов 10.1, 9.10, 9.7 ПДД, заключавшемся в том, что он, управляя автомобилем, в условиях светлого времени и на сухом дорожном покрытии следовал со скоростью 70 км/час, неправильно выбрал дистанцию до попутной автомашины и выехал на встречную полосу движения, где совершил лобовое столкновение с легковой автомашиной. В результате столкновения двое потерпевших погибли, а одному потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью (л.д.152-153).

Отбыв часть наказания с 4 апреля по 19 декабря 2003 года, Л-в постановлением Волосовского районного суда от 19 декабря 2003 года условно -досрочно освобожден от наказания в виде лишения свободы на 3 месяца 14 дней (л.д.154).

Постановлением Гатчинского городского суда (под председательством судьи В-на В.) от 29 марта 2005 года Л-в В. был освобожден от отбывания дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами (л.д.155).

Квалификационная коллегия судей Ленинградской области пришла к обоснованному выводу о том, что указанный материал об условно-досрочном освобождении от дополнительного наказания принят и рассмотрен судьей В-ным В. с нарушением требований УПК РФ. Так, постановление от 29.03.2005 в нарушение ч.1 ст.79 УК РФ, 175 УИК РФ не содержит оснований принятого решения, а лишь указание о том, что суд считает возможным удовлетворять ходатайство. Имеющиеся в деле справка об отсутствии у Л-ва административных взысканий и характеристика с места работы заверены не надлежащим образом. В деле имеются данные о частичном возмещении осужденным одному из потерпевших причиненного морального вреда в размере 5 тыс.руб. из 150 тыс.руб., взысканных по приговору. Изложенное подтверждается справкой по итогам проверки работы судьи В-на В., проведенной 21-22 ноября 2005 года (л.д.128-134).

Вместе с тем нельзя признать правильным суждение квалификационной коллегии судей о том, что условно-досрочное освобождение от отбывания дополнительного наказания могло быть применено к Л-ву только после фактического отбытия им не менее половины срока дополнительного наказания, поскольку совершенное Л-вым преступление относится к преступлениям средней тяжести и в этом случае в силу пп."а" ч.3 ст.79 УК РФ условно-досрочное освобождение может быть применено после отбытия не менее одной трети срока наказания, что и имело место в данном случае.

Однако данное обстоятельство не влияет на правильность решения ККС.

Кроме этого, при рассмотрении уголовных дел судьей В-ным В. не выполнялись требования Уголовно-процессуального кодекса РФ о необходимости при постановлении приговора решить вопрос об удовлетворении или об отказе в удовлетворении гражданского иска (ст.299 ч.1 п.10, ст.305 ч.1 п.5, ст.309 УПК РФ).

Так, по уголовному делу 1-393/2003 года по обвинению С-на С., установив факт управления им автомобилем, принадлежащим ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и совершения преступления, предусмотренного ст.264 ч.2 УК РФ, суд обосновал необходимость отложения рассмотрения вопроса о возмещении ущерба тем, что С-н управлял транспортным средством, принадлежащим юридическому лицу, находился с ним в трудовых отношениях, в связи с чем невозможно установить надлежащего ответчика (л.д.156-159). Аналогичные нарушения допущены по делу по обвинению Л-ва В. по ст.264 ч.2 УК РФ (л.д.152).

Изложенное также подтверждается справкой по итогам проверки работы судьи В-на В., проведенной 21-22 ноября 2005 года (л.д.128-134).

Ссылки заявителя на ч.2 ст.309 УПК РФ в данном случае нельзя признать обоснованными, поскольку согласно этой норме закона суд может признать за гражданским истцом право на удовлетворение гражданского иска и передать вопрос о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства только при необходимости произвести дополнительные расчеты, связанные с гражданским иском, требующие отложения судебного разбирательства.

Несостоятелен также довод заявителя о том, что приговоры по данным уголовным делам вступили в законную силу, обжалованы и опротестованы не были, поскольку это обстоятельство не освобождает судью от ответственности за допущенные при рассмотрении дела нарушения материального или процессуального закона.

Исследовав и оценив изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанные факты давали квалификационной коллегии судей основания для принятия решения о привлечении В-на В. к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий.

Порядок рассмотрения материала о привлечении к дисциплинарной ответственности квалификационной коллегией соблюден.

Судом установлено, что материал о дисциплинарной ответственности судьи В-на В. 30.03.2006 рассмотрен квалификационной коллегией судей Ленинградской области, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи, в правомочном составе. Решение принято ККС в соответствии с п.1 ст.23 Федерального закона N 30-ФЗ от 14.03.2002 "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" квалифицированным большинством членов ККС, принимавших участие в заседании.

Доводы заявителя о том, что квалификационная коллегия не приняла во внимание всех характеризующих его данных, необоснованны, поскольку из материала квалификационной коллегии усматривается, что в распоряжении ККС были данные о его работе в Гатчинском городском суде за период с 2002 года по 2004 год, справка о результатах проверки Гатчинского городского суда, справка по итогам проверки работы судьи В-на В. Таким образом требования п.2 ст.11 Кодекса судейской этики квалификационной коллегией соблюдены.

То обстоятельство, что решение принято за пределами месячного срока установленного ст.25 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" на правильность решения квалификационной коллегии не влияет. Кроме того, из материала квалификационной коллегии видно, что заседание ККС не назначалось по просьбе В-на В., находившегося в очередном отпуске с 11.01.2006 по 04.03.2006.

С учетом изложенного, суд считает, что решение Квалификационной коллегии судей Ленинградской области о досрочном прекращении полномочий судьи В-на В. является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст.194-199, ст.258 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

В-ну В. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий




Текст документа сверен по:

рассылка