Действующий

     

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 февраля 2007 года N 4


О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"



Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации

постановляет:

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации".

2. Представить данный законопроект в Федеральном Собрании Российской Федерации Председателю Верховного Суда Российской Федерации В.М.Лебедеву.

Председатель
Верховного Суда
Российской Федерации
В.М.Лебедев

Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.В.Демидов

     

     

Вносится Верховным Судом
Российской Федерации

Проект  

     

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


"О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"



Статья 1. Внести в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации следующие изменения и дополнения:

1) часть 4 статьи 112 изложить в следующей редакции:

"4. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование вступивших в законную силу судебных постановлений подается и рассматривается в порядке, установленном статьей 376 настоящего Кодекса";

2) в статье 376:

части 2 и 3 изложить в следующей редакции:

"2. Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции лицами, участвующими в деле, в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу, а другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, - в тот же срок со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении их прав и законных интересов, но не позднее года со дня их вступления в законную силу.

Жалобы, представления прокурора на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, и гарнизонных военных судов могут быть поданы соответственно в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и Военную коллегию Верховного суда Российской Федерации в течение трех месяцев со дня получения определения об отказе в удовлетворении жалобы, представления в президиуме соответствующего суда, а на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов - в тот же срок со дня вынесения постановлений.

3. Заявление о восстановлении пропущенного срока на обжалование вступивших в законную силу судебных постановлений, установленного частью 2 настоящей статьи, подается в суд, рассмотревший дело по первой инстанции. Указанные сроки могут быть восстановлены только в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину их пропуска по обстоятельствам, объективно исключавшим возможность подачи надзорной жалобы в установленный срок (тяжелая болезнь лица, подающего надзорную жалобу, его беспомощное состояние и т.п.).";

часть 3 считать частью 4;

3) в статье 377:

из пункта 1 части 2 исключить слова:

"на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;";

4) статью 379 изложить в следующей редакции:

"Статья 379. Действия суда надзорной инстанции после подачи надзорной жалобы или представления прокурора

Надзорная жалоба или представление прокурора, поданные в соответствии с правилами, установленными статьями 376-378 настоящего Кодекса, рассматриваются:

в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда - председателем или заместителем председателя соответствующего суда либо, по их поручению, судьей данного суда (далее - судьей);

в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, Президиуме Верховного Суда Российской Федерации - судьей Верховного Суда Российской Федерации.";

5) статью 380 изложить в следующей редакции:

"Статья 380. Возвращение надзорной жалобы или представления прокурора без рассмотрения по существу

Надзорная жалоба или представление прокурора возвращаются без рассмотрения по существу, если они поданы в суд надзорной инстанции с нарушением требований, установленных статьями 376-378 настоящего Кодекса.";

6) статьи 381-382 изложить в следующей редакции:

"Статья 381. Решение о приемлемости надзорной жалобы или представления прокурора

1. Судьи, указанные в статье 379 настоящего кодекса, при рассмотрении надзорной жалобы или представления прокурора принимают решение о ее приемлемости для рассмотрения в суде надзорной инстанции. При наличии сомнений в законности оспариваемого судебного постановления они истребуют дело.

Одновременно с истребованием дела судья вправе своим определением приостановить исполнение решения при наличии об этом просьбы, содержащейся в жалобе, представлении или поданных дополнительно к ним ходатайствах.

2. По результатам рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора судья выносит определение:

1) об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления прокурора, если изложенные в них доводы в соответствии с федеральным законом не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления;

2) о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в суд надзорной инстанции

3. Отказ в удовлетворении жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть обжалован в течение двух месяцев со дня получения отказа судьи в удовлетворении надзорной жалобы или представления прокурора Председателю Верховного Суда Российской Федерации либо его заместителю.

4. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в удовлетворении жалобы или представления. В этом случае он истребует дело и принимает решение по существу жалобы или представления.

5. Дела, истребованные по надзорным жалобам или представлениям прокурора, поданным в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации или в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации на судебные постановления, указанные в пунктах 3 и 4 части 2 статьи 377 ГПК РФ, в случае передачи их для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции направляются соответственно в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации или в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 382. Срок рассмотрения вопроса о приемлемости надзорных жалоб или представлений прокурора

1. В суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда Российской Федерации, вопрос о приемлемости надзорной жалобы или представления прокурора рассматривается не более чем месяц, если дело не было истребовано, и не более чем два месяца, если дело истребовалось (не считая времени со дня истребования дела и до дня поступления его в суд надзорной инстанции).

2. В Верховном Суде Российской Федерации вопрос о приемлемости надзорной жалобы или представления прокурора рассматривается не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело истребовалось (не считая времени со дня истребования дела и до дня поступления его в Верховный Суд Российской Федерации).

3. Председатель соответствующего суда, а также заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации с учетом сложности дела может продлить срок рассмотрения вопроса о приемлемости жалобы, но не более чем на два месяца.

7) В статью 383 внести следующие изменения:

1. Наименование статьи изложить в следующей редакции:

"Определение судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления прокурора";

2. Абзац первый части первой изложить в следующей редакции:

"Определение об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления должно содержать:";

3. Часть вторую исключить.

8) статью 389 изложить в следующей редакции:

"Статья 389. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации имеет право внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики по жалобе заинтересованных лиц либо представлению прокурора представление о пересмотре в порядке надзора судебных постановлений, нарушающих права, свободы или законные интересы неопределенного круга лиц, иные публичные интересы либо рассмотренные с нарушением подведомственности или подсудности.

2. Представление, указанное в части 1 настоящей статьи, может быть внесено в течение одного года со дня вступления судебного постановления в законную силу и рассматривается Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в общем порядке, установленном статьей 386 настоящего Кодекса для рассмотрения дела в суде надзорной инстанции.";

9) дополнить статью 390 частью 2 следующего содержания:

"2. При рассмотрении дела в надзорном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорной жалобы, представления. В интересах законности суд надзорной инстанции вправе выйти за пределы доводов надзорной жалобы, представления. Суд надзорной инстанции, выходя за пределы доводов надзорной жалобы, представления, не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.";

часть 2 статьи 390 считать частью 3.

10) Статью 392 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5) признание постановлением Конституционного Суда Российской Федерации закона, примененного в деле, в отношении данного лица не соответствующим Конституции Российской Федерации, либо установление Европейским судом по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, при рассмотрении судом Российской Федерации данного дела.

В этих случаях вступившие в законную силу судебные постановления судов Российской Федерации могут быть пересмотрены, если выявленные нарушения прав и законных интересов не могут быть устранены либо компенсированы иным способом.".

Статья 2. Ввести в действие настоящий Федеральный закон по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования.

Статья 3. Надзорные жалобы, представления прокурора, не рассмотренные ко дню введения в действие настоящего Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на время их подачи в суд надзорной инстанции.

Президент
Российской Федерации
В.В.Путин

     

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"



Необходимость внесения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ) изменений и дополнений вызывается следующим.

Российская Федерация, ратифицировав Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция), признала юрисдикцию Европейского Суда по правам человека (далее - Европейский Суд). В связи с этим и в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации в законодательной деятельности следует учитывать постановления Европейского Суда, в которых даются толкования положений Конвенции, с тем, чтобы избежать противоречий законодательства Российской Федерации ее международным договорам.

Европейский Суд в ряде постановлений по жалобам граждан Российской Федерации ("Денисов А.А. против Российской Федерации", "Праведная Л.В. против Российской Федерации", "Сардин А.П. против Российской Федерации" и др.) признал, что урегулированное ГПК РФ производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений не в полной мере соответствует положениям пункта 1 статьи 6 и пункта 1 статьи 35 Конвенции.

Несмотря на установленный статьей 376 ГПК РФ годичный срок на обжалование в порядке надзора судебных постановлений, фактически производство в судах надзорных инстанций может продолжаться неопределенный срок (несколько лет, при соблюдении судами надзорных инстанций установленных сроков рассмотрения жалоб и дел).

В результате, с одной стороны, нарушается вытекающий из пункта 1 статьи 6 Конвенции принцип правовой определенности, поскольку лица, в пользу которых вынесены вступившие в законную силу судебные постановления, не могут быть уверены в судьбе присужденных им прав (их стабильности) и возможности распоряжаться ими (эти постановления могут быть пересмотрены спустя длительное и, главное, неопределенное время), с другой стороны, лица, считающие, что вступившими в законную силу судебными постановлениями нарушены их права, в случае подачи надзорных жалоб могут пропустить шестимесячный срок, установленный пунктом 1 статьи 35 Конвенции на подачу жалобы в Европейский Суд (Суд с учетом неопределенной продолжительности нашего надзорного производства исчисляет этот срок со дня вступления судебных постановлений в законную силу и признает неприемлемыми жалобы, поданные после его истечения, в том числе и в связи с обжалованием заявителями судебных постановлений в порядке надзора), и лишиться возможности прибегнуть к межгосударственным средствам защиты своих прав, предоставленной частью 3 статьи 46 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, установленный ГПК РФ порядок производства в суде надзорной инстанции (с учетом норм международного права) создает угрозу как правам лиц, в пользу которых вынесены вступившие в законную силу судебные постановления, так и правам лиц, которые их обжалуют.

Причины такого положения в следующем.