• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 июля 2007 года N 525-О-О


Об отказе в удовлетворении ходатайства гражданина Хапугина Сергея Игоревича об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2004 года N 16-П



Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева, рассмотрев по требованию гражданина С.И.Хапугина вопрос о возможности рассмотрения его ходатайства в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своем ходатайстве в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.И.Хапугин просит дать официальное разъяснение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2004 года N 16-П по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан", части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан", пункта 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан "Об образовании" и пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" по вопросам, касающимся реализации законоположений об изучении татарского языка в образовательных учреждениях Республики Татарстан в рамках программы общего образования, в частности:

какой объем изучения татарского языка как учебной дисциплины следует признавать необходимым, в том числе для обеспечения его знания на уровне применения во всех сферах официальных отношений;

понимается ли под необходимым объемом только та часть времени изучения татарского языка, которая относится к обязательному минимуму в пределах установленного федеральными стандартами регионального компонента без учета времени на углубленное изучение по выбору предметов из вариативной части учебных планов;

могут ли создаваться препятствия к прохождению итоговой аттестации, выдаче документа о получении основного общего образования и получению образования более высокого уровня, если имелась возможность изучать татарский язык в необходимом объеме, но его знание на уровне использования в сферах официальных отношений оценивается неудовлетворительно;

допустимо ли изучение татарского языка в Республике Татарстан в меньшем объеме, чем изучение русского языка, если согласно федеральному образовательному стандарту и примерному учебному плану объем изучения обязательных предметов не позволяет предусмотреть объем изучения татарского языка в объеме, равном русскому языку?

Кроме того, заявитель просит дать разъяснения по вопросам, касающимся последствий неисполнения уполномоченными органами и должностными лицами Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2004 года N 16-П.

2. По смыслу статьи 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", официальное разъяснение Конституционным Судом Российской Федерации вынесенного им решения дается только в пределах содержания разъясняемого решения, т.е. ходатайство о разъяснении решения не может быть удовлетворено, если поставленные в нем вопросы не требуют какого-либо дополнительного истолкования решения по существу.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 ноября 2004 года N 16-П признал содержащееся в пункте 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан" (в редакции части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан") и пункте 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан "Об образовании" нормативное положение, устанавливающее, что татарский и русский языки как государственные языки Республики Татарстан в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах, не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в действующей системе нормативного регулирования оно предполагает, что изучение татарского языка должно осуществляться в соответствии с определенными законодательством Российской Федерации федеральными государственными образовательными стандартами и не препятствовать прохождению итоговой аттестации, выдаче документов о получении основного общего образования и получению образования более высокого уровня.

Требованию об изучении русского и татарского языков в равных объемах нельзя, как указано в Постановлении, придавать абсолютный характер. Изучение в Республике Татарстан русского и татарского языков в равных объемах может иметь место при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе относящихся к обязательному изучению русского языка как государственного языка Российской Федерации, и при наличии соответствующих условий, в полной мере гарантирующих право на образование, не допускающих умаление других конституционных прав и свобод. Поэтому к реализации законоположений об изучении татарского языка в образовательных учреждениях Республики Татарстан в рамках программы общего образования необходим дифференцированный подход. Изучение татарского языка как государственного языка Республики Татарстан не может осуществляться в ущерб федеральному компоненту федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и препятствовать реализации права учащихся на углубленное изучение иных предметов учебного плана, включая русский язык, дисциплин по выбору и т.п.

В Постановлении от 16 ноября 2004 года N 16-П Конституционный Суд Российской Федерации не решал поставленные в ходатайстве вопросы, связанные с конкретным механизмом реализации законоположения об изучении русского и татарского языков в образовательных учреждениях Республики Татарстан в рамках программы общего образования, обеспечением надлежащих условий такой реализации, включая дифференцированный подход. Разрешение данных вопросов относится к совместному ведению соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан, для которых выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 16 ноября 2004 года N 16-П конституционно-правовой смысл положений законов Республики Татарстан, касающихся изучения русского и татарского языков в учреждениях образования, является обязательным.

Что касается просьбы заявителя дать разъяснение последствий неисполнения уполномоченными органами и должностными лицами Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2004 года N 16-П, то данный вопрос также не был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, в связи с чем и в этой части ходатайство С.И.Хапугина не подлежит удовлетворению.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 79 и статьей 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в удовлетворении ходатайства гражданина Хапугина Сергея Игоревича об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2004 года N 16-П.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.Данилов




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: 525-О-О
Принявший орган: Конституционный Суд Российской Федерации
Дата принятия: 17 июля 2007

Поиск в тексте