Действующий

     
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 июля 2007 года N 562-О-О


Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Борца Анатолия Михайловича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 28_1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"



Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева, рассмотрев по требованию гражданина А.М.Борца вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.М.Борец просит проверить конституционность пункта 2 статьи 28_1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (введена Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), согласно которому лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1-10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7-9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

По мнению заявителя, эта норма в ее истолковании, данном в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", как не предусматривающая возможность предоставления такого рода льготы для работников инженерно-технического состава гражданской авиации, имеющих помимо соответствующего специального стажа, предусмотренного подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона, не менее 15 (20) календарных лет работы в "северных" регионах, препятствует реализации пенсионных прав, приобретенных ими в соответствии с действовавшим до 1 января 2005 года законодательством, вступая тем самым в противоречие со статьями 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1), 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Предусмотренное пунктом 2 статьи 28_1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовое регулирование, закрепляющее льготу по дополнительному снижению пенсионного возраста лиц, занятых на определенных видах работ, и условие ее предоставления, само по себе не может расцениваться как направленное на какое бы то ни было ущемление пенсионных прав граждан либо нарушающее конституционный принцип равенства, который, как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, не исключает установление в сфере пенсионного обеспечения правовой дифференциации, основывающейся на специфике условий труда отдельных категорий работников.

Кроме того, фактически воспроизводя положения части второй действовавшей до 1 января 2005 года статьи 29 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", оспариваемая норма, по сути, сохраняет ранее установленные условия снижения пенсионного возраста лицам, имеющим право на определенные виды льготного пенсионного обеспечения, к числу которых - как до 1 января 2005 года, так и после этой даты - не отнесены работники инженерно-технического состава гражданской авиации, что нашло отражение в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".

Следовательно, утверждение заявителя об отмене оспариваемой нормой пенсионных прав, приобретенных им на основании действовавшего до 1 января 2005 года законодательства, является необоснованным. Проверка же правильности ее применения судами общей юрисдикции при разрешении его дела, как и расширение круга лиц, имеющих право на льготу, предусмотренную пунктом 2 статьи 28_1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на чем, по существу, настаивает заявитель, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Борца Анатолия Михайловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.Данилов


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка