• по
Более 62000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 июня 2007 года N 6244/07


[Суд передал дело в Президиум Высшего арбитражного суда РФ для пересмотра в порядке надзора состоявшихся судебных решений о признании недействительным решения МИФНС о привлечении к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ и доначислении НДС, так как выводы судов о том, что получаемые учреждением средства в соответствии с подп.3 п.3 ст.39 и п.2 ст.146 НК РФ не подлежат налогообложению НДС, являются ошибочными, поскольку их нельзя признать средствами целевого бюджетного финансирования]



Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Муриной О.Л., судей Завьяловой Т.В., Поповченко А.А., рассмотрев в судебном заседании заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской республике о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Удмуртской республики от 04.08.2006 по делу N А71-5083/2006-17, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 06.02.2007 по тому же делу,

установил:

Муниципальное учреждение "Городское жилищное управление - Управляющая компания в Жилищно-коммунальном Хозяйстве г.Ижевска" (далее - учреждение, МУ "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г.Ижевска) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской республики с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской республике (далее - инспекция) от 30.06.2006 N 16-20-7738.

Решением суда первой инстанции от 04.08.2006 заявление учреждения удовлетворено.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.10.2006 решение суда оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 06.02.2007 названные судебные акты оставил без изменения.

Инспекция обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм налогового законодательства.

Рассмотрев доводы, приведенные в заявлении инспекции, изучив оспариваемые судебные акты и материалы дела, суд пришел к выводу, что дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по следующим основаниям.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации учреждения за февраль 2006 по налогу на добавленную стоимость.

По результатам этой проверки инспекцией вынесено решение от 30.06.2006 N 16-20-7738 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - кодекса) в виде штрафа в сумме 576886 рублей 65 коп., а также учреждению предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 2889709 рублей 92 коп. и пени в сумме 117533 рубля 08 коп. в связи с невключением в налогооблагаемую базу суммы в размере 5 процентов от стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Не согласившись с указанным решением, общество оспорило их в арбитражном суде.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что учреждение осуществляет деятельность по обслуживанию населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства в пределах установленных полномочий и в соответствии с Уставом, финансируется по утвержденной смете за счет средств местного бюджета, оно выполняет функции уполномоченного органа местного самоуправления.

Постановлением Мэра г.Ижевска от 16.07.2002 N 314 утвержден норматив на содержание учреждения в размере 5% от стоимости всех видов жилищно-коммунальных услуг, полученные средства от населения являются целевым бюджетным финансированием и потому не подлежат включению в налоговую базу для исчисления налога на добавленную стоимость.

Между тем позиция судов трех инстанций ошибочна ввиду следующего.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 и 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение включает в себя плату за пользование жилым помещением (плату за наем), плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (пункт 4 статьи 154 Жилищного кодекса).

В соответствии с пунктом 2 статьи 157 указанного Кодекса, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренный частью 4 статьи 154 Кодекса рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

Как установлено судами, в соответствии с Уставом муниципального учреждения с изменениями, утвержденным распоряжением администрации г.Ижевска от 05.05.2005 N 60, целями и задачами учреждения являются обеспечение надежного функционирования жилищно-коммунального хозяйства г.Ижевска, создание условий для развития и совершенствования жилищно-коммунального хозяйства, достижение иных социально значимых целей в этой области. Постановлением администрации г.Ижевска от 23.12.98 N 601 учреждение наделено полномочиями муниципального заказчика в соответствии с целями и задачами, определенными в его Уставе. Постановлением администрации г.Ижевска от 28.02.2002 N 73 учреждение уполномочено выступать в качестве наймодателя при заключении договоров социального найма на жилые помещения муниципального жилищного фонда города. Учреждение финансируется по утвержденной смете за счет средств местного бюджета и выполняет функции уполномоченного органа местного самоуправления.

Постановлением Мэра г.Ижевска от 16.07.2002 N 314 утвержден норматив на содержание учреждения в размере 5 процентов от стоимости всех видов жилищно-коммунальных услуг.

Тарифы на коммунальные услуги утверждены постановлением Администрации города Ижевска от 29.12.2005 N 607 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги для населения", где указано, что в тарифах учтена плата за услуги по управлению многоквартирным домом в размере 5 процентов в соответствии с постановлением Мэра г.Ижевска от 16.07.2002 N 324.

Таким образом, одним из основных видов деятельности учреждения является оказание услуг в области жилищно-коммунального хозяйства и плата за эти услуги в размере 5 процентов подлежит включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

В силу изложенного, выводы судов о том, что получаемые учреждением средства в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 39 и пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость, являются ошибочными, поскольку их нельзя признать средствами целевого бюджетного финансирования.

При таких обстоятельствах названные судебные акты предлагается отменить на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

Передать дело Арбитражного суда Удмуртской республики N А71-5083/2006-А17 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 04.08.2006, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 06.02.2007 по тому же делу.

Направить копии определения и заявления лицам, участвующим в деле.

Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзыв на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до 01.08.2007.

Председательствующий
О.Л.Мурина

Судьи
Т.В.Завьялова
А.А.Поповченко




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Высшего Арбитражного Суда РФ
www.arbitr.ru (сканер-копия)
по состоянию на 08.10.2007

Номер документа: А71-5083/2006-17
6244/07
Принявший орган: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
Дата принятия: 28 июня 2007

Поиск в тексте