• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 октября 2007 года N 12452/07


[Суд отказал в передаче дела в Президиум Высшего арбитражного суда РФ для пересмотра в порядке надзора состоявшихся судебных решений о взыскании расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате проезда, так как отсутствуют основания, предусмотренные ст.304 АПК РФ, для передачи дела в Президиум Высшего арбитражного суда РФ]



Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрел в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю (ул.Дзержинского, 41, г.Хабаровск, 680000) о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 27.02.2007, постановления суда апелляционной инстанции от 16.05.2007 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-11509/2006-31 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.08.2007 по тому же делу поиску общества с ограниченной ответственностью "Переяславское автотранспортное предприятие" к Российской Федерации в лице Минфина России, Хабаровскому краю в лице Минфина Хабаровского края, администрации муниципального района имени Лазо, Комитету социальной защиты населения администрации района имени Лазо, Финансовому управлению администрации района имени Лазо о взыскании (с учетом уточнения) 2099831 рубля 19 копеек расходов, связанных с предоставлением в 2004 году гражданам льгот по оплате проезда на основании Федерального закона "О ветеранах", Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", Закона Хабаровского края "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малоимущих семей с детьми и других категорий граждан на 2004 год".

Суд установил:

Решением суда первой инстанции от 29.01.2007 исковые требования удовлетворены: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации взыскано 1779799 рублей 75 копеек расходов. С Хабаровского края в лице Минфина Хабаровского края за счет казны Хабаровского края взыскано 320031 рубль 44 копейки расходов. В иске к остальным ответчикам отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.05.2007, подтвержденным судом кассационной инстанции, решение изменено. С Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации взыскано 1531028 рублей 31 копейка расходов. С Хабаровского края в лице Минфина Хабаровского края за счет казны Хабаровского края взыскано 249944 рубля 76 копеек расходов. В остальной части решение оставлено без изменения. Суды установили недостаточность выделенных из федерального бюджета денежных средств для компенсации предоставленных льгот. Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета не представлено.

Заявитель (Минфин России) просит об отмене состоявшихся судебных актов в связи с нарушением норм материального права и неполным выяснением обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.

Доводы были предметом рассмотрения судами, и им давалась правовая оценка. Нарушений норм материального права не установлено. Взыскание понесенных истцом расходов за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России соответствует закону и сложившейся судебной практике (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).

Из представленных материалов следует, что истец в 2004 году предоставил льготы отдельным категориям граждан по оплате проезда на автомобильном транспорте в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", Законом Хабаровского края "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малоимущих семей с детьми и других категорий граждан на 2004 год".

Факт предоставления льгот и их размер подтверждены материалами дела.

Источником финансирования спорных льгот по Федеральному закону "О ветеранах", Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" является федеральный бюджет.

Государство не отменяло и не приостанавливало действие названных законов, поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о бюджете.

Поскольку органы государственной власти не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, суды правомерно на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворили исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.

Довод Минфина России о выполнении им своих обязанностей в полном объеме подлежит отклонению. Право требования возмещения Российской Федерацией понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.

По мнению заявителя, главным распорядителем средств федерального бюджета по расходам на оплату проезда ветеранов в 2004 году являлось Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Между тем в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета. По настоящему делу судами установлено недофинансирование со стороны Минфина России, с которого правомерно взысканы убытки (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).

Довод заявителя об отсутствии доказательств наличия у истца убытков в заявленном размере противоречит материалам дела и направлен на переоценку доказательств по делу, что в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию надзорной инстанции.

При таких обстоятельствах по настоящему делу отсутствуют основания, предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

определил:


В передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А73-11509/2006-31 Арбитражного суда Хабаровского края для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 27.02.2007, постановления суда апелляционной инстанции от 16.05.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.08.2007 по тому же делу отказать.

Председательствующий судья
О.А.Козлова

Судьи
Л.Г.Воронцова
Н.А.Ксенофонтова




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: А73-11509/2006-31
12452/07
Принявший орган: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
Дата принятия: 11 октября 2007

Поиск в тексте