• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 ноября 2007 года N 752-О-О


Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданина Востроилова Виктора Ивановича положениями пункта 3 статьи 17 и пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"



Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева, рассмотрев по требованию Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации вопрос о возможности принятия данной жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе на нарушение конституционных прав гражданина В.И.Востроилова Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации оспаривает конституционность положения пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающего порядок перерасчета страховой части трудовой пенсии лицам, осуществлявшим работу и (или) иную соответствующую деятельность, не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии либо предыдущего перерасчета ее размера, во взаимосвязи с положением пункта 1 статьи 20 того же Федерального закона, предусматривающим, что перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации полагает, что ограничение позитивных обязательств государства контролем за наступлением обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения (абзац второй пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - в этом случае перерасчет размера трудовой пенсии осуществляется без заявления пенсионера) и закрепление условия о том, что перерасчет страховой части трудовой пенсии в сторону увеличения реализуется лишь при наличии волеизъявления гражданина, не обеспечивает полное использование суммы страховых взносов, учтенной на индивидуальном лицевом счете работающего гражданина и нарушает статьи 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

По его мнению, представляется разумным установление такого порядка перерасчета страховой части трудовой пенсии, при котором в случае продолжения пенсионером работы он производился бы в обязательном порядке с периодичностью в один год (с 1 января каждого года, следующего за годом работы).

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил перерасчета пенсий, обращений за ним и сроков, с которых он производится, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Действуя в пределах своих полномочий, федеральный законодатель в пункте 3 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определил один из возможных вариантов увеличения размера страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных за 12 полных месяцев работы пенсионера после назначения (перерасчета страховой части) пенсии.

При осуществлении перерасчета, который производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете (абзац третий пункта 1 статьи 20 названного Федерального закона), во внимание принимается сумма расчетного пенсионного капитала по состоянию на день, с которого производится этот перерасчет, т.е. учитывается сумма страховых взносов не на день подачи заявления о перерасчете, а за больший период времени - на первое число следующего месяца, что увеличивает размер пересчитанной страховой части трудовой пенсии.

Таким образом, этот порядок перерасчета пенсий не направлен на какое бы то ни было ущемление прав работающих пенсионеров; напротив, устанавливая основания и порядок пересмотра в сторону увеличения размера одной из составных частей трудовой пенсии, он имеет целью обеспечить повышение ее уровня.

Такое правовое регулирование, осуществленное в интересах указанных граждан, не может расцениваться как противоречащее конституционным предписаниям.

Что касается возложения на граждан обязанности обратиться с заявлением о перерасчете трудовой пенсии в сторону увеличения, то это положение обеспечивает им возможность реализации субъективных пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 159-О и от 21 декабря 2006 года N 577-О), - производить перерасчет размера страховой части трудовой пенсии через 12 полных месяцев со дня ее назначения либо со дня предыдущего перерасчета (пункт 3 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") или отказаться на соответствующий период от получения установленной ему страховой части трудовой пенсии (полностью или в определенной им части). При этом не полученные пенсионером суммы страховой части трудовой пенсии по старости подлежат зачислению на его индивидуальный лицевой счет (пункт 4 статьи 17 названного Федерального закона) и будут учтены при последующем перерасчете.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.Данилов




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: 752-О-О
Принявший орган: Конституционный Суд Российской Федерации
Дата принятия: 15 ноября 2007

Поиск в тексте